В начале этого периода основные усилия теоретиков автоматизированного обучения были направлены на поиск и проверку более совершенных моделей обучения. Как следствие этих работ стали появляться экспериментальные АОС продуцирующего типа, где обучающие воздействия выбирались не педагогом, а жестко определялись соответствующей системой и генерировались в зависимости от целей обучения и с учетом текущего состояния знаний обучаемого.
Для этого в обучающей системе представлялись знания о том, чему обучать, как обучать и знания о самом обучаемом. Это позволило адаптивно выдавать управляющие воздействия, сопровождать решение задач, производить диагностику знаний обучаемого.
В этих системах начали использовать идеи и методы представления знаний, разработанные к тому времени в области искусственного интеллекта. Но если для представления знаний о предметных областях эти разработки подходили в значительной степени, то для решения двух других задач — управления обучением и тестирования результатов — требовались более сложные методы и средства. Эти проблемы находились в поле зрения разработчиков продуцирующих АОС в конце данного периода и до сих пор являются предметом исследований в области обучающих программ.
Одним из самых известных пакетов, созданных в этот период, является система PLATO (наиболее развитая версия — PLATO IV) — результат образовательного проекта Иллинойского университета [126]. В этом пакете были реализованы практически все нынешние возможности мультимедиа. Каждому обучаемому в системе PLATO IV был предоставлен терминал с плазменным дисплеем, обеспечивающим выдачу произвольного сочетания текста, графики и цветных изображений в сопровождении звука.
Разработка PLATO IV была самой масштабной в области компьютеризации обучения как по объемам финансирования и привлеченным силам, так и по возлагавшимся на нее надеждам. Однако проведенные испытания показали, что она не пригодна для широкого применения вследствие дидактической неэффективности, сложности и трудоемкости подготовки учебных материалов.