Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкуренция на российских рынках достаточно слаба, о чем говорят результаты обследований, проводимых российскими специалистами. Регулировать уровень конкуренции внутри страны Россия сможет, во-первых, с помощью таможенного тарифа, который является средством протекционистской защиты отечественного производства. Во-вторых, путем применения разрешенных ВТО нетарифных инструментов — в первую очередь… Читать ещё >

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нетарифные меры регулирования

В современных условиях либерализации внешней торговли и расширения внешнеэкономических связей на законность и обоснованность применения странами методов и инструментов внешнеторговой политики обращается пристальное внимание всего международного торгового сообщества.

Всемирная торговая организация официально поставила главную цель в регулировании торговли исключительно тарифными методами максимально возможного упразднения барьеров, выходящих за рамки таможенно-тарифных ограничений, поскольку использование странами нетарифных ограничений (НТО) создает более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства. Кроме того, будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для несанкционированных действий правительств.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли — это совокупность методов и инструментов государственного регулирования, выражающегося в ограничениях на ввоз и вывоз товаров с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности.

Процесс интеграции национальных экономик и необходимость внедрения в мировую торговую систему приводят к необходимости использования странами нетарифных мер регулирования. Как правило, нетарифные ограничения представляют собой проекцию мер внутренней внешнеторговой политики на торгово-экономические отношения с другими странами.

Существуют и узаконенные международной торговой системой меры нетарифного регулирования, в том числе прямое ограничение импорта в целях защиты определенных отраслей промышленности, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные) — защитные меры, призванные в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров. Вполне легитимный характер носят также меры, направленные на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Нетарифные ограничения (НТО) направлены, как правило, на достижение тех же целей, что и тарифные методы. Они позволяют в более короткие сроки получать необходимые результаты, решать некоторые специальные задачи, но в долговременном плане не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию эффективной структуры производства. Зачастую тарифные и нетарифные меры, например пошлины и квоты, взаимодействуют друг с другом.

Активно применяют нетарифные меры регулирования развитые страны. По данным ЮНКТАД, наряду с увеличением случаев применения защитных, в первую очередь антидемпинговых мер, страны активизировали использование и иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. Объектом протекционистских мер часто становятся товары, импортируемые из России, традиционно попадая в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования.

В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами — до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Практика применения НТО в развитых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность свободной торговле, показывает на скрытое, зачастую жесткое использование нетарифных барьеров в целях защиты национальных рынков.

Установлено активное использование в европейском механизме нетарифного регулирования мер как экономического (как правило, антидемпинговые инструменты), так и административного характера. При этом нормативное регулирование антидемпинговых мер в ЕС характеризуется, с одной стороны, тем, что оно выведено из компетенции государств-членов и передано в ведение европейской администрации, а с другой — в силу членства ЕС в ВТО, должно выстраиваться в строгом соответствии с нормами Соглашения о толковании статьи VI ГАТТ. Эффективным нетарифным инструментом экономического характера в ЕС являются также применение компенсационных мер (специфических субсидий), налогов и сборов.

Несмотря на значительное продвижение в деле унификации правил применения нетарифных инструментов в ЕС, в сфере налогообложения ведущую роль по-прежнему играют национальные регуляторы. Административный блок нетарифных мер в ЕС чрезвычайно разнообразен и постоянно пополняется новыми инструментами. Центральное место в нем занимают количественные ограничения и иные меры сходного характера.

Применение нетарифных мер в США регламентируется на международном и национальном уровнях. Существенной особенностью торговой политики США, касающейся в том числе нетарифных мер, является заметное усиление двусторонних механизмов в ущерб многостороннему регулированию. Для американской модели нетарифного регулирования характерны общие для большинства зарубежных стран тенденции модификации нетарифного инструментария, появление новых способов и приемов регулирования внешнеторговой деятельности.

В США активно применяются антидемпинговые пошлины и меры налогового законодательства. Среди мер административного характера выделяются количественные ограничения, введение запретов на импорт в США, экспортный контроль, использование различных административных процедур в целях внешнеторгового регулирования, применение стандартов и иных технических барьеров.

При этом, когда применение нетарифных мер оказывается не соответствующим нормам ВТО, на первый план в процессе принятия торгово-политических решений выступают интересы национальных экономик, а также американских и европейских компаний.

Активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития. Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики России в условиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых «агрессивных» из них.

В настоящий момент механизм нетарифного регулирования в России переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами адаптации страны к правилам и стандартам ВТО, так и последствиями объявленных санкций США, Европой, Канадой, Австралией.

В России механизм применения нетарифных мер начал формироваться в 1991 г. после принятия Закона РСФСР от 31.10.1990 № 293−1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства РФ были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий. Позже вступили в силу положения федеральных законов от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, принятого 25 января 2008 г., Закона о таможенном регулировании.

Поскольку в настоящее время в России чрезвычайно остро стоят проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, в условиях членства в ВТО одной из неотложных задач является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования внешней торговли.

Конкуренция на российских рынках достаточно слаба, о чем говорят результаты обследований, проводимых российскими специалистами. Регулировать уровень конкуренции внутри страны Россия сможет, во-первых, с помощью таможенного тарифа, который является средством протекционистской защиты отечественного производства. Во-вторых, путем применения разрешенных ВТО нетарифных инструментов — в первую очередь, защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также технических барьеров, санитарных и фитосанитарных норм. В мире действуют официальные классификационные системы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности. Они разработаны такими авторитетными организациями, как ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой