Осознание наиболее дальновидными представителями высших церковных кругов кризисного состояния церкви вызвало к жизни в первой половине XV в. так называемое соборное движение, выступавшее за реформу католической церкви. Движение, возникшее в среде высшего духовенства, получило поддержку правителей и крупных феодалов.
Соборное движение выдвинуло требование верховенства Вселенских соборов над папой. Одной из его предпосылок стало формирование централизованных национальных государств и связанное с этим стремление национальных церквей добиться большей самостоятельности. Не менее важную роль играло настоятельное требование реформы церкви «в главе и членах», очищения ее от укоренившихся пороков, связанное с падением авторитета папства и ростом народно-еретических движений в странах Европы.
Непосредственным толчком к началу соборного движения стала Великая схизма 1378—1417 гг. Сторонники движения настаивали на необходимости придания нового значения Вселенским соборам как регулярно и независимо от папы созываемым верховным органам католической церкви. По инициативе части кардиналов в 1409 г. был созван Пизанский собор с целью преодоления раскола, реформации церкви и ограничения папской власти. Принцип верховенства решений собора над папой был провозглашен Констанцским[1] (1414—1418) и Базельским соборами (1431 — 1449). Однако Евгению IV на Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1445), созванном в противовес Базельскому, удалось добиться осуждения соборного движения, а в 1460 г. Пий II буллой Execrabilis запретил всякую апелляцию к Вселенскому собору.
Поражение соборного движения не привело к восстановлению былого могущества папской власти и тем более к устранению причин недовольства положением дел в церкви. Напротив, это обстоятельство способствовало постепенному осознанию думающими европейцами необходимости церковных преобразований снизу, что и произошло в эпоху Реформации. Тем не менее папы, избранные в середине XV в., рассчитывали укрепить свои позиции. Важную роль здесь сыграло резкое изменение международнополитической ситуации, связанное со стремительным усилением государства турок-османов, превратившихся к тому времени в угрозу для всего западно-католического мира.
- [1] Только Констанцский собор избранием папы Мартина V в 1417 г. положил конецВеликой схизме. Пизанский собор, избрав папу Александра V, лишь усугубил положение, поскольку римский и авиньонский первосвященники отказались признать это решение.