Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

США в годы Второй мировой войны: внутриполитический аспект

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая мировая война вызвала крупные сдвиги в развитии США, выведя из кризиса и длительного застоя американскую экономику. Безусловно, многие граждане США испытывали некоторые лишения и неудобства. В целом для американцев, не покидавших страну, это было хорошее время, американский народ не испытывал острых лишений. В ходе самой опустошительной в истории человечества войны американцы лучше… Читать ещё >

США в годы Второй мировой войны: внутриполитический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественные настроения в США в начале Второй мировой войны были вполне естественны и сводились к желанию американцев воздержаться от участия в войне. Используя результаты опросов, критикуя закон о нейтралитете США, лидеры изоляционистов яростно противились политике Ф. Рузвельта, направленной на поддержку стран — жертв фашистской агрессии[1]. Однако по мере оккупации немцами территорий Западной Европы среди американцев усиливалась тревога за национальную безопасность и антифашистские настроения все возрастали, но вступления в войну США по-прежнему старались избегать.

В условиях надвигающейся военной угрозы со стороны германской «оси» происходила президентская избирательная кампания 1940 г. Вопреки традиции баллотировавшийся в президенты Ф. Рузвельт и кандидат от республиканцев У. Уилки в своих программных документах заявляли о намерении не вступать в войну, но быть к ней готовыми, провести немедленное перевооружение и оказывать абсолютную поддержку Великобритании. «На выборах, состоявшихся в ноябре 1940 г., убедительную победу одержал Рузвельт, демократы получили значительное большинство и в обеих палатах конгресса»[2]. С этого момента и вплоть до вступления в войну все усилия американского руководства были направлены на формирование основы административной структуры экономики военного времени: впервые в истории страны введена выборочная воинская повинность; одобрен закон о вооружении торговых кораблей; бизнесу дали гарантии фактических затрат и фиксированной прибыли при перестройке производства; создавались подразделения, чья деятельность была призвана способствовать развитию военной промышленности[3].

Вследствие этих мер, принятых вопреки ожесточенному сопротивлению изоляционистов, произошли кардинальные изменения на рынке труда в распределении людских ресурсов в сочетании с наращиванием военного производства.[4] К тому моменту, когда Перл-Харбор подвергся нападению, осуществленные рузвельтовской администрацией начинания в сфере перевооружения уже привели к скромному улучшению экономических показателей. «С вступлением США в войну открылся новый этап в перевооружении. Старт этому дало послание Ф. Рузвельта конгрессу с изложением Программы победы»[5], разработанной совместно с англичанами. Благодаря этой Программе выпуск промышленной продукции за годы войны практически удвоился, причем было создано 17 млн новых рабочих мест. «Война омолодила американский капитализм»[6]. Вдвое увеличился валовой национальный продукт, в промышленности все отрасли работали с полной нагрузкой — в ускоренном темпе развивались в США горнодобывающая, химическая и другие базовые отрасли промышленности, фактически исчезла безработица. Важно отметить, что фактически весь прирост продукции в отраслях, работающих на войну, был достигнут за счет государственных вложений[7]. Резко улучшилось положение в сельском хозяйстве, где впервые за многие годы возникла нехватка рабочих рук. Именно поэтому право отсрочки от военной службы было предоставлено свыше 2 млн сельскохозяйственных рабочих. Цены на сельскохозяйственные продукты существенно возросли (на 131%), что повлекло за собой увеличение фермерских доходов, снизилась фермерская задолженность[8].

«Бум в сельском хозяйстве определялся повешенным спросом со стороны внутреннего рынка, главным образом армии, и массовыми государственными закупками для поставок иностранным государствам. Он затронул в первую очередь крупные хозяйства, которые опирались на сильную поддержку „фермерского блока“ в конгрессе и умножали свои доходы». Развитию интенсивного сельского хозяйства во время войны способствовали высокие темпы его механизации и оснащения современной техникой, активное применение минеральных удобрений, расширения площади земель под сельскохозяйственные нужны[9].

В части общественно-политических настроений вступление США в войну получило широкую поддержку со стороны общества, общество и политические силы сплотились перед лицом германской и японской угроз национальной безопасности и демократических институтов США. Большинство американцев теперь воспринимали эту войну как «народную войну» за национальное освобождение, за расширение экономической и политической демократии[10]. Почти все американцы оказались вовлеченными в военные усилия: одни руководствовались патриотическими чувствами, другие стремились хорошо заработать. Патриотически настроенные граждане занимались сбором всех видов отходов и утильсырья, поскольку правительство считало это важным вкладом в дело победы[11]. Те, кто с неохотой участвовал в таких мероприятиях, а также «отказники по совести»[12] сталкивались со всеобщим осуждением и административным принуждением. Остальные «нежелающие» подвергались судебному преследованию в соответствии с законом о шпионаже, законом об обязательной регистрации иностранцев и другими федеральными актами. Стоит добавить, что многие американские рабочие, несмотря на атмосферу патриотизма, в связи с замораживанием заработной платы (в то время как прибыли корпораций значительно увеличивались) за время участия США в войне провели 14 тыс. забастовок, число участников которых достигло 6,8 млн.

Кроме того, стоит отметить тот факт, что, несмотря на пропагандистские усилия администрации Рузвельта возбудить ненависть к нацистским и фашистским режимам, сохранялась межрасовая напряженность и обострилась проблема расовой дискриминации. Так, за немцами и итальянцами, получившими в США право на постоянное место жительства, велась постоянная слежка, некоторые из них были интернированы в первые месяцы после нападения на Перл-Харбор. Однако в целом отношение американцев к этим лицам можно охарактеризовать как вполне терпимое. После событий в Перл-Харборе лица японского происхождения, напротив, стали рассматриваться как самая многочисленная и отъявленная группа нарушителей гражданских свобод, охраняемых американским правительством. Местные и федеральные чиновники опасались возможных актов шпионажа и саботажа. К этим страхам примешивалось устойчивые расовые предрассудки, а также недовольство на экономической почве. В марте 1942 г. американское правительство полностью изолировало всех японцев и американцев японского происхождения, разместив их в 11 лагерях в отдаленных районах на территории США. Они жили в легких отгороженные колючей проволокой деревянных тесных бараках. Практика их переселения и интернирования исходила из сомнительного предположения о том, что расовая идентичность в большей мере определяет поведение какойлибо группы людей, чем географический фактор или гражданство, в данном случае американское. К 1943 г. военно-эвакуационная служба разработала программу проверки на лояльность, предназначенную для обитателей этих лагерей. Прошедшим такую проверку разрешалось устраиваться на работу за пределами лагерей, в том числе на службу в Вооруженных силах США. Четверть таких изолированных японцевмужчин отказались подчиниться требованиям службы селективной проверки. Из соглашавшихся сотрудничать с властями формировались воинские подразделения, заслуги таких полков широко отмечались в печати. Лишь в начале 1945 г. власти военно-эвакуационной службы позволили всем японцам покинуть лагеря для интернированных лиц. Несмотря на стремление многих японцев продемонстрировать полную лояльность, основная масса американских граждан в течение многих лет относилась к ним весьма подозрительно.

Крупнейшим расовым меньшинством в стране оставались черные американцы. Война оказала противоречивое воздействие на их жизнь: появились рабочие места, произошло повышение жизненного уровня, но по-прежнему при найме на работу и начислении зарплаты сохранилась глубоко укоренившаяся дискриминация черных. На протяжении всей войны в Вооруженных силах США существовали подразделения, укомплектованные по расовому признаку. В Военно-воздушных силах действовала лишь эскадрилья черных пилотов. На 1 августа 1945 г. в армии США насчитывалось более миллиона черных. Однако 90 о/о[13] проходили службу во вспомогательных подразделениях. Незначительная часть черных офицеров служили в военно-морских силах, в пехотных и моторизованных частях[14].

Эти факты свидетельствовали о том, что США продолжали оставаться страной, где преобладало мнение белого большинства, хотя по большому счету население Соединенных Штатов было идеологически однородным, по крайней мере было объединено целью уничтожить фашистскую агрессию, защитив свои национальные интересы и демократические принципы.

Особого внимания заслуживает развитие военно-промышленного комплекса США в период Второй мировой войны. После вступления Соединенных Штатов в войну непрерывно расширялся выпуск вооружения, боевой техники и боеприпасов. Для производства вооружения использовалось около двух третей всей промышленности страны. К ноябрю 1943 г. в большинстве отраслей американской индустрии отмечались максимальные за весь период войны показатели, были накоплены внушительные запасы разной военной техники. С 1944 г. наметилось снижение выпуска некоторых видов военной продукции, возрастал лишь выпуск тяжелых танков и боевых самолетов. Исключительно важное значение в структуре военной экономики США приобрела подчиненная президенту организация по созданию ядерного оружия. Надо заметить, что «ничто так не увязывало государственные институты, крупнейшие корпорации, занятые военным производством, военные круги и интеллектуальный потенциал страны в единый комплекс, как создание работающих на войну крупных исследовательских центров („Манхэттенский проект“, „Радиационная лаборатория“ и др.)». Сильным импульсом экономического роста США, наряду с развертыванием военной мощи и боевых операций, являлись поставки вооружения и продовольствия иностранным государствам. Еще до принятия закона о ленд-лизе и вступления США в войну, вырученные от продажи вооружения средства способствовали оживлению конъюнктуры Соединенных Штатов и развитию военной промышленности. В свою очередь, ленд-лиз принес крупные выгоды Соединенным Штатам. Поставки союзникам открыли возможности для наращивания американского военного потенциала и переключения большой части вооруженной борьбы на страны — получатели помощи. Военная мощь США была столь очевидна, что некоторые особенно амбициозные американские политики настаивали на том, что национальная экономика Соединенных Штатов не должна перестраиваться на «мирные рельсы», что необходимо наращивать военный потенциал, чтобы быть участниками формирования послевоенного мира в полной мере и гарантировано[15].

Вторая мировая война вызвала крупные сдвиги в развитии США, выведя из кризиса и длительного застоя американскую экономику. Безусловно, многие граждане США испытывали некоторые лишения и неудобства. В целом для американцев, не покидавших страну, это было хорошее время, американский народ не испытывал острых лишений. В ходе самой опустошительной в истории человечества войны американцы лучше питались, лучше одевались и лучше жили, чем в предшествовавшее войне десятилетие[16]. Военная экономика, несмотря на то что военные контракты распределялись главным образом среди крупных корпораций, способствовала развитию мелких фирм и предприятий, участвовавших в обслуживании новых процветающих слоев общества. Необходимо добавить, что с 1942 г. ускорилось сближение правительственных и деловых кругов, за символическую оплату — один доллар в год — высокие позиции в государственном аппарате занимали директора крупных фирм и их представители. Совокупные доходы населения в 1943 г. составляли 150 млрд долларов, американцы тратили рекордные суммы на оплату счетов в ресторанах, часто посещали театры и ночные клубы, принимали участие в азартных играх в казино и на скачках, а также «выбрасывали» деньги на покупку драгоценностей, парфюмерии и меховых изделий. Тем не менее большинству из них приходилось тяжело и много работать, женщины (помимо ведения домашнего хозяйства) были вынуждены выполнять мужскую работу, причем нередко работа была связана с серьезным риском. В 1945 г. 1 млн американцев получили травмы и увечья на производстве, для сравнения надо отметить, что почти столько же американских солдат были ранены на полях сражений[17]. Кроме того, следует признать, что на продуктовые карточки можно было получить больше продуктов, чем раньше, и многие люди могли лучше питаться и тратить больше денег на свои прихоти, тем не менее рабочие и их семьи, как правило, имели неблагоустроенные жилища, нередко расположенные на значительном расстоянии от места работы[18]. Однако некоторые ограничения в снабжении отдельными товарами или нормирование других компенсировались появившимся (впервые за многие предшествующие годы) у миллионов людей чувством уверенности в трудоустройстве, а значит и в завтрашнем дне. Война не затронула американский континент, материальные богатства не подвергались разрушению, люди не страдали от воздушных бомбардировок, США быстро налаживали жизнь после тяжелых испытаний «Великой депрессии».

С 1943 г. в связи с беспрецедентным положением о доходах, скрываемых от налогов, все отчетности о еженедельных и месячных доходах подлежали проверке. Вместо ряда радикальных предложений (в том числе предложения президента Рузвельта ограничить годовой доход любого гражданина США суммой 25 тыс. долларов) конгрессом было введено новое налогообложение вместо ряда других радикальных предложений, в том числе предложения президента Рузвельта. Оно было нацелено на получение почти постоянного источника средств для финансирования военных расходов. В связи с резким увеличением доходов граждан и образовавшейся значительной налоговой задолженностью доходы практически всех американцев впервые стали подлежать федеральному налогообложению. Механизм общефедерального подоходного налогообложения, хотя отдельные его положения вызывали разногласия, оказался простым и доступным; он продолжает действовать на протяжении всего послевоенного периода[19].

Безусловно, Соединенные Штаты располагали благоприятными возможностями для создания и развития военной экономики. «Мощная индустриальная держава», США были обеспечены финансами, основными видами природных ресурсов и достаточным резервом трудоспособного населения[20]. Однако война остается войной даже при тех условиях, находясь в которых участвовали в этой войне США: миллионы ушли в армию; большая часть неработающих была вовлечена в военное производство; существенно изменилось положение женщин, привлекаемых к работе в промышленности и сельском хозяйстве; миграция населения приняла массовый характер, ускорились темпы урбанизации; возникли непривычные ограничения со снабжением некоторыми видами продовольствия и товаров[21]; прямым следствием войны стал уже упоминавшийся рост расового и этнического насилия; возросла нетерпимость антимилитаристски настроенных радикалов; значительно возросло число разводов; крайне возросла и юношеская преступность[22].

Именно такая социальная ситуация наблюдалась в преддверии президентских выборов 1944 г. Незыблемыми оставались в годы войны принципы двухпартийной системы. Однако в этот период в США складывалась сложная, противоречивая обстановка. Появившееся ощущением близости победы стало существенной проблемой, заинтересованность в отношении внутренних проблем оттеснила на второй план военные усилия[23]. Притуплением общественного интереса к военным действиям охотно пользовалась оппозиция — планы послевоенного мирного устройства и сотрудничества, а также политика Рузвельта в этом направлении подвергались самой яростной критике.[24] Накануне 1944 года («выборного») в политической атмосфере США усилились консервативные настроения, оппозиция «развернула баталии за захват политических плацдармов», которые должны были повлиять на решение Рузвельта баллотироваться в четвертый раз. Избирательная кампания 1944 г. развернувшаяся в разгар решающих сражений Второй мировой войны, обернулась для президента Ф. Рузвельта тяжким испытанием. Оппозиция прилагала колоссальные усилия с целью восстановить общественное мнение страны против внутренней и особенно внешней политики администрации, настаивая на том, что политическое руководство Рузвельта себя исчерпало. Особенно пессимистично представители оппозиции высказывалась в отношении преклонного возраста и состояния здоровья президента, открыто обсуждая в СМИ вопрос его замены в случае смерти. Слухи о катастрофически ухудшающемся здоровье вынудили Рузвельта совершить длительную инспекционную поездку в середине июля 1944 г. на побережье Тихого океана, Гавайи и Аляску[25].

Тем не менее, несмотря на все нападки, Рузвельт снова в нарушении всех традиций страны решил в четвертый раз баллотироваться в президенты США на выборах 1944 г. В ходе избирательной кампании вокруг него сгруппировались все важнейшие прогрессивные организации страны. Конгресс производственных профсоюзов еще в 1943 г. создал Комитет политических действий, объявив, что за Рузвельта проголосуют 14 млн членов профсоюзов. Объединившись, видные общественные деятели США создали в 1944 г. Национальный гражданский комитет политических действий в поддержку кандидата демократов. Стоит отметить, что Коммунистическая партия США решительно поддерживала проводимую Рузвельтом политику, поэтому генеральный секретарь партии Э. Браудер также призывал к переизбранию Рузвельта президентом на четвертый срок.

Республиканцы выставили кандидатуру губернатора штата Нью-Йорк Т. Дьюи. В вопросах внешней политики и демократы, и республиканцы были настроены решительно и единогласно заявляли о необходимости завершить войну, разгромить нацистскую Германию и ее союзников, довести их до «безоговорочной капитуляции». Но в части достижения внешнеполитических целей имелись среди кандидатов на пост президента США существенные разногласия. Оппозиция настаивала на более жесткой политике в сфере межгосударственного сотрудничества, призывала громче и убедительнее говорить об оказываемой союзникам Соединенными Штатами помощи, ведь, судя по опросам общественного мнения, американцы считали, что США вносят решающий вклад в борьбу с фашистами. Возникающие между союзниками разногласия интерпретировались оппозицией и большинством СМИ однозначно: Советский Союз является источником всех трудностей на пути к согласованным решениям. В ходе предвыборных дебатов во многих публичных выступлениях представителей антирузвельтовских сил все сильнее звучала тема капитуляции Германии, однако Германия должна рассматриваться как союзник во всех будущих политических комбинациях, призванных служить противовесом Советскому Союзу[26]. Рузвельт, в свою очередь, проводил кампанию за отказ от участия США в деятельности будущей международной организации безопасности. Что касается будущего Германии, 17 августа 1944 г. Рузвельт с целью зафиксировать стремление Соединенных Штатов добиться абсолютного устранения военной угрозы со стороны Германии заявил о намерении Соединенных Штатов совместно с другими державами антигитлеровской коалиции оккупировать Германию после ее капитуляции. Тесное сотрудничество с Советским Союзом было необходимо Рузвельту в тех условиях, в которых находился мир[19].

Разницу в программах претендентов на пост президента США составляли положения, касающиеся проблем внутриполитического развития страны. Республиканцы, будучи обеспокоенными возможным ростом безработицы в связи со свертыванием военного производства, по мере приближения окончания войны выступали против усиления вмешательства государства в экономику. Кроме того, они выступили с предложением расширить гражданские права черных американцев с целью максимально минимизировать дискриминацию в свободном демократическом американском государстве и обществе. Рузвельт и его команда, в свою очередь, в своих программных предвыборных документах уделили большое внимание социально-экономической программе. Главное место в этой программе занимал «билль о правах», в котором провозглашалось достижение «нового базиса обеспечения и процветания» для всех американцев «без различия положения, расовой или религиозной принадлежности». По убеждению Рузвельта, этот базис включал право на полезный труд, право зарабатывать на пропитание, одежду и отдых, право фермеров иметь достаточные доходы, право каждого предпринимателя на коммерческую деятельность в условиях, не ограниченных диктатом монополий, право на «приличное жилище», на образование, на медицинскую помощь, на социальное обеспечение в старости, по болезни, в связи с безработицей и т. д. «Билль о правах» представлял собой некий перечень стратегических целей и задач, а также обещал кардинальное решение социально-экономических проблем[25].

Борьба была жесткой. «Политическая обстановка менялась буквально каждый день. Официальные и неофициальные опросы общественного мнения показали, что, несмотря на заметное падение влияния демократов во многих слоях населения, личный авторитет президента оставался выше авторитета соперника — республиканца Дьюи»[29]. Речь по проблемам внешней политики, произнесенная кандидатом в президенты Рузвельтом 21 октября в Нью-Йорке, должна была стать «путеводной нитью для колеблющихся и одновременно отповедью врагам». Послание Рузвельта акцентировало внимание на необходимости создания после войны Объединенными Нациями эффективного механизма для поддержания всеобщего мира, аргументировано доказывало важность и «особое значение для будущего мира добрососедских советскоамериканских отношений и умения терпеливо и вдумчиво, на основе компромисса искать пути к согласию по всему спектру сложившихся международных вопросов». Речь Рузвельта получила положительный отклик даже в консервативных кругах[19].

В ноябре 1944 г. Ф. Рузвельт был избран президентом США в четвертый раз. «Демократы завоевали большинство и в обеих палатах конгресса. Выборы подтвердили стремление американского народа к победе над общим врагом, к сотрудничеству с другими государствами в установлении послевоенного мира, к поддержанию дружественных отношений со странами антигитлеровской коалиции»[31]. Все более важное место во внутриполитической жизни США приобретали связи американских и союзных общественно-политических сил. Большая часть американского общества отнюдь не идеализировала политический режим СССР, но уже вполне обоснованно видела союзника. Кроме того, рассматривая сталинский Советский Союз как противостоящий фашистскому варварству, американцы все активнее поддерживали концепцию создания Организации Объединенных Наций, основу которой должны были составить державы Великого союза. Эта организация должны была стать самым надежным инструментом обеспечения мира в послевоенные годы. Еще «в ходе избирательной кампании 1940 г. кандидат в президенты от республиканской партии У. Уилки в своем программном заявлении сказал, что американцы должны покончить с изоляционистским национализмом и начать действовать и думать, руководствуясь понятиями глобального сообщества»[32].

В целом во время Второй мировой войны рядовые американцы не испытывали тех тягот, которые легли на плечи населения других воюющих стран, особенно Советского Союза. По мере того как исход войны становился все более очевидным, в американском обществе все более преобладали оптимистические настроения. Недаром, согласно опросам общественного мнения, американский народ в большинстве своем давал позитивные оценки Второй мировой войне, которая обеспечила возрождение национальной экономики, позволив приобрести уверенность и стабильность гражданам Соединенных Штатов, и существенно усилило позиции страны на международной политической арене.

  • [1] Мировые войны… Кн. 3. С. 468.
  • [2] Мировые войны… Кн. 3. С. 469.
  • [3] Там же. С. 325, 469.
  • [4] Война и общество в XX веке: в 3 кн. / рук. проекта и сост. О. А. Ржешевский ;Ин-т всеобщ, истории. М., 2008. Кн. 2: Война и общество накануне и в период Второймировой войны / науч. рук. Л. В. Поздеева, отв. ред. Е. Н. Кульков. 2008. С. 242.
  • [5] Мировые войны… Кн. 3. С. 326.
  • [6] См. подробнее: Lawrence S. Wittner Rebels Against War: The American Peace Movement, 1933—1983. Philadelphia, 1984.
  • [7] Сивачев H. В. США: государство и рабочий класс. М., 1982. С. 259.
  • [8] Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988. URL: http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st020.shtml (Дата обращения: 22.09.2010.)
  • [9] Мировые войны… Кн. 3. С. 330.
  • [10] Там же. С. 469—470.
  • [11] Война и общество… С. 247.
  • [12] «Отказники по совести» — мужчины, отказавшиеся от военной службы (насчитывалось около 43 тыс. человек).
  • [13] Мировые войны… Кн. 3. С. 470.
  • [14] Война и общество… Кн. 2. С. 248—252.
  • [15] Мировые войны… Кн. 3. С. 331—333.
  • [16] Война и общество… Кн. 2. С. 242.
  • [17] Война и общество… Кн. 2. С. 243—245.
  • [18] Там же. С. 246—247.
  • [19] Там же.
  • [20] Мировые войны… Кн. 3. С. 324.
  • [21] Там же. С. 471.
  • [22] Война и общество… Кн. 2. С. 261.
  • [23] Dallek R. Franklin D. Roosevelt and American foreign policy, 1932—1945. N. Y., 1979.P. 440.
  • [24] Там же. P. 441.
  • [25] Малъков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988. URL: http://usa-history.ru/books/item/fOO/s00/z0000008/st020.shtml (Дата обращения: 22.09.2010.)
  • [26] Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988. URL: http://usa-history.ru/books/item/fOO/s00/z0000008/st020.shtml (Дата обращения: 22.09.2010.)
  • [27] Там же.
  • [28] Малъков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: Историко-документальные очерки. М., 1988. URL: http://usa-history.ru/books/item/fOO/s00/z0000008/st020.shtml (Дата обращения: 22.09.2010.)
  • [29] Там же
  • [30] Там же.
  • [31] Мировые войны… Кн. 3. С. 471—472.
  • [32] Война и общество… Кн. 2. С. 253—255.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой