Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Малое инновационное предпринимательство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участие вуза в деятельности предприятия регламентировано Федеральным законом от 02.08.2009 № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон расширил возможности развития… Читать ещё >

Малое инновационное предпринимательство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малый и крупный бизнес играют существенную роль в развитии инновационной деятельности, требующей значительных капитальных вложений. Однако влияние крупных компаний на создание и коммерциализацию инноваций несколько трансформировалось. Как и раньше, наибольший удельный вес вклада разработок в ВВП принадлежит крупному бизнесу. Однако малый бизнес вносит значительный вклад в национальную инновационную систему, является лидером в реализации радикальных инноваций, влекущих за собой технологический прорыв в отрасли. Для такого лидерства требуются определенная гибкость и готовность к риску. Кроме этого, эффективность инновационного процесса в малом предпринимательстве значительно выше, чем в крупном, и причин тому несколько.

Во-первых, именно малые предприятия занимаются наиболее рисковыми технологиями и исследованиями, тогда как крупные не заинтересованы в неперспективных и высокорисковых проектах. Во-вторых, малое предприятие имеет узкую специализацию, что позволяет сосредоточить основные ресурсы и усилия на конкретном направлении исследований и разработок, а также на дальнейшем процессе коммерциализации. Это дает малому бизнесу возможность конкурировать с крупным. В-третьих, в отличие от крупных предприятий со сложной структурой и иерархией, малые занимаются всеми этапами разработки инновационного продукта, и это их основная деятельность, что ускоряет получение конечного результата. В-четвертых, довольно часто удельные затраты на НИОКР малых предприятий, как правило, выше аналогичных показателей в крупном бизнесе.

Переход на инновационный путь развития России невозможен без активного развития малого предпринимательства. И здесь малый бизнес играет значительную роль в экономике и определяет вектор структурных эконо-[1]

мических сдвигов, структуру и объем ВНП. Исходя из опыта зарубежных стран можно утверждать, что малое предпринимательство обеспечило создание как среднего социального класса (Франция, Великобритания, Германия, Канада, Бельгия), так и создание новых рынков (Япония, Мексика, Канада). Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего 20%, в то время как в странах Евросоюза эта доля не меньше 50%. Стоит отметить, что в разных странах классификации и параметры малого предприятия отличаются по ряду признаков, поэтому сравнивать данные о степени развития малого бизнеса не совсем корректно. Развитие малого предпринимательства обеспечивает стране здоровую конкуренцию в условиях рыночной экономики, появление и становление среднего класса, создание новых рабочих мест, насыщение местных и региональных рынков, раскрытие человеческого и инновационного потенциала. Малое инновационное предпринимательство в большей мере проявляет свою активность в высокотехнологичных отраслях: здравоохранение, информационные технологии, нанотехнологии, программное обеспечение, электронная промышленность и т. д.

В соответствии со стратегией развития науки и инноваций под малыми инновационными предприятиями принято понимать «компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия, основным видом деятельности которых является инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии»[2].

Россия значительно отстает от развитых стран как по развитию малого предпринимательства (10—11% ВВП), так и по развитию инновационного. Доля малых инновационных предприятий в общей массе малых предприятий составляет около 5%, а удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий составляет 2% (данные на 2013 г.) [3]. Большая часть предприятий не занимается разработкой новых технологий, охраной интеллектуальной собственности, не проводит научных исследований и не коммерциализирует научные разработки.

Если говорить о других ключевых показателях, характеризующих инновационную деятельность в стране, то они тоже весьма скромны: например, доля малых инновационных предприятий в производстве ВНП страны составляет около 1%, доля доходов бюджетной системы от поступления налогов составляет не более 0,05%. В целом, по данным Федеральной службы государственной статистики в России, в 2013 г. инновационную активность проявляли около 10,1% организаций, где удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, составил 8,9%.

Целевые ориентиры инновационного развития РФ в предпринимательском секторе экономики к 2020 г.1

№.

Ориентиры.

Показатели.

1.

Увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации (в общем количестве предприятий промышленного производства).

40—50%.

2.

Увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.).

5—10%.

3.

Увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров.

2%.

4.

Увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в ВВП страны.

17—20%.

5.

Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.

25—35%.

6.

Повышение внутренних затрат на исследования и разработки.

2,5—3%.

7.

Увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Японии.

2,5—3 тыс. патентов.

8.

Увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ[4][5], в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования.

25%.

Малый инновационный бизнес развивается в различных секторах экономики, государство способствует росту хозяйствующих субъектов. В качестве примера можно привести фонд «Сколково», стимулирующий проекты малых инновационных компаний по приоритетным направлениям модернизации экономики: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. В последнее время активно создаются малые предприятия с участием университетов. Молодые предприниматели и малые инновационные предприятия при вузах, осуществляющие исследования и разработки, предлагающие высокотехнологичные решения, оказываются на деле более конкурентоспособными по сравнению с крупными корпорациями.

Участие вуза в деятельности предприятия регламентировано Федеральным законом от 02.08.2009 № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон расширил возможности развития бюджетных образовательных и научных учреждений в решении вопросов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности этих организаций путем создания малых инновационных предприятий. Практика применения данного механизма в деятельности университетов широко известна. Мировой опыт развитых стран на основе экономики знаний и внедрения инноваций во многом формировался благодаря построению системы коммерциализации технологий университетов. Ярким примером может служить опыт Стэнфордского университета (США) в организации высокотехнологичного бизнеса Кремниевой долины или шведского Лундтского университета в построении Медиконовой долины Северной Европы.

Часто корпорации прибегают к помощи малого инновационного бизнеса: разработки, идеи, продукты и технологии малых компаний приобретаются и реализуются крупными. Ярким примером такой кооперации служит опыт Южной Кореи. На долю малого и среднего бизнеса в стране приходится порядка 88% всех занятых в экономике, вклад этого бизнеса в ВВП составляет около 50%. Однако особенность развития малого инновационного бизнеса связана с обслуживанием отдельных крупных корпораций, т. е. у большинства корейских малых и средних компаний всего один клиент. Подавляющее число таких компаний связано контрактами таких крупных корейских корпораций, как Samsung или LG[6]. Для самих малых компаний эта ситуация вполне комфортна, поскольку гарантирует сбыт продукции вне зависимости от «краткосрочной конъюнктуры». Однако обслуживая контракт несколько лет, компания утрачивает способность развиваться и, как следствие, деградирует. В результате она обнаруживает, что ее услуги больше не требуются, так как, например, контрагент нашел поставщика подешевле. И поскольку деятельность компании связана только с одним контрактом, других клиентов нет, а искать их она, к примеру, не в состоянии, то это прямой путь к банкротству. Однако примеров не в пользу развития малого инновационного бизнеса не так много. Мировой опыт развитых стран как раз говорит об обратном: малые инновационные предприятия задают темп структурных изменений, обеспечивают качественный экономический рост и фундамент инновационного развития стран, выступают неотъемлемым звеном в цепочке взаимосвязи между наукой и бизнесом, создают платформу для внедрения научно-исследовательских разработок, технологий и инновационных решений в жизнь. Как уже было сказано, неоспоримо важную роль в данном процессе играет государство, обеспечивающее инфраструктуру развития хозяйствующих субъектов инновационной направленности: инкубаторы, акселераторы, технопарки, различные фонды. Кроме того, малые инновационные предприятия способствуют раскрытию человеческого потенциала в области инноваций, науки и технологий. Процесс создания таких предприятий неотделим от творчества и озарения.

  • [1] Приказ от 07.10.2014 № 270 «Об утверждении грантовой политики Некоммерческойорганизации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий».
  • [2] 2 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол№ 1 от 15.02.2006).
  • [3] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov-nl6.xls (дата обращения: 10.12.2015).
  • [4] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 17.
  • [5] Далее — НИОКР.
  • [6] Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности). М.; Гонконг; Дэдок; Лунд; Монпелье; Оксфорд; Пекин; Сан-Франциско; Сингапур; Хельсинки: Фонд Сколково, Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2012. С. 107.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой