Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Славяне, их расселение, основные занятия и верования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сохранились отрывочные и легендарные сведения о войнах во II—IV вв. славян с германским племенем готов, пришедших с севера и создавших в Приднепровье свое государство Ойум (от готск. aujom — «речная область», «страна вод»). Столицей стал город Археймар. В настоящее время большинство исследователей полагает, что Ойуму соответствует Черняховская археологическая культура. Начатое готами… Читать ещё >

Славяне, их расселение, основные занятия и верования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Славяне (ст.-слав. слов? не — владеющие словом, понятной речью) — крупнейшая в Европе группа народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. Входит в семью индоевропейских народов, к которым также относились некоторые другие древние народы — индийцы, иранцы, тохары, хетты, греки, италики, иллирийцы, фракийцы, кельты, германцы, балты.

В ходе миграций, походов и войн славянские народы расселились на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. В настоящее время славянские диаспоры имеются также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300−350 млн чел. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные (русские, украинцы, белорусы).

Диаспора (от греч. ??? — «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне родной страны, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы, хранящие свои культурные и бытовые традиции.

Из-за близости праславянского языка к изначальному индоевропейскому исследователи затрудняются определить время его выделения. Произошло это не позднее III — начала II тыс. до н.э.

Как существующий народ, славяне впервые упоминаются в византийских письменных источниках середины VI в., прослеживающих их существование с IV в. До этого славян или участвовавших в их этногенезе народов знали в Европе под названием бастарнов (Страбон) и венедов (Гай Плиний Старший, готский историк Иордан, Корнелий Тацит). Впрочем, о принадлежности венедов к славянскому племени сообщал только Иордан.

В VII в. славяне были уже хорошо известны византийцам, воевали с ними. Их отряды прорывались на Балканский полуостров, добираясь до острова Крит на юге, до Эльбы на северо-западе, за Днепр, в междуречье Оки и Верхней Волги и в район озера Ильмень на востоке.

Научная дискуссия

О месте нахождения прародины славян историки спорят до сих пор. Исходными для всех предположений о месте их первоначального обитания являются данные лингвистики. Если проанализировать общие для всех славянских народов обозначения элементов ландшафта, то выясняется, что их пращуры проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где часто встречались поляны, озера, болота, но не было моря, обозначение которого заимствуется позже в кельтском варианте римского слова «mare». Там, где жили праславяне, были холмы, овраги, водоразделы, но не наблюдалось высоких гор. Это подтверждается и сопоставлением славянских названий зверей и птиц, обитающих в лесах и лесостепях.

Очень точно проблему определения славянской прародины сформулировал В. П. Кобычев, отметивший:

" На этнической карте Восточной Европы для [славян] не осталось свободного места. Нижнее Повисленье и Понеманье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые, как мы попытались показать выше, были, возможно, кельтами или кем угодно, но только не славянами. В Карпатах и по Дунаю жили, но единодушному свидетельству письменных источников, различные иллиро-фракийские племена — геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы. Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли лето-литовские (прибалтийские) племена, еще более северные и восточные области — финно-угры, предки позднейших карелов, эстонцев, чуди, мордвы, мери и других родственных им народов"[1].

В плотно населенной Европе прародина славян долго не обнаруживалась, и немецкие историки XVIII в. высказали предположение об азиатском происхождении славян, пришедших в места своего позднейшего обитания либо с гуннами, либо с аварами, либо с тюркскими болгарскими племенами. Доказательно это предположение опроверг словацкий и чешский славист П. Й. Шафарик. В книге «Славянские древности» он, изучив топонимику Центральной Европы, доказал, что праславяне жили между южным побережьем Балтийского моря и Карпатами, по берегам Вислы.

Достаточно интересен так называемый буковый аргумент (нем. Buchenargument), согласно которому отсутствие среди ботанического лексикона древних славян названий бука, лиственницы, тиса и пихты указывает на такие вероятные места их этногенеза, как северная часть Украины либо юг Белоруссии (южнее реки Припять).

Возможно, праславянскими были тшинецкая археологическая культура бронзового века (XVI-XII вв. до н.э.), лужицкая культура бронзового и раннего железного веков (XII-IV вв. до н.э.), культура подклошевых (абажурных) погребений (V-II вв. до н.э.), пшеворская археологическая культура железного века (II в. до н.э. — IV в.), в очень большой степени — зарубинецкая археологическая культура эпохи раннего железного века (II в. до н.э. — II в. н.э.).

Бесспорно славянскими признаны следующие археологические культуры V—VI вв.:

  • пражско-корчакская (от верхней Эльбы до среднего Днепра, на юге доходя до Дуная и захватывая верховья Вислы);
  • Пеньковская (от среднего Днестра до Северского Донца);
  • колочинская (бассейн Десны и верховьев Днепра);
  • ипотешти-кындегитская (нижнее и среднее левобережье Дуная);
  • суковско-дзедзицкая (междуречье Одры (Одера) и Эльбы).

Первоначально общественное устройство славян представляло собой военную демократию. Это было отмечено и византийскими авторами. Так, Прокопий Кесарийский писал, что славяне «не управляются одним человеком, по издревле живут в демократии, и поэтому у них счастье и несчастье считается общим делом». Традиционно сильными были у них общинные традиции. Община у славян (сербская задруга, русская вервь, позже мир) очень рано становится территориальной. Связано это не только и не столько с занятиями славян (земледелие), но главным образом с происходившей в то время миграцией славян со своей древней прародины. Во время этого расселения происходила ассимиляция других восточноевропейских разноплеменных этносов — ираноязычных (скифов, сарматов), финно-угорских, балтских. Слово «род» стало обозначать у славян не только близких родственников, но и народ и всех соотечественников — сородичей.

Все важнейшие вопросы решались общинниками на вече (от ст.-слав. в!!! Ътъ — совет) — народном собрании, созывавшемся для обсуждения общих дел. Участниками веча являлись «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, позднее княжества).

Несомненно наличие у славян племенной знати — старейшин и вождей (князей). В начальный период славянского этногенеза старейшина (староста) — мудрый человек, старший по возрасту, умевший правильно организовать ведение хозяйства — выбирался всем миром на вече. Он и его помощники решали вопросы ежедневной жизни общины. Совет старейшин руководил повседневной жизнью племени. Военными делами племен ведали князья, значение которых неизменно возрастает в период расселения славян на запад, юг и восток Европы. В условиях шедших тогда войн требовались люди с военно-организаторскими талантами, и они находились, приобретая и политическую власть. В походе князь командовал войском. В мирное время он поддерживал уровень боеготовности племени, заключал временные и постоянные союзы с соседними племенами и народами. По С. Н. Темушеву, источниками обогащения князей и знати были:

  • — захват военной добычи:
  • — взимание дани — контрибуций и откупов с соседних племен и государств;
  • — продажа пленных в рабство;
  • — внутриплеменные подати князю (первоначально добровольные);
  • — «продажи» — судебные сборы[2].

Костяк возглавляемого князем войска составляла дружина, отборный отряд из лучших воинов, соратников, «друзей» князя. Дружинными командирами были воеводы. Часть из них становилась начальниками ополченских отрядов, присоединявшихся во время военных действий к княжеской дружине.

Все близкие к князю люди принадлежали к знатным родам (в некоторых случаях исключением мог быть воевода) или, выдвинувшись, создавали такие знатные рода. Они также возглавляли большие патриархальные семьи, в состав которых входили младшие члены семьи и принятые в род рабы — челядь. Непосредственно челядь обеспечивала экономическую и общественную стабильность славянской знати, основу богатства которой составляла, несомненно, военная добыча.

Именно во время первых войн (с готами, Ромейской империей, аварами) в племенных объединениях славян появляются предпосылки государственности, усиливается княжеская власть. Управление сложившимися огромными союзами племен с помощью норм обычного права становилось неэффективным, так как подобные союзы включали в себя не только славянские, но и иноэтнические компоненты — кельтские, балтские, иранские, угро-финские, германские, тюркские. Все это усиливало княжескую власть, вынужденную оперативно решать вопросы управления народом, особенно в условиях непрекращающихся военных конфликтов.

Исторический экскурс

Сохранились отрывочные и легендарные сведения о войнах во II—IV вв. славян с германским племенем готов, пришедших с севера и создавших в Приднепровье свое государство Ойум (от готск. aujom — «речная область», «страна вод»). Столицей стал город Археймар. В настоящее время большинство исследователей полагает, что Ойуму соответствует Черняховская археологическая культура. Начатое готами и продолженное гуннами Великое переселение народов во второй половине IV в. привело к глобальным миграциям почти всех этнических групп. Славянские племена на юге, враждовавшие с готами, приняли сторону напавших на Ойум гуннов и в союзе с ними стали расширять границы своей страны до римских владений на юге и германских земель на западе, вытесняя готов в Крым и Византию. Византийский дипломат Приск Панийский, участвовавший в 448 г. в посольстве Максимина к вождю гуннов Атилле, описал обычаи жителей страны на среднем Дунае, через которую он проезжал. Многие детали его описания характерны именно для славян: «В деревнях нам доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы просо, а вместо вина — так называемый по-туземному ??? (медос: мед); следовавшие за нами слуги также получали просо и напиток, добываемый из ячменя; варвары называют его ??? (камон: предположительно квас)». Позднее, сославшись на того же Приска, готский историк Иордан сообщил о погребении Аттилы: «После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане strava, так называют это они сами, сопровождая ее громадным пиршеством». Славянское слово страва обозначает «пищу, еду, кушанье, яство, блюдо» и из возможных интерпретаций этого слова лучше всего подходит, но смыслу к упомянутому событию (тризна на кургане павшего вождя).

В начале VI в. славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский, Иордан, Псевдо-Маврикий).

Спорной проблемой является время выделения из общей семьи славянских народов восточного славянства. Первыми после отступления готов пространство Приднепровья освоили анты. В IV в. они уже имели зачатки государственности, так как в византийских и готских источниках упоминаются их вожди (Бож, Идаризий, его сыновья Мезамир и Келагаст), знать, войска. При Боже анты наносили поражение готам, но около 375 г. были разгромлены войсками остготского короля Витимира. В период наивысшего расцвета Антская протодержава занимала территорию от Дона до Румынии и дальше до Балканского полуострова. К антскому времени относят возникновение Киева, Бужска, города Волынь на Западном Буге.

Но в середине VI в. в причерноморских степях появились авары, кочевой парод, пришедший из глубин Азии. В состав этого сложного этноса предположительно изначально входили сяньби, именуемые также жужанами (от кит. жуаньжуани — презрительная кличка, означающая «медленно ползти, пресмыкаться»). Это был монголоязычный народ. Именно у аваров, задолго до нашествия Батыя, славяне заимствовали термины «хоругвь» и «телега» .

Под натиском тюрок сяньби отступили в восточноевропейские степи, смешиваясь с другими степными народами. Ведомые каганом (титул правителя у хазар и других тюркских народов) Баяном I авары при содействии Византии разорили владения антов и подчинили себе племена славян-дулебов, живших на Дунае. Обры (так стали называть аваров славяне) жестоко притесняли дулебов. Успехи сравнительно небольшого по численности аварского войска объясняются использованием ряда военных новшеств: мощных дальнобойных луков, тяжелых копий и слегка изогнутых однолезвийных мечей — прообраза будущих сабель. Употребление железных стремян добавляло всадникам-аварам устойчивость в конном бою.

В 565−566 гг. аварское войско, обогнув Карпатские горы с севера, совершает дальний грабительский поход в Тюрингию и Галлию. По сообщению Григория Турского, авары при помощи волшебства разбили войско франков и пленили их короля Сигиберта I. Продвигаясь дальше на запад, авары разгромили германцев-гепидов, а в 568 г. вынудили лангобардов отступить из Паннонии (бывшая римская провинция, занимавшая территории современных Западной Венгрии, Восточной Австрии и частично Словении и Сербии) в Италию.

На завоеванной территории победители создают собственное государство — Аварский каганат. Известны войны аваров с Византией, в которых принимали участие и подвластные им славянские племена. Откупаясь от опасного врага, византийцы к 626 г. выплатили аварскому кагану около 6 млн солидов, что соответствовало 25 тыс. кг золота. Большая часть этих монет хранилась в виде сокровищ (переливались в золотые изделия) и была захвачена франками после вспыхнувшей в каганате в 795 г. внутренней смуты.

Исторический экскурс

В «Повести временных лет», древней русской летописи, об аварах написано кратко, но образно: «В те же времена были и обры, ходившие на царя Ираклия и едва его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и покорили дулебов — также славян, и чинили насилья женам дулебским; если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но повелевал впрячь в телегу три, четыре или пять жен и везти его — обрина. И так мучили дулебов. Были же обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и вымерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси до сего времени: „Погибли как обры“, — нет их ни племени, ни потомства» .

Первый ощутимый удар нанесли аварам западные славяне. В 623 г. чехи, моравы, словенцы под предводительством князя Само подняли восстание против обров, освободились от их власти и создали первое славянское государство на Среднем Дунае. Затем уже громить авар стали франки, византийцы и болгары.

Вторая волна славянской миграции на восток Европы начинается в VII в., в крайнем случае — в начале VIII в. Тогда же происходит выделение в отдельную этническую группу восточных славян. Об этом свидетельствуют и лингвистические данные, проанализированные Ф. П. Филиным в работе «Образование языка восточных славян»[3].

К концу VIII — началу IX в. племена восточных славян заняли значительные пространства Восточной Европы: от озера Пево (Ладожское озеро) на севере до Черного моря на юге. Это центральная часть Восточно-Европейской, или Русской, равнины, средняя высота которой не превышает 150 м. Протяженность Восточно-Европейской равнины с севера (побережья Белого и Баренцева морей) на юг (побережья Черного, Азовского, Каспийского морей) — около 2750 км, с запада (река Висла) на восток (Уральские горы) — около 2500 км.

На той части Восточно-Европейской равнины, которая была занята восточными славянами, имеется несколько возвышенностей — Среднерусская, Валдайская, Смоленская (частью ее является Клинско-Дмитровская гряда), Подольское плато, Кременецкие горы (но левобережью Днепра).

Северные реки Восточно-Европейской равнины (Мезень, Онега, Северная Двина, Печора) принадлежат бассейну Северного Ледовитого океана, западные и южные — Атлантического океана. К последним относятся реки, впадающие в Балтийское море (ст.-слав. — Варяжское): Нева, Западная Двина, Неман, Висла; Черное море — Днепр, Южный Буг, Днестр; Азовское море (ст.-слав. — Синее, позже Сурожское) — Дон. Реки бассейнов Волги и Урала впадают в Каспийское море (ст.-слав. — Хвалийское), утратившее связь с Мировым океаном и ставшее, по сути, самым большим на земле бессточным озером.

В формировании рельефа заметную роль сыграло древнее оледенение. В северных районах сохранился моренный покров — поверхностные наносы на значительной площади, образованные моренными (ледниковыми) отложениями — со слегка холмистым рельефом, многочисленными небольшими котловинами, заполненными озерами и болотами. В средней полосе морена подверглась размыву талыми водами. Это привело к значительному сглаживанию холмов. В южной части, на территории, не покрывшейся ледником, равнинная поверхность рассечена долинами крупных рек, балками и оврагами.

Климат на этой территории умеренно-континентальный. В центре Восточно-Европейской равнины в настоящее время средняя температура января составляет -11, а июля +17 градусов. В прошлые эпохи происходили колебания климата; после начала письменной истории самые значительные природные аномалии фиксировались летописцами.

Со временем на территориях, осваиваемых славянскими племенами, появляются пока еще небольшие, но хорошо укрепленные города-грады. Крупнейшие из них становятся центрами отдельных земель, по сути, политических образований, по размерам не уступающих иным европейским королевствам. В каждой земле было свое княжение. В круг обязанностей правивших ими князей входили не только организация защиты своей территории, но и управление ею. О существовании в то время фиксированного закона в каждой земле говорить не приходил ся, но некие «общеземельные» правила общежития были несомненно выработаны. Иначе трудно объяснить прочность возникших огромных племенных союзов, сохранявших свою территориальную и культурно-бытовую самобытность на протяжении нескольких веков.

Позднее летописец, автор «Повести временных лет», древнейшей русской хроники, насчитал 13 таких земель, образованных 12 восточнославянскими племенами, прочно удерживавшими и контролировавшими свои территории, границы которых сохранялись и при первых киевских князьях Рюриковичах. Среди них можно назвать следующие.

Земля полян. Находилась на правобережье Днепра в среднем его течении. Стольным градом полян стал Киев, существовавший уже в V в.

Позднее здесь возникают и другие города: Родня, Белгород на реке Ирпень, Вышгород, Звенигород, Треполь, Канев, Василев, Тумагц, Красный. Название «поляне», скорее всего, означает не «живущие в полях», а «воины», «богатыри» (поляница, поленница на древнерусском — «женщина-богатырша»).

  • Земля древлян, соседей полян. Древляне жили в бассейне рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига. На западе границей их земли была река Случь. Крупнейшими городами древлян были Искоростень, Овручь (Вручий), Городск и Ушеск. Археологические памятники древлян обозначаются принадлежащими лука-райковецкой археологической культуре. Возможно, название «древляне» происходит от слова «древний», ср. «древлехранилище» — хранилище древностей, архив.
  • Земля бужан (волынян). Простиралась от верховий реки Западный Буг до верховьев реки Припять. Центром края, позже названного Волынью, был город Червень. Присоединив в 981 г. Волынскую землю к Киевскому государству, Владимир Святославич сделал ее стольным градом Владимиром-Волынским (на реке Луге). Всего же у бужан (волынян) было 230 городов.
  • Земля дреговичей. Лежала в бассейне реки Припять вплоть до Западной Двины. Главными городами этого края были Туров, Клеческ (Клецк), Случеск (Слуцк) и Друцк. Название «дреговичи» происходит от «дрягва» — болото.
  • Земля северян. Находилась на левобережье Днепра в бассейне рек Десна, Сейм и Суда. Центром ее был Чернигов. Позднее в Северской земле возникают города Листвен, Путивль, Курск, Новгород-Северский, Любеч, Оргощ, Моровойск, Всевелож.
  • Земля радимичей, поселившихся в бассейне реки Сож, притока Днепра. Украшением этой земли стали города Пропошеск (Пропойск, современный Славгород), Кричев, Гомий (Гомель), Чичерск на Соже, Рогачев в устье реки Друть, Вщиж на Десне, Воробьин, Ропеск (Ропейск, Репейск), Стародуб.
  • Земля вятичей. Лежала в бассейне Оки и ее притоков. Древнейшими градами вятичей были Ростов, Суждаль (Суздаль), Кордно, Колтеск, Дедославль, Дебрянск (Брянск), Домагощ, Мценск, Карачев, Неринск, Козельск. Археологические памятники вятичей обозначаются принадлежащими ромено-борщевской археологической культуре.
  • Земля кривичей. Включала в себя территории в верховьях рек Западной Двины, Днепра, Волги и южной части Чудского озера. Славилась своими большими городами Смоленском и Плесковом (Псковом). Кривичами были построены города Изборск, Рша (Орша), Ржев.
  • Земля полочан (тех же кривичей, но переселившихся на реку Полоту и построивших там один из древнейших русских городов Полоцк). Вслед за Полоцком были построены города Витебск, Минеск (Минск), Городня (Гродно), Городец (Городснь), Лагожск (Логойск), Стрежнев, Лукомль, Ижеславль (Изяславль).
  • Земля ильменских словен. Они освоили побережье озера Ильмень и бассейн рек Волхов, Ловать, Мета, также верховья реки Молога. Ильменскими словенами были построены города Ладога, Новгород, Старая Русса. Свое имя получили от названия озера Ильмень, называвшегося также Словенским морем.
  • Земля уличей. Главным их городом был Пересечен, находившийся на реке Тясмин. Всего же на территории уличей, по, возможно, несколько преувеличенному сообщению одного баварского монаха-географа, написанному во второй половине IX в., стояло 318 городов.
  • Земля тиверцев. Простиралась по Днестру до Черного моря. Их центром был город Черн (Черный город) на западном берегу Днестра. Названия других городов история не сохранила, однако известно, что их было 148. Их остатки обнаружены археологами в междуречье Днестра и Прута и в устье Дуная. В одном из анонимных сочинений тиверцы были названы «популюс ферроциссимус» — свирепейший народ.
  • Земля белых хорватов, живших в Прикарпатье. Стольным градом белых хорватов был Ужгород. Еще один их большой город Перемышль находился на реке Сан.
  • [1] Кобычев В. П. В поисках прародины славян. М.: Наука, 1973. С. 330.
  • [2] Темушев С. Н. Характер власти и источники обогащения славянских вождей в догосударственный период // Российские и славянские исследования: сб. науч, статей. Вып. 5. Минск, 2010. С. 127.
  • [3] Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой