Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Генезис, сущность и эволюция современной ТНК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российские ТНК и особенности формирования русского капитализма. Надо отметить, что на становление российских крупных корпораций оказал доминирующее воздействие сам процесс формирования российского капитализма. В чем особенности этого становления? Крупные корпорации в стране возникли не естественным путем — «снизу», из среды мелкого и среднего предпринимательства, через успешную конкурентную… Читать ещё >

Генезис, сущность и эволюция современной ТНК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Генезис. Известно, что основным организующим началом современного этапа развития производительных сил (или факторов производства), интенсификации и интернационализации финансово-экономических и производственных связей и отношений выступают ТНК. Глобальная производственная и сбытовая сеть ТНК и их филиалов служит источником и проводником процессов глобализации. Они стали материальной базой для международного производства, которое выступает стержнем международной экономики.

Процессы концентрации производства и капитала, охватившие экономику наиболее развитых стран мира, начались на рубеже XIX—XX вв.; одним из последствий этого стало возникновение первых национальных и международных предприятий как хозяйствующих организаций. Международные предприятия зарождались и долгое время развивались преимущественно как картели; они активно действовали в разных европейских странах, а также успешно проникали в другие регионы. В частности, германские концерны, поддерживаемые германским государством, до начала Первой мировой войны, а затем со второй половины 1930;х гг. довольно агрессивно действовали почти во всех европейских странах.

Содержание деятельности, методы и средства, сами принципы организационного построения ТНК на протяжении XX в. также подверглись сильнейшим изменениям: в первые десятилетия они действовали почти исключительно в сфере обращения и ставили перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков. Современные ТНК главное внимание уделяют производству и рынку, ориентации на создание зарубежных филиалов и сбытовых подразделений в самых разных странах и регионах мира, при этом вопросы территориальной отдаленности перестали играть существенную роль.

Причины возникновения ТНК. Первые ТНК стали возникать уже с конца 1930;х гг. Это доказывает тот факт, что самой общей причиной их возникновения стали процессы интернационализации производства, концентрации капитала и его вывоз в условиях ускорения развития факторов производства. Через вывоз капитала (в денежной и производственной форме) крупная буржуазия развитых стран стремилась сохранить или увеличить норму прибыли, вторгаясь в выгодные для такой цели «ниши» за границей, что улучшало конкурентные позиции. Очевидно и то, что формирование ТНК было связано на начальной стадии с внешней торговлей — она предоставляла им крупные преимущества, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. В этих целях ТНК издавна используют дочерние компании, играющие роль внутреннего плацдарма в тех странах, на рынки которых они проникают. Следует отметить и то, что государства развитых стран первоначально оказывали помощь внешней экспансии своих крупных корпораций, содействуя формированию из них ТНК. Создание филиалов за рубежом помогает обходить тарифные и нетарифные ограничения, применяемые при регулировании внешней торговли. Государство содействовало развитию этих преимуществ для первых ТНК. Оно также стало на путь заключения различных торгово-экономических договоров с другими государствами. Другой фактор, способствовавший становлению ТНК — это быстрое развитие региональной и мировой транспортной инфраструктуры, совершенствования систем связи, научно-техническое сотрудничество разных компаний и стран. Мощный рывок в формировании ТНК пришелся на 1960−1970;е гг. Этому способствовало несколько причин, здесь мы перечислим главные из них:

  • • укрепление позиций западноевропейских и японских корпораций и банков, успешно завершивших послевоенное восстановление экономики; начало ожесточенной конкурентной борьбы в рамках «Великой триады»: США — Западная Европа — Япония;
  • • завершение эпохи колониальных империй в Азии, Африке и, частично, Латинской Америке. Начало глобальной экспансии западноевропейских и японских компаний на всех континентах, которые стали теснить американские корпорации. Отсюда последовала новая тенденция к слияниям и поглощениям, что способствовало формированию ТНК и доступу на рынки сырья и товарные рынки;
  • • усиление межстрановой конкуренции неизбежно приводило к росту компаний и транснационализации операций, повышению эффективности, расширению имеющихся рынков сбыта и поиску новых;
  • • использование метода слияний и поглощений.
Предприятия (фирмы) становятся транснациональными корпорациями в ходе борьбы за повышение прибыли, т. е. в ходе решения основной задачи любого собственника капитала. ТНК как международная корпорация — реальный показатель того, что уровень концентрации капитала и производства во внутренней экономике не просто перерос национальные границы, но и стал материальной базой формирования международного производства, которое становится мощным центральным стержнем мировой экономики.

Деятельность ТНК и международное производство. Колоссальная мощь ТНК создала крупный сектор международной экономики, контролируемой их филиалами более чем в 150 странах мира. В табл. 15.1 приведены некоторые показатели совокупной мощи 100 наиболее могущественных глобальных ТНК.

Негативные последствия деятельности ТНК. Помимо очевидных позитивных моментов (укрепление стабильности экономической системы, денежные поступления в бюджет, производство товаров, строительные объекты, расширение занятости, ноу-хау и пр.) в деятельности ТНК неизбежно присутствуют и отрицательные стороны:

  • 1) чрезмерная мощь многих ТНК способна нейтрализовать некоторые планы правительств в целой группе стран; при этом часто нарушаются законы принимающей страны;
  • 2) ТНК часто устанавливают завышенные цены на свою продукцию, диктуют условия, выгодные ей, но невыгодные стране ее пребывания;
  • 3) ТНК руководствуются глобальными интересами, и производимая ими продукция часто поступает не на местный рынок, а на филиалы, действующие в других странах;

Таблица 15.1

Показатели деятельности 100 глобальных нефинансовых ТНК и 100 ТНК из развивающихся и переходных стран; млрд, долл., занятость, процентное изменение, 2011 г.

Величины.

100 самых крупных ТНК мира.

100 самых крупных ТНК из развивающихся и переходных стран.

  • 2009-
  • 2010.%

изменения.

2010;2011, % изменения.

% изменения.

Активы.

иностранные.

4,9.

3,7.

7,1.

отечественные.

0.5.

3,8.

22.6.

всего.

11 543.

11 912.

3,2.

12 360.

3,8.

17,7.

процент иностранных ТНК от их общего числа.

1,0.

0,0.

— 2,9.

Продажи.

иностранные.

5,8.

17,0.

22,1.

отечественные.

14,5.

13,1.

30,7.

всего.

8,8.

15,6.

26,6.

процент иностранных ТИК от их общего числа.

1,8.

0,8.

— 1,7.

Занятость.

иностранные.

1,4.

4,3.

9,6.

отечественные.

— 1,1.

— 2,8.

5,2.

всего.

15 144.

15 186.

0,3.

15 380.

1,3.

7,0.

процент иностранных ТНК от их общего числа.

0,6.

1,7.

1,0.

Источник: UNCTAD. World Investment Report, 2012. P. 23.

  • 4) ТНК монополизирует местные рынки, мало способствует усилению конкуренции в стране базирования;
  • 5) передовые технологии ТНК редко внедряются на местных предприятиях;
  • 6) ТНК предпочитают вывозить прибыли и нечасто вкладывают их в экономику стран пребывания;
  • 7) многие сборочные производства ТНК вообще не приносят выгоды принимающей стороне в силу невозможности адаптировать их в условиях местного производства. Поэтому принимающим странам следует проявлять большую осторожность и привлекать к разработке контрактов с ТНК опытных специалистов, адекватно представляющих национальные интересы.

Наиболее адекватное определение ТНК. С учетом всего изложенного, на наш взгляд, наиболее адекватное определение ТНК состоит в следующем: транснациональная корпорация — это, как правило, крупная фирма, осуществляющая торговые, производственно-технологические (инвестиционные) и кооперационные связи в двух и более странах, оказывающая существенное воздействие на основные показатели в данной сфере (отрасли) страны, где действует ТНК (в ряде случаев предполагается необходимость действия ТНК в шести странах).

Представленное определение, с нашей точки зрения, дает возможность учитывать новые тенденции, связанные с тем, что множество компаний, формально причисляемых к современным ТНК, вовсе не являются гигантами типа гибнущей ныне «Бритиш Петролеум». Начиная со второй половины 1990;х гг. и в первое десятилетие XXI в. огромное количество «средних» компаний, главным образом связанных с разработкой, продажей и внедрением высоких технологий, влились в систему действующих ТНК и международное производство. Международная статистика, основанная на критериях ТНК, разработанных еще в 1970;х гг., однако не учитывает эти новые явления и поэтому в разряд ТНК не включается многочисленный слой новых транснациональных фирм. Их, очевидно, не менее 1 млн, в том числе около 40% из них приходится на НИС первой и второй волн и новые капиталистические страны, 60% - на страны развитых центров капитализма. При этом сфера их деятельности намного шире, чем у глобальных ТНК, — это все без исключения отрасли и сектора национальных экономик, в том числе социальные (такие, как ЖКХ, здравоохранение, образование и пр.), не говоря уже о сельском хозяйстве, производстве и внедрении экологически чистых технологий, разработке альтернативных источников энергии и пр. ТНК, таким образом, — это объективный продукт интернационализации экономики на высших стадиях ее развития и глобализации финансово-хозяйственных процессов. В своем развитии они прошли несколько качественно отличных этапов и стали той реальной силой, которая формирует целостное международное производство.

Формирование международного производства. Филиалы ТНК превращаются нс только в составную часть экономической системы мирового хозяйства, но и в центральное звено формирующегося международного производства. Поэтому они могут использоваться как инструмент экономической политики в интересах стран их происхождения (или стран, в которых они инкорпорированы). В результате национальные государства постепенно утрачивают контроль над наиболее развитой частью экономики и, соответственно, экономической политики, прежде всего над бюджетом, поскольку он во многом определяется приоритетами МВФ и не в состоянии проводить самостоятельные крупные решения, ведь наиболее важные шаги в этой области принимаются в штаб-квартирах ТНК и транснациональных банков. В будущем тенденции этого рода будут лишь усиливаться.

Согласно одному из общепринятых определений, ТНК — это корпорация, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, или компания, международный бизнес которой является существенным (на зарубежную деятельность приходится 25−30% общего объема деятельности), имеющая филиалы в двух и более странах. Согласно определению экспертов ООН, в предыдущие годы к ТНК было принято относить фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл., и филиалы нс менее чем в шести странах. В последний период это определение пересмотрено — главным признаком ТНК ныне выступает показатель величины процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. Далее, принимается во внимание структура активов, их рассредоточение по странам. Например, самые большие трансграничные активы имеет (кроме финансового сектора) тройка лидеров — «Дженерал Электрик» (США) — представитель электронной промышленности с суммой зарубежных активов более 400 млрд долл., «Водафон» (Великобритания) — телекоммуникационная корпорация с более 200 млрд долл. зарубежных активов и «Дженерал Моторс» (США) — производитель автомобилей с зарубежными активами порядка 175 млрд долл. Все это — классические ТНК.

Таким образом, мы можем дать еще одно определение ТНК: это особо крупная фирма, чья производственная и торгово-сбытовая деятельность вынесена за пределы национального государства, на базе которой сформировано международное производство, активно использующая объективные тенденции международного разделения труда, усиливающие процессы интернационализации производства и капитала, способствующие установлению новых связей и взаимоотношений в системе международной экономической деятельности.

По данным ЮНКТАД, на зарубежные филиалы ТНК ныне приходится 33% мировой торговли, ими выпускается более 10% мирового ВВП (6 трлн долл.), они играют все большую роль в мировых НИОКР. На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов и около 80% финансирования всех НИОКР в частном секторе развитых стран.

Структура ТНК. Транснациональная корпорация обычно состоит из головной компании и заграничных филиалов (дочерних компаний и отделений). К характерным чертам современных ТНК можно отнести следующее:

  • • организационная структура, включающая в себя, во-первых, головную компанию (одну или несколько), во-вторых, филиалы, отделения, дочерние предприятия, разбросанные за пределами страны (доля зарубежных активов должна составлять 25−30% в общей стоимости активов компании);
  • • система международного производства, основанная на размещении производственных единиц по многим странам (от 1/3 до 1 /5 всего оборота компании должно приходиться на внешние операции, т. е. реализовываться за пределами головного офиса ТНК);
  • • система международного менеджмента, обязательно включающая представителей страны-реципиента (в целях адаптации к местным условиям).

Виды ТНК и их модели. Для современной экономической литературы типично обилие терминов, в которых корпорации фигурируют в различных сочетаниях с такими определениями, как многонациональные, транснациональные, межнациональные, сверхнациональные, глобальные и т. д. Эта терминологическая пестрота в какой-то степени даже закономерна, ибо отражает поиски адекватного выражения тех новых форм организационной деятельности предприятий в мировой экономике, которые осуществляют ТНК. Некоторые экономисты, выступившие первыми исследователями ТНК (Р. Робинсон, Дж. Робинсон, Л. Тернер, П. Самуэльсон, Р. Барр, К. Саван и др.), называли их международными, мультинациональными, супернациональными корпорациями; другие (Дж. Гелбрэйт, X. Перлмуттер, С. Браун, Р. Вернон) — этноцентрическими, полицентрическими, геоцентрическими корпорациями. Большую роль в разработке проблем ТНК играли канадские ученые, главным образом экономисты Торонтского университета. В их работах выделялись:

  • • национальные компании, действующие за пределами страны, которые в целях адаптации к местным условиям руководствуются рекомендациями национальных правительств;
  • • мультинациональные компании, которые, как правило, учитывают законодательство и условия страны пребывания, но гораздо в меньшей мере, чем первые;
  • • транснациональные компании, которые в силу своего могущества игнорируют национально-государственные особенности, законодательство страны пребывания и пр., т. е. все то, что противоречит глобальной стратегии ТНК, приходит в столкновение с их интересами.

Все исследователи при этом были согласны с тем, что речь идет именно о транснациональных (международных) корпорациях.

Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкретные преимущества компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах. Отмечая главную особенность ТНК — наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи ТНК разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций.

Технологическая модель ТНК. Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товарои услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая технологическая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.

Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американским экономистом С. Хаймером, в дальнейшем ее развили профессор Ч. П. Киндлебергер и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ, иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных издержек, т. е. расходов по сделкам по сравнению с иностранными инвесторами. Монополистические преимущества для иностранных фирм могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; «эффекта масштаба», дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране.

Модель жизненного цикла продукта с ориентацией на ТНК разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой теории любой продукт проходит четыре стадии жизненного цикла:

  • 1) внедрение на рынок;
  • 2) рост продаж;
  • 3) насыщение рынка;
  • 4) спад продаж.

Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлевает жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста фирмы, насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену на продукт и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличение объема выпуска продукции за рубежом. Такую стратегию могут использовать крупные корпорации, в особенности ТНК.

Согласно исследованиям известных западных экономистов (Дж. Гелбрэйт, П. Дракер, Ф. Котлер и др.), не существует единого наименования ТНК — их называют интернациональными, международными корпорациями, в том числе и в силу традиционного семантического использования того или иного термина. В частности, многонациональные корпорации (МНК) рассматриваются как крупные фирмы, объединяющие национальные компании ряда государств (не менее двух) на производственной и научно-технической основе. Классическим образцом такой корпорации обычно называют англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 г.

Интернациональные корпорации рассматриваются, в частности, Ф. Котлером как крупные фирмы, имеющие зарубежные активы; их производственно-сбытовая деятельность распространяется на более чем одно иностранное государство. Котлер по организационным принципам в целом подразделяет международные корпорации на четыре основных типа:

  • 1) транснациональные;
  • 2) многонациональные;
  • 3) интернациональные;
  • 4) глобальные.

Термин глобальная корпорация применяется к особо крупным ТНК, активы которых превышают 100 млрд долл. (это больше ВВП большинства стран мира). Глобальная корпорация обычно распределяет свои операции между предприятиями, рассредоточенными по всему миру. Важными мотивами для нее выступают возможность экономии на издержках, использование в разных странах высококвалифицированных работников, создание глобальных сетей реализации па рынке и т. д. К началу XXI в. были созданы многочисленные стратегические альянсы между ТНК разных стран и многонациональными компаниями, международными как по масштабам деятельности, так и по составу капитала. Динамичное развитие и расширение масштабов международной деятельности предприятий, их растущее взаимодействие и конкуренция способствует объединению отдельных предприятий. Однако ТНК практикуют не слияния, а предпочитают создание разных механизмов взаимодействия, которые позволяют им сохранить статус юридического лица, развивая сотрудничество с другими фирмами. В результате возникает качественно новый вид компаний — международные объединения компаний в одной группе.

Наиболее существенными признаками глобальной корпорации являются:

  • • большое число стран, на территориях которых действует глобальная корпорация (ГК);
  • • ГК по своему строению выступает как сетевая организация;
  • • ГК с правовой точки зрения представляет собой совокупность юридических лиц, которые связаны между собой механизмами договоров и соглашений;
  • • ГК состоит из группы компаний в развитых, развивающихся и переходных странах, но центральная группа, как правило, базируется в развитой стране, в которой формируется соответствующая деловая среда, наиболее адекватная общей корпоративной этике.

Интернациональные корпорации — это крупные национальные корпорации с иностранными активами. Как отмечено ранее, их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Некоторые из них, расширяя масштабы деятельности и географию, превратились в глобальные интернационально интегрированные предприятия — т. е. в глобальные корпорации. Чаще всего они действуют в нефтяной, металлургической, химической, электротехнической, электронной, автомобильной промышленности, информационной и банковской сферах.

С точки зрения структуры производства все ТНК подразделяются на три следующие группы:

  • 1) горизонтально интегрированные;
  • 2) вертикально интегрированные;
  • 3) диверсифицированные.

Горизонтальная интеграция способствует объединению компаний в разных странах для выпуска одной и той же продукции или оказания однотипных услуг.

Вертикальная интеграция — это концентрация производства в одной или нескольких странах; при этом выпускаемая продукция направляется для использования на следующих стадиях процесса производства на других предприятиях, входящих в состав этой же международной корпорации.

Диверсифицированная корпорация объединяет разные компании (с вертикальной и горизонтальной интеграцией), которые действуют в разных странах.

Определяющим признаком ТНК во всех случаях является международный характер их деятельности, но уже не столько по признаку страны происхождения капитала, как в предыдущие десятилетия, сколько по региону деятельности. Решающим является не то, из каких стран поступает капитал, а сколько его и куда он устремляется, где оперирует, откуда извлекается прибыль. Подавляющая часть современных транснациональных корпораций первоначально представлялась как национально обособленный, а не многонациональный капитал, но постепенно они стали действовать во многих странах, приобретая транснациональные черты.

Основные черты ТНК. ТНК характеризуется следующими основными чертами:

  • • ТНК — активный участник развития мирового хозяйства, процесса международного разделения труда; именно они — главные агенты глобализации мира;
  • • для ТНК характерна относительная независимость движения капитала от процессов, происходящих в национальных границах;
  • • ТНК участвует в регулировании мирохозяйственных отношений, осуществляя свои операции во многих странах мира;
  • • ТНК по своему составу — это международный комплекс предприятий производственного, торгового или финансового назначения с единым центром принятия управленческих решений в стране базирования и с филиалами в других странах;
  • • право собственности над акционерным капиталом принадлежит только представителям страны-учредителя;
  • • филиалы и дочерние предприятия могут быть смешанными, с преимущественно национальным участием;
  • • ТНК сочетает централизованное управление с определенной степенью автономности входящих в нее и находящихся в разных странах предприятий и структурных подразделений — филиалов, представительств, дочерних компаний;
  • • движение капитала ТНК достаточно свободно от процессов, происходящих в стране базирования корпорации;
  • • эти корпорации формируют систему международного производства, которая базируется на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений, но многим странам мира, управляемых из единого центра по главным вопросам;
  • • ТНК обладают многонациональным акционерным капиталом, дающим им существенные преимущества;
  • • критерий ТНК установлен в размере 25% в доходах или продажах фирмы как необходимого минимума;
  • • ТНК управляется интернациональным советом директоров;
  • • ТНК достаточно эффективно осуществляют распределение различных видов ресурсов (капитала, рабочей силы и др;) между различными странами и регионами мира, добиваясь высокой прибыльности — основной цели деятельности капиталистического предприятия; при этом достигается задача оптимального размещения производства по странам и регионам;
  • • ТНК осуществляют непрерывную деятельность в сфере НИОКР, разработку, внедрение и распространение новых товаров, услуг и технологий, финансируют эти исследования в университетах;
  • • активно содействуют расширению международного экономического, научно-образовательного и технологического сотрудничества между странами.

Традиционно вывоз капитала выступает одной из главных форм интернационализации капитала. По мере вывоза капитала хозяйствующие субъекты превращаются в совокупность корпораций, действующих в различных странах мира. Интернационализация производства добавленной стоимости представляет существенную форму интернационализации капитала транснациональной корпорации. Производство автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, компьютеров, самолетов, различных станков и т. д., сконцентрированное на предприятиях в США, Канаде, Западной Европе, Японии, Латинской Америке, Азии, контролируется одними и теми же ТНК, которым выгодна организация специализированного и диверсифицированного производства на мировом уровне. Такая организация производства (сферы услуг), не учитывающая национальные границы государств, предполагает создание собственной торгово-сбытовой сети на базе одной или группы взаимосвязанных ТНК, действующих во многих странах. Поскольку отдельные предприятия связаны с материнской корпорацией производственно-технологическими и особенно тесно финансовыми процессами, последняя разрабатывает и проводит единую глобальную (или континентальную) стратегию независимо от того, действуют ее предприятия на «своей» или «чужой» территории.

Сферы деятельности ТНК. В сфере деятельности ТНК традиционно находятся самые крупные и современные предприятия, действующие не столько на внутреннем, сколько на мировом рынке, имеющие внушительную долю производства (сферы услуг) в соответствующих отраслях. Это обстоятельство при определенных условиях может усложнить экономические проблемы страны, в которой действуют ТНК. Если действия ТНК вообще трудноконтролируемы, то еще меньше они могут быть поставлены под эффективный контроль в слабых странах, т. е. в странах переходного периода, а также развивающихся странах. Мощные ТНК, действующие в различных отраслях обрабатывающей, добывающей, нефтехимической и нефтегазовой промышленности, электронике, разных отраслях машиностроения, координируют свое производство и связь с предприятиями, разбросанными на всех континентах, управляют процессами международной кооперации и специализации в глобальных масштабах. Располагая универсальной промышленной базой, ТНК проводит такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка, динамичную политику в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в национальном, континентальном и международном масштабах для всех подразделений (филиалов) материнской корпорации как единого целого. Манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства. В результате нейтрализуется действие тенденции нормы прибыли к понижению, достигается главная цель капитала — прибыль.

Действия указанного характера ведут к изменению самой основы международного разделения труда в глобальных масштабах. При этом все больший объем двусторонней торговли приходится на предприятия одних и тех же ТНК, расположенные в разных странах (более 40% всей мировой торговли). В табл. 15.1 представлены 100 наиболее круп;

Таблица 15.2

100 крупнейших ТНК мира*.

Место в 2009 г.

Место в 2008 г.

Компания.

Страна.

Сектор

Рыночная капитализация, млн долл.

Оборот, млн долл.

Чистая прибыль, млн долл.

Совокупные активы, млн долл.

Число сотруд ников.

Цена акции, долл.

Р/Е.

Дивидендная доходность, %.

Конец финансового года.

Exxon Mobil.

США.

Нефть и газ.

336 524,9.

459 579,0.

45 220,0.

228 052,0.

79 900.

68,1.

7,8.

2,3.

31.12.2008.

PetroChina.

Китай.

Нефть и газ.

287 185.2.

156 516.8.

16 720,8.

174 493,7.

477 780.

0.8.

8.7.

5,2.

31.12.2008.

Wal-Mart.

Stores.

США.

Розничная торговля.

204 364,8.

401 244,0.

13 400.0.

163 429.0.

2100 000.

52,1.

15,6.

1,8.

31.01.2009.

Indl & Coml Bank of China.

Китай.

Банки.

187 885,1.

н/д.

16 196,2.

1 425 722,0.

385 609.

0,5.

10,8.

" .

31.12.2008.

China.

Mobile.

Гонконг.

Услуги мобильной связи.

174 672,9.

60 251.9.

16 481,4.

96 103,2.

138 368.

8,7.

10.6.

4.6.

31.12.2008.

Microsoft.

США.

Программное обеспечение и услуги.

163 319,5.

60 420,0.

17 681,0.

72 793,0.

91 000.

18,4.

9,7.

2,4.

30.06.2008.

AT&T.

США.

Услуги фиксированной связи.

148 511,3.

124 028,0.

12 867,0.

265 245,0.

302 660.

25,2.

11.6.

6,4.

31.12.2008.

Johnson & Johnson.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

145 481,2.

63 747,0.

12 949,0.

84 912,0.

118 700.

52,6.

11,4.

3,4.

28.12.2008.

Royal Dutch 'Shell.

Велико британия.

Нефть и газ.

138 999,2.

458 361,0.

26 277,0.

282 401,0.

102 000.

22,5.

5.3.

7,1.

31.12.2008.

Procter & Gamble.

США.

Товары для дома.

138 012,6.

83 503,0.

12 075,0.

143 992,0.

138 000.

47.1.

12,2.

3,1.

30.06.2008.

Chevron.

США.

Нефть и газ.

134 786,4.

264 958,0.

23 931,0.

161 165,0.

67 000.

67.2.

5,7.

3,8.

31.12.2008.

Berkshire Hathaway.

США.

Страхование.

133 664.6.

н/д.

4994,0.

267 399,0.

246 000.

86 700,0.

26,9.

;

31.12.2008.

China.

Construction.

Bank.

Китай.

Банки.

133 228,6.

н/Д.

13 530,6.

1 104 009,0.

298 581.

0,6.

9,7.

5,0.

31.12.2008.

IBM.

США.

Программное обеспечение и услуги.

129 995.1.

103 630.0.

12 334,0.

109 524,0.

398 455.

96.9.

10,7.

2,0.

31.12.2008.

Nestle.

Швейца рия.

Производство н обработка пищи.

129 613,8.

94 918.5.

15 578.8.

91 729.2.

283 000.

33.8.

8.0.

3,6.

31.12.2008.

BP.

Велико британия.

11ефть и газ.

126 660,1.

361 143,0.

21 157.0.

228 238,0.

95 700.

6,8.

6.0.

9,1.

31.12.2008.

Petrobras.

Брази лия.

Нефть и газ.

123 856,5.

98 623.0.

15 123.5.

133 945,0.

74 240.

15.4.

8.9.

3.4.

31.12.2008.

Roche.

Швейца рия.

Фармацевтика и биотехнологии.

119 364,5.

39 395.6.

7745,8.

65 711,8.

67 695.

137,4.

15.3.

3.1.

31.12.2008.

ВНР Billiton.

Австра лия/.

Брита ния.

Горнодобывающая индустрия.

118 221.7.

59 473.0.

15 390.0.

75 889.0.

41 732.

22.2.

8,1.

3.2.

30.06.2008.

Total.

Франция.

Нефть и газ.

117 854,1.

210 826,1.

13 925.3.

155 570,9.

96 959.

49,7.

8,0.

6.0.

31.12.2008.

Bank of China.

Китай.

Банки.

115 243.1.

н/д.

9404,3.

1 015 785,0.

249 278.

0.3.

9.1.

5,7.

31.12.2008.

Toyota.

Motor.

Япония.

Автомобилестроение и комплектующие.

108 917,1.

261 836,8.

17 109,8.

323 279,8.

316 121.

31,6.

5.9.

4,4.

31.03.2008.

General.

Electric.

США.

Промышленные конгломераты.

106 765,8.

180 929,0.

17 410.0.

797 769,1.

323 000.

10.1.

5.9.

12.3.

31.12.2008.

Si nopet;

Китай.

Нефть и газ.

101 805,3.

207 538,5.

4349,9.

112 195,5.

358 304.

0,6.

12,9.

2.7.

31.12.2008.

Coca-Cola.

США.

Напитки, алкоголь.

101 729,2.

31 944,0.

5807,0.

40 519,0.

92 400.

44,0.

17,5.

3.5.

31.12.2008.

Novartis.

Швейца рия.

Фармацевтика и биотехнологии.

100 159.6.

41 459,0.

8195,0.

78 299,0.

96 717.

37.9.

10,5.

4.9.

31.12.2008.

JP Morgan Chase.

США.

Банки.

99 885,4.

н/Л.

5605,0.

2 175 052,0.

224 961.

26,6.

30,9.

3,2.

31.12.2008.

Cisco.

Systems.

США.

Компьютеры.

ИТ-оборудование.

97 886,6.

39 540,0.

8052,0.

58 734.0.

66 129.

16,8.

12,4.

;

26.07.2008.

HSBC.

Велико британия.

Банки.

97 408.9.

н/д.

5728,0.

2 527 465.0.

331 458.

5,7.

12,0.

12.6.

31.12.2008.

Volkswagen.

Герма ния.

Автомобилестроение и комплектующие.

96 625.8.

149 651,0.

6249,9.

220 803,9.

357 207.

307,1.

19,6.

0.8.

31.12.2008.

China Life Insurance.

Китай.

Страхование жизни.

94 731,8.

н/д.

3109,0.

152 671,1.

102 241.

3,3.

30,3.

1.0.

31.12.2008.

Telefonica.

Испания.

Услуги фиксированной связи.

93 828,1.

76 195,7.

9983,0.

131 357.5.

251 775.

19.9.

9,3.

*.

31.12.2008.

Apple.

США.

Компьютеры, ИТ-оборудование.

93 615,0.

32 479.0.

4834,0.

39 572,0.

35 100.

105,1.

19,2.

;

27.09.2008.

Vodafone.

Group.

Велико британия.

Услуги мобильной связи.

92 342.0.

51 918,5.

9746,2.

186 246,9.

72 375.

1,8.

9,6.

6,9.

31.03.2008.

Pfizer.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

91 870,5.

48 296,0.

8104.0.

111 148,0.

81 800.

13,6.

11.4.

9.4.

31.12.2008.

Газпром.

Россия.

Нефть и газ.

91 498.0.

70 854,1.

19 504,4.

201 333,3.

436 100.

3,9.

4.6.

2.0.

31.12.2007.

Oracle Corporation.

США.

Программное обеспечение и услуги.

90 050.2.

22 430,0.

5521,0.

47 268.0.

84 233.

18.1.

16.7.

;

31.05.2008.

Verizon.

Communica.

tions.

США.

Услуги фиксированной связи.

85 785,1.

97 354,0.

6428,0.

202 352.0.

223 900.

30.2.

13,4.

5.9.

31.12.2008.

Google.

США.

Программное обеспечение и услуги.

83 634,9.

21 795,6.

4226,9.

31 767.6.

20 222.

348.1.

25,9.

;

31.12.2008.

Intel Corporation.

США.

Компьютеры.

ИТ-оборудование.

83 596,8.

37 586,0.

5292.0.

50 715.0.

83 900.

15,0.

16.2.

3,6.

27.12.2008.

GlaxoSmith.

Kline.

Велико британия.

Фармацевтика и биотехнологии.

80 874.6.

35 636,7.

6734,6.

57 647.7.

101 133.

15,6.

12,0.

5,9.

31.12.2008.

Pepsico.

США.

Напитки, алкоголь.

80 117.9.

43 251.0.

5142,0.

35 994,0.

198 000.

51,5.

15,8.

3.2.

27.12.2008.

Eni.

Италия.

Нефть и газ.

77 748.5.

142 263,7.

11 604,4.

153 315,9.

78 880.

19.4.

6.1.

;

31.12.2008.

Hewlett;

Packard.

США.

Компьютеры, ИТ-оборудование.

76 835,4.

118 364,0.

8329,0.

113 331.0.

321 000.

32,1.

9.6.

1.0.

31.10.2008.

GDF Suez.

Франция.

Коммунальные услуги.

75 288,8.

109 210,0.

8552,4.

219 858,5.

234 653.

34.3.

8,8.

8.4.

31.12.2008.

Sanofi;

Aventis.

Франция.

Фармацевтика и биотехнологии.

74 022.5.

36 250,4.

5063,8.

94 658.8.

99 495.

56,3.

14,6.

5,1.

31.12.2008.

Abbott Laboratories.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

73 714,7.

29 527,6.

4880.7.

42 419,2.

69 000.

47,7.

15,6.

3.0.

31.12.2008.

EDE.

Франция.

Электроэнерге тика.

71 454.5.

84 523,2.

4470,8.

263 367,3.

155 931.

39,2.

15,9.

;

31.12.2008.

Philip Morris International.

США.

Табачные изделия.

71 300.5.

63 640,0.

6890,0.

32 972,0.

75 600.

35,6.

10,7.

8.3.

31.12.2008.

Vale do Rio Doce.

Брази лия.

Металлургия.

68 351,3.

32 340,1.

9756,0.

85 172,0.

62 490.

13,5.

7.2.

3.7.

31.12.2008.

Samsung.

Electronics.

Южная Корея.

Компьютеры, ИТ-оборудование.

65 693,1.

74 503,3.

5612,3.

70 621,3.

84 721.

410,6.

11,0.

1.4.

31.12.2007.

Qualcomm.

США.

Компьютеры.

11Т-оборудованне.

64 180.1.

11 142,0.

3160,0.

24 563,0.

15 400.

38,9.

20.1.

1,5.

30.09.2008.

McDonald’s.

США.

Досуг и путешествия.

60 770,3.

23 522,4.

4313,2.

28 461,5.

400 000.

54,6.

;

31.12.2008.

Wells Fargo.

США.

Банки.

60 345,9.

н/д.

2655,0.

1 309 639,0.

158 900.

14,2.

20,3.

9,1.

31.12.2008.

France.

Telecom.

Франция.

Услуги фиксированной связи.

59 539,5.

70 333.7.

5350,5.

125 307,5.

182 793.

22.8.

11,1.

5.8.

31.12.2008.

NTT.

DoCoMo.

Япония.

Услуги мобильной связи.

59 492,9.

46 929.1.

4892,3.

61 859,0.

22 100.

1353,7.

11,9.

31.03.2008.

Nippon Telegraph & Telephone.

Япония.

Услуги фиксированной связи.

59 445,9.

106 380.0.

6326,1.

184 444,2.

193 831.

37,8.

;

0.2.

31.03.2008.

ConocoPhil;

lips.

США.

Нефть и газ.

57 966.2.

240 842,0.

— 16 998,0.

142 865,0.

33 800.

39,2.

;

4.8.

31.12.2008.

China Shenhua Energy.

Китай.

Горнодобывающая индустрия.

57 610.7.

15 654,4.

3892,8.

40 262,1.

59 543.

2,3.

11,5.

3.0.

31.12.2008.

Wyeth.

СШЛ.

Фармацевтика и биотехнологии.

57 304,1.

22 833,9.

4417,8.

44 031.7.

47 426.

43,0.

13.0.

2,6.

31.12.2008.

Merck.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

56 381,3.

23 850,3.

7808,4.

47 195.7.

55 200.

26.8.

7,3.

5,7.

31.12.2008.

Banco.

Santander.

Испания.

Банки.

56 198.9.

н/д.

11 671,4.

1 380 206,0.

170 961.

6.9.

;

;

31.12.2008.

StatoilHydm.

Норве гия.

Нефть и газ.

56 150.1.

97 636,4.

6479,1.

86 621,4.

29 496.

17,6.

8,7.

6.2.

31.12.2008.

Mitsubishi.

UFJ.

Financial.

Япония.

Банки.

56 136,7.

н/д.

6340,7.

1 922 182,0.

78 302.

4,8.

7,9.

2.9.

31.03.2008.

E.On.

Герма ния.

Коммунальные услуги.

55 552,7.

114 075,2.

1664,7.

206 505.2.

91 546.

27.8.

31.0.

7.1.

31.12.2008.

Unilever.

Нидер ланды/.

Брита ния.

Производство и обработка пищи.

54 523,6.

53 285,4.

6610,2.

47 524.7.

174 000.

19.7.

8,4.

5,1.

31.12.2008.

Deutsche.

Telekom.

Герма ния.

Услуги мобильной связи.

54 141.9.

81 087,3.

1950,1.

161 922,1.

234 887.

12,4.

27,8.

8.3.

31.12.2008.

Siemens.

Герма ния.

Промышленные конгломераты.

52 205,5.

101 680.6.

7528.0.

124 213,5.

420 800.

57.1.

6,8.

3,7.

30.09.2008.

Rio Tinto.

Австра лия/.

Брита ния.

Горнодобывающая индустрия.

51 590.6.

54 264.0.

3676,0.

89 616.0.

105 785.

33.7.

11,8.

4.5.

31.12.2008.

Amgen.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

51 201.9.

15 003,0.

4196,0.

36 443,0.

16 900.

49,5.

12,6.

;

31.12.2008.

AstraZeneca.

Велико британия.

Фармацевтика п биотехнологии.

50 858.0.

31 601,0.

6101,0.

46 784.0.

66 100.

35,1.

8.4.

6,5.

31.12.2008.

BG Group.

Велико британия.

Нефть и газ.

50 775.7.

18 389.1.

4576,1.

36 579.1.

15,1.

11.1.

1,2.

31.12.2008.

Goldman.

Sachs.

США.

Специализированные финансовые услуги.

48 958.3.

н/д.

2322,0.

884 547,1.

30 067.

106.0.

22,7.

1,3.

28.11.2008.

Schlum;

berger.

США.

Нефтяное оборудование и услуги.

48 588.3.

27 163,0.

5435,0.

31 991,0.

87 000.

40,6.

8,9.

2,1.

31.12.2008.

Reliance.

Industries.

Индия.

Нефть и газ.

47 249.6.

27 433.1.

3914,1.

34 996.8.

25 487.

30.0.

11,1.

0.9.

31.03.2008.

Роснефть.

Россия.

Нефть и газ.

46 631,9.

68 991.0.

11 120.0.

77 513.0.

161 912.

4,4.

3,8.

;

31.12.2008.

British.

American.

Tobacco.

Велико британия.

Табачные изделия.

46 154,3.

17 739,3.

3595,6.

40 318,1.

96 381.

23,1.

12.8.

5,9.

31.12.2008.

Monsanto.

США.

Производство и обработка пищи.

45 482.2.

11 365.0.

2024,0.

17 991.0.

21 700.

83,1.

22,5.

1.0.

31.08.2008.

Occidental.

Petroleum.

США.

11ефть и газ.

45 092.9.

24 217.0.

6857,0.

41 537.0.

10 400.

55,7.

6.6.

2.2.

31.12.2008.

CNOOC.

Гонконг.

Нефть и газ.

44 265.7.

18 407.9.

6484,1.

30 198,6.

1,0.

6.9.

5.9.

31.12.2008.

Nokia.

Финлян дия.

Компьютеры, ИТ-оборудование.

44 153,3.

66 680.8.

5244,0.

52 048,1.

121 723.

11,8.

8,4.

4.5.

31.12.2008.

AnheuserBusch Inbev.

Бельгия.

11апитки, алкоголь.

44 136.3.

21 173.2.

1693,6.

106 922,0.

119 874.

27,5.

21,7.

31.12.2008.

Bank of America.

США.

Банки.

43 657.4.

н/д.

4008.0.

1 817 943.0.

243 000.

6,8.

12,2.

8,2.

31.12.2008.

SAP.

Герма ния.

Программное обеспечение и услуги.

43 420.6.

15 207.3.

2456,3.

18 668.2.

51 530.

35.4.

17,2.

1.9.

31.12.2008.

Bristol;

Myers;

Squibb.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

43 390.8.

20 597.0.

5247,0.

29 552,0.

35 000.

21.9.

13,3.

5.7.

31.12.2008.

Honda.

Motor.

Япония.

А втомобилестроение и комплектующие.

43 005,2.

119 546,4.

5976,3.

125 648,9.

178 960.

23,4.

7,1.

3,7.

31.03.2008.

Ping An Insurance.

Китай.

Страхование жизни.

42 662,9.

н/д.

2730,7.

101 013,0.

82 808.

6,0.

32.2.

1,7.

31.12.2007.

Itau.

Unibanco.

Брази лия.

Банки.

42 580.8.

н/д.

3577,6.

290 079,8.

108 000.

11,1.

12,8.

3,6.

31.12.2008.

Gilead.

Sciences.

США.

Фармацевтика и биотехнологии.

42 195,4.

5335,8.

2011,2.

7018,6.

46,3.

21,2.

;

31.12.2008.

L’Oreal.

Франция.

Товары личного пользования.

41 158,4.

23 066,5.

2561,9.

30 187,0.

67 662.

68.8.

15,8.

2.8.

31.12.2008.

Royal Bank Canada.

Каната.

Банки.

41 129.2.

н/д.

3711,3.

589 775.3.

73 323.

29.2.

10,5.

5.6.

31.10.2008.

Nintendo.

Япония.

Товары для отдыха.

40 950,2.

16 657,1.

2563,1.

17 952,5.

289,1.

14,4.

4.3.

31.03.2008.

United.

Technologies.

США.

Аэрокосмическая и оборонная индустрия.

40 554,1.

58 043,0.

4689,0.

56 469.0.

223 100.

43,0.

8,6.

3,1.

31.12.2008.

Bank of Communications.

Китай.

Банки.

40 409.7.

и/д.

4148,8.

392 034,4.

77 734.

0.7.

8.2.

4,2.

31.12.2008.

CVS/Care.

mark.

США.

Розничная торговля продуктами и лекарствами.

40 012,1.

87 471.9.

3212,1.

60 959,9.

215 000.

27.5.

12,3.

0.8.

31.12.2008.

I Iome Depot.

США.

Розничная торговля.

39 945,0.

71 288,0.

2260,0.

41 164.0.

322 000.

23,6.

17,6.

3,8.

01.02.2009.

Teva Pharmaceutical Industries.

Израиль.

Фармацевтика и биотехнологии.

39 785.3.

11 085,0.

635,0.

32 904,0.

38 307.

44,7.

55,1.

1.2.

31.12.2008.

RWE.

Герма ния.

Коммунальные услуги.

39 125,8.

62 459,8.

3363,6.

122 855,1.

65 254.

70.1.

11.2.

8,4.

31.12.2008.

Taiwan Semiconductor Manufacturing.

Тайвань.

Компьютеры, И Т-оборудован ие.

38 840,8.

9627,1.

2887,7.

16 150,7.

24 834.

1,5.

13,6.

31.12.2008.

West рас Banking.

Австра лия.

Банки.

38 605,0.

н/д.

2765,8.

315 033,1.

28 302.

13,3.

9,0.

7.7.

30.09.2008.

* Financial Times Global 500, May 2009.

ных корпораций, которые выступают базой деятельности транснационального производства. Как показывают данные таблицы, границы мира ТНК быстро расширяются — и по странам, и по отраслям экономики. Компании обрабатывающей промышленности и нефтяного сектора, такие как «Дженерал Моторс» (ДМ) и «Дженерал электрик», «Бритиш петролеум», «Шелл», «Тойота» и «Форд мотор», занимали ряд верхних позиций в составленном ЮНКТАД списке 25 крупнейших нефинансовых ТНК мира. Картина несколько изменилась в 2009—2010 гг. в результате или банкротства, или ухудшения условий деятельности многих ТНК и ТНБ. Тем нс менее основной состав ТНК в первой сотне устойчив и после кризиса.

Подготовленный ЮНКТАД Обзор перспектив мировых инвестиций (2012 г.) свидетельствует о том, что в краткосрочной перспективе глобальный финансово-экономический кризис, как и кризис в еврозоне, отрицательно сказался на планах ТНК в области ПИИ. ТНК во всем мире возложили вину за сокращение своих инвестиционных планов на глобальный экономический спад, а 79% - непосредственно на финансовый кризис.

По предварительным оценкам ЮНКТАД, темпы интернационализации крупнейших ТНК в 2012 г. существенно замедлились, а их общие прибыли упали на 15%. Однако список 500 самых крупных компаний в результате глобального кризиса в целом мало изменился; и еще меньше изменился состав 100 наиболее крупных корпораций (табл. 15.2).

Приведенные в таблице данные свидетельствуют об огромной мощи современных ТНК, распространивших свою деятельность на весь мир. Согласно Докладу ЮНКТАД-2010, в 2012 г. действовало свыше 100 тыс. ТНК с почти одним млн иностранных филиалов. Суммарный объем их импорта ПИИ превысил 20,6 трлн, а экспорт — 28,2 трлн долл. Несмотря на кризис, сотня крупнейших ТНК мира по-прежнему обеспечивает значительную часть совокупного международного производства всех ТНК — 7,8 трлн долл. в 2009 г. (6,1 трлн долл. в 2008 г.). Для сравнения: МВП в 2012 г. составил 65 трлн долл. (в 2008 г. — 60,7 трлн долл.). Занятость на зарубежных филиалах ТНК превысила 68 млн человек (24,4 млн человек в 1990 г.).

Интересны произошедшие сдвиги по национальной принадлежности: в первой сотне глобальных компаний осталось только 36 американских, сюда ворвались китайские (15), бразильские (5) и некоторые другие ТНК из стран Азии (более 25), германские (5), французские (5), австралийские (4). Традиционно представлены в списке английские корпорации (10) и японские (6) — их доля снижается все последнее десятилетие (в 1990 г. в первой сотне было 18 ТНК японского происхождения); в списке представлены также ТНК из Швейцарии (3), Испании (2), Южной Кореи, Италии, Бельгии, Норвегии, Финляндии и Израиля (по одной ТНК).

Если взять список из 500 ТИК, то там доминируют американские компании, на втором месте японские; далее идут британские и китайские, французские, германские, канадские, бразильские, южнокорейские, итальянские и индийские компании. Представлены и компании из быстро развивающихся стран первой и второй волны — Южной Кореи, ЮАР, Тайваня и Гонконга (китайские провинции); Малайзии, Сингапура; Бразилии, Аргентины, Чили, Мексики; здесь присутствуют уже и компании из ОАЭ, Кувейта, Египта, Саудовской Аравии, Ливана и Омана. В этот список вошла также небольшая группа российских ТНК, возглавляемая «Газпромом» .

Что касается секторальной принадлежности сотни крупнейших корпораций, то большинство из них по-прежнему действуют в отраслях обрабатывающей промышленности. В число крупнейших производителей этих отраслей входили «Дженерал электрик», «Тойота мотор корпорейшн» и «Форд мотор компани». Вместе с тем неуклонно увеличивают свою долю в этой сотне ТНК из сектора услуг. Если в 1993 г. в этом списке насчитывалось 14 таких компаний, то в 2012 г. уже 26, а крупнейшими из них были, в частности, «Водафон труп» и «Электриситэ де Франс». Высокие позиции в этом списке в связи со значительным объемом зарубежных активов занимали ТНК первичного (нефтяного) сектора, такие как «Роял датч/Шелл труп», «Бритиш петролеум» и «ЭкссонМобил корпорейшн». Что касается ТНК из развивающихся стран, то в этот список попали семь компаний, в том числе такие крупные диверсифицированные компании, как «Хатчинсон вампоа» и «СИТИ труп», и такие крупные производители электронной продукции, как «ЛГ корпорейшн» и «Самсунг электронике» .

Зарубежные филиалы ТНК продолжают демонстрировать свою значимость для глобальной экономики: они обеспечивают не менее 10% мирового ВВП и предоставляют работу примерно 78 млн человек, что больше чем вдвое превышает общую численность экономически активного населения такой крупной промышленно развитой страны, как Германия.

За период 1990—2012 гг. численность занятых в зарубежных филиалах ТНК возросла почти в три раза, хотя суммарный объем ПИИ рос быстрее. Самое большое число работников имеют зарубежные филиалы в Китае. В то же время сокращается занятость в ТНК в развитых странах. Так, за период 2001—2012 гг. численность занятых в филиалах иностранных компаний в США сократилась более чем на 600 тыс. и составила 4,5 млн человек. Это следствие переноса многих загрязняющих окружающую среду производств в развивающиеся страны. Поскольку компании США, безусловно, являются самыми крупными прямыми инвесторами за рубежом, их иностранными филиалами было создано больше всего рабочих мест (9,2 млн) среди зарубежных филиалов всех стран базирования (за период 2001;2008 гг.).

Специфика экспансии ТНК. Она во многом заключается в организации производства товаров в своих заграничных подконтрольных корпорациях-фирмах. Это обстоятельство во многом обусловливает их динамичный рост в тех случаях, когда они усматривают перспективы. Национальная фирма, оперирующая на внешних рынках, как правило, не имеет зарубежных филиалов и капиталовложений и получает свои доходы от продажи товаров и услуг, произведенных в своей стране. ТНК же использует труд работников многих стран непосредственно в процессе производства, т. е. для нее характерна интернационализация самого процесса производства, в то время как для национальной фирмы характерна лишь интернационализация процесса реализации продукции.

Транснациональные корпорации, посредством которых в решающей степени происходит интернационализация производительных сил и развивается качественно новое явление — глобализация мировой экономики, являются выражением ускорения эволюции факторов производства, их интенсификации и интеграции. ТНК представляют одновременно адаптацию факторов производства к международному уровню, вызванную развитием производительных сил в условиях информационно-технологической революции. Эта их адаптация к международному уровню в форме диверсифицированной монополизации, базирующаяся на слиянии отдельных национальных капиталов, создает простор для развития факторов производства (производительных сил), которые в рамках национальных границ уже не могут развиваться адекватным образом. Но монополизация — это не однолинейный процесс, идущий неуклонно по пути «ультрамонополии». Рядом развиваются и контрмонопольные процессы, включающие воздействие государства, а также иной «среды», в том числе фактор общественного мнения, который резко усилился в результате глобального кризиса, порожденного во многом именно деятельностью ТНК.

Стратегии ТНК. Стратегии корпорации — это способы и методы осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования:

  • • инвестирование «с нуля» ;
  • • трансплантации;
  • • стратегические альянсы;
  • • международные слияния и приобретения;
  • • международные переплетения.

Инвестирование «с нуля»  — это новое строительство предприятия в той или иной стране.

Трансплантации - вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

Стратегические альянсы — разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах. В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:

  • • технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, на них приходится 38% межфирменных коалиций;
  • • соглашения о совместном производстве (24%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;
  • • соглашения в области сбыта (8%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках. «Стратегические семьи» являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, но имеют взаимодополняющие стратегии, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.

Международные переплетения — это самая распространенная форма взаимосвязей как внутри ТНК, так и за ее пределами. В результате происходит формирование групп ТНК, часто имеющих общие связи, что способствует устойчивости этих групп, стабильности в получении прибыли, но одновременно формирует тенденцию ослабления конкурентных начал в экономике. Это одно из направлений формирования «стратегических семейств». Собственно, речь идет о сверхмонополизации в сфере действия ТНК — процесс далеко не самый положительный в мировой экономике. Отсюда — резкое ослабление контрольных механизмов в их деятельности, быстрый рост в 1990;х гг. и в первое десятилетие XXI в. мошенничества со стороны директоратов — явления, не распространенного в 1960—1980;х гг. в деятельности крупных компаний.

Современные стратегии ТНК, в отличие от периода послевоенных десятилетий и вплоть до 1980;х гг., существенно изменились. Главным их направлением стала устремленность на максимальную прибыль; задачи, связанные с развитием территории, увеличением занятости, передача технологий стране пребывания и иные социальные и эколохические задачи отошли на второй и третий план. Сохранение и повышение конкурентоспособности, попытки доминирования в отрасли, жесткие отношения — это главные элементы деятельности ТНК. В их стратегию обычно входят следующие элементы:

  • • стандартизация производства;
  • • концентрация производственных мощностей;
  • • внедрение инноваций исключительно на своих предприятиях;
  • • планирование и координация деятельности филиалов по всему миру из головной штаб-квартиры ТНК;
  • • устремленность на лидерство в своей отрасли.

Эта стратегия ведет к усилению конкурентной борьбы между ТИК в одной отрасли. Например, жестокая борьба происходит между автомобильными корпорациями Америки («Дженерал Моторс», «Форд»), Японии («Тойота», «Мицубиси»), Германии («Фольксваген», «Опель», «Мерседес-Бенц»), Франции («Пежо», «Ситроен»), Италии («Фиат»), Южной Кореи («Киа Моторс»). В эту борьбу стремительно ворвались китайские корпорации, благодаря ценовой конкуренции теснящие повсюду традиционные корпорации. Мировой рынок автомобилей практически поделен между ТНК. В гражданской авиации мира безраздельное доминирование приходится на две ТНК — американскую «Боинг» и европейскую «Эйрбас» .

Еще более агрессивную конкурентную борьбу ведут энергетические, в частности нефтяные, компании. Пренебрежение интересами общества, чрезмерные риски, нарушение законодательства — все это стало распространенным явлением в их деятельности.

16 апреля 2010 года на шельфе в Мексиканском заливе, вблизи берегов штата Луизиана произошла катастрофа на нефтяной платформе крупнейшей корпорации «Бритиш Петролеум» (ВР). Нефть, добываемая со дна моря, широким потоком залила море, огромное «нефтяное пятно» 200 км шириной надвинулось на побережье, уничтожая все живое — морские водоросли, рыбу, птицу. По данным ВР, ежесуточно в океан вливалось 20 тыс. баррелей нефти, по другим источникам — около 100 тыс. баррелей. Неоднократные попытки нейтрализовать катастрофу привели лишь к частичному успеху, но нефть продолжает поступать в воды залива. Каков ущерб? Его трудно даже рассчитать, но очевидно, что он составит десятки миллиардов долларов. Президент Барак Обама заявил, что правительство США заставит возместить весь ущерб, нанесенный последствиями этой глобальной катастрофы. Очевидно, что главная причина — это стремление нефтяного гиганта сэкономить на мерах безопасности техники. Это, в свою очередь, обусловлено стремлением к максимально высокой прибыли — такова природа деятельности ТНК повсюду в мире. В 2009 г. произошла катастрофа на гигантской Саяно-Шушенской ГЭС в Сибири. Новые частные собственники (российские ТНК), получив в результате бездумной приватизации эту огромную гидроэлектростанцию, меньше всего утруждали себя поисками путей безопасной ее эксплуатации (это требует крупных финансовых расходов). Аналогичная ситуация произошла на шахте «Распадская» в Кемеровской области, когда взрыв на глубине привел к многочисленным жертвам. Соответствующая ТНК, собственник которой, кстати, проживает вдали от родных берегов, в Англии, также игнорировала требования безопасности и экономила на заработной плате шахтеров.

Самые крупные ТНК осуществляют, несомненно, глобальные стратегии, хотя они этого не афишируют. Составными элементами такой стратегии являются:

  • • глобальное планирование деятельности ТПК и их филиалов с позиций рынков сбыта;
  • • использование всесторонних, гибких и технологичных методов ведения глобальной конкурентной борьбы вне учета интересов принимающих стран, в том числе через вовлечение в менеджмент представителей компрадорской элиты;
  • • деятельность в наиболее прибыльных сферах и отраслях, создание здесь довольно закрытых кластеров на передовой научно-технологической основе;
  • • создание на базе предприятий ТНК единой международной сети управления, когда финансовые центры подчиняются головной штаб-квартире.

Контроль над деятельностью ТНК. Деятельность ТНК всегда вызывала обеспокоенность общества в разных странах. Наиболее четкие положения, регулирующие их деятельность, были приняты в начале 1970;х гг. в рамках комитета ООН по ТНК. В частности, в 1974 г. был одобрен «Кодекс поведения ТНК», в котором нашли отражение интересы развивающихся стран. В Кодексе был обозначен широкий круг социально-экономических задач, которые должны были решать ТНК, осуществляя свою деятельность в той или иной стране. Однако в условиях начавшегося доминирования неолиберально-монетарной идеологии в предпринимательстве с ее агрессивной устремленностью исключительно на прибыль этот Кодекс оказался неработоспособным — его попросту отбросили в сторону под давлением глобальных корпораций и их лоббистов. Однако, как уже говорилось выше, ЮНКТАД разработал Кодекс коллективной социальной ответственности — КСО, который становится все более заметным явлением в деятельности крупных компаний. В 1976 г. была принята " Декларация об иностранных инвестициях и многонациональных компаниях" в рамках ОЭСР, а также Приложения к Декларации в качестве «Рекомендаций для МНК». Эти рекомендации содержат перечень условий, которые ТНК необходимо соблюдать: поддержка социального развития, стимулирование НИОКР и образования, подготовка местных кадров и т. д. Эти положения стали органичной частью КСО и, хотя они не имеют под собой правовой базы, служат этической нормой деятельности ТНК.

Трансфертные цены. Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности международных корпораций особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены — это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий. Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле могут быть:

  • • поддержание монополистической позиции на рынке;
  • • завоевание новых рынков сбыта;
  • • минимизация налогов и таможенных пошлин;
  • • уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;
  • • использование различий в темпах инфляции;
  • • воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;
  • • сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Слияния и поглощения. Слияние — это объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур; объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.

Поглощение кампании — это установление под свой контроль другой компании и соответствующее управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании часто осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

Виды слияний:

  • • горизонтальные слияния — это объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
  • • вертикальные слияния — это объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т. е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие — до конечного потребителя. Например, это может быть слияние горнодобывающих, металлургических, машиностроительных и иных компаний;
  • • родовые слияния — это объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химические реактивы для фотографирования, и т. д.

Слияния и поглощения компаний, банков и иных предприятий — это одна из наиболее распространенных (классических форм) концентрации производства и капитала в национальной и мировой экономике. Данные по международным сделкам через слияния и поглощения см. в табл. 15.3.

Приведенные данные говорят о неуклонном увеличении числа крупных сделок (мегасделок) через слияния и поглощения в последние 15 лет. Наибольшее их число было заключено в 2010 г. (более 2 тыс. сделок) и несколько сократилось в 2011 г. (1,9 тыс. сделок), но объем стоимости этих сделок превзошел предыдущий год (156 млрд долл.). Пиковым по объему стоимости является 2006 г., когда сумма сделок превысила 550 млрд долл., составив 33% от объема всех операций по слияниям и поглощениям.

Российские ФПГ и ТНК. ФПГ — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших.

Таблица 153

Международные сделки по слияниям и поглощениям, 1996−2010 гг., число сделок, % и млрд долл.

Год.

Валовые международные сделки.

Чистые международные сделки.

Число сделок.

Стоимость.

Чисто сделок.

Стоимость.

Число.

Доля в общем.

%.

Доля в общем.

Доля в общем.

Доля в общем.

млрд долл.

%.

число.

%.

млрд долл.

%.

Источник: World Investment Report, 2012. Р. 12.

свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. ФПГ задуманы как корпоративные структуры, обеспечивающие сочетание интересов макрои микроэкономических уровней, экономических и социальных проблем, должны стать объектами экспортоориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике. Это прежде всего те группы, которые или полностью являются государственными, либо государство доминирует в их капитале («Газпром», «РЖД», «Ингосстрах» и др.).

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства, а также банков. Концепция создания финансово-промышленных групп заключается в объединении предприятий одной технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.

В рамках ФПГ выделяются три основных направления:

  • • финансовое;
  • • промышленное;
  • • медиакорпоративное.

Приватизация в России сопровождалась взрывным возникновением мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов, финансово-промышленных групп), не все из которых могли успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, таких, например, как «Газпром», РАО ЕЭС (до его расчленения) и железнодорожные корпорации («Российские железные дороги»), «Норникель» .

Причины возникновения ФПГ:

  • 1) общеэкономические причины, требующие новых организационно-хозяйственных форм — высокоинтегрированных межотраслевых корпораций в российской экономике;
  • 2) выход России на международный рынок ставит задачу создания мощных хозяйственных структур, которые могут не только охватить внутренний национальный рынок, но и успешно конкурировать с международными корпорациями на внешнем рынке;
  • 3) элементарные тенденции монополизации.

Отличие ТНК от ФПГ состоит в том, что в ТНК капитал и власть принадлежат одной головной компании и ее дочерние фирмы и филиалы не наделены правами принятия управленческих решений и распределения прибыли; кроме того, в ТНК происходит взаимопроникновение капиталов.

В ФПГ ситуация другая, а именно:

  • 1) все участники являются полноправными и независимыми членами одной «команды» ;
  • 2) они на общие средства учреждают центральную компанию ФПГ, которая выполняет лишь координирующую функцию процесса управления;
  • 3) в ФПГ происходит объединение активов участников.

В российских ФПГ ситуация складывается нестабильно, часты противоречия и уход одних участников, приход других. В результате они малоэффективны с точки зрения общественного производства.

Российские ТНК и банки. Это прежде всего такие частные (акционерные) и государственные корпорации, как: «Газпром», «РЖД», «Норникель», «ЛУКОЙЛ», «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), «Вымпелком», «Роснефть», «Интер РАО ЕЭС», «ФК Уралсиб», «ТНК-БП», «Сургутнефтегаз», «Северсталь», «Мечел», «Татнефть», «НОВАТЭК», «ММК», «АФК Система», «ФСК ЕЭС», «Уралкалий», «РусГидро», «Ростелеком», «Магнит», «Полюс Золото», «ВТБ», «Сбербанк», «Банк Москвы» и т. д.

В двадцатке списка Forbes оказался российский «Газпром» (16-е место) с рыночной стоимостью активов 133 млрд долл.; российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» с рыночной стоимостью 83 млрд долл. занимает в этом списке 69-е место. В списке Forbes из 2000 самых крупных компаний и банков в мире позиции российских компаний представлены следующим образом (табл. 15.4).

Таблица 15.4

Самые влиятельные компании России, но версии Forbes в 2009 г.*.

Место в 2009 г.

Место в 2008 г.

Название.

Отрасль.

Рыночная стоимость, млрд долл.

" Газпром" .

Нефть и газ.

" ЛУКОЙЛ" .

Нефть и газ.

" Роснефть" .

Нефть и газ.

Сбербанк.

Банковское дело.

ТНК-ВР.

Нефть и газ.

" Сургутнефтегаз" .

Нефть и газ.

" Северсталь" .

Металлургия.

НЛМК.

Металлургия.

ВТБ.

Банковское дело.

" Вымпелком" .

Телекоммуникации.

ММК.

Металлургия.

;

" Мечел" .

Металлургия.

" Транснефть" .

Нефть и газ.

" Норникель" .

Металлургия.

" Татнефть" .

Нефть и газ.

АФК «Система» .

Телекоммуни кации.

" НОВАТЭК" .

Нефть и газ.

;

ФСК ЕЭС.

Энергетика.

" Уралкалий" .

Химпром.

" РусГидро" .

Энергетика.

Банк Москвы.

Банковское дело.

;

Х5 Retail Group.

Торговля и общепит.

;

" Сильвинит" .

Химпром.

тмк.

Металлургия.

;

" Распадская" .

Угледобыча.

;

" Магнит" .

Торговля.

" Ростелеком" .

Телекоммуникации.

" Полюс Золото" .

Золотодобыча.

* Рейтинг составлен на основе показателей продаж, прибыльности, объема активов и рыночной стоимости по данным Forbes за 2009 г.

Большинство российских крупных компаний, как показывают приведенные в табл. 15.4 данные, действуют в отраслях нефтегазовой добычи (и частично переработки), энергетике, угледобыче, металлургии. Машиностроительные компании вообще не представлены в списке ведущих компаний мира.

Российские ТНК и особенности формирования русского капитализма. Надо отметить, что на становление российских крупных корпораций оказал доминирующее воздействие сам процесс формирования российского капитализма. В чем особенности этого становления? Крупные корпорации в стране возникли не естественным путем — «снизу», из среды мелкого и среднего предпринимательства, через успешную конкурентную борьбу, добиваясь очевидного успеха в производстве товаров и услуг и расширяя это производство. Они возникли «сверху», через исполнительные акты, когда избранные лица «награждались» огромными фабриками и заводами, рудниками, нефтяными и газовыми месторождениями и прочими факторами производства. Их собственники не знали, что такое рынок, конкуренция, какую роль призвано играть мелкое предпринимательство, почему они должны осуществлять социально ответственную политику и т. д. Отсюда — крайняя неэффективность реального сектора экономики, развал сложных машиностроительных, химических, высокотехнологичных производств, включая сельскохозяйственное машиностроение, возникновение сильнейших диспропорций во всей экономике, резкое повышение импорта машинотехнической продукции и продовольствия. Основной акцент в своей деятельности крупные предприниматели предпочитали делать на биржевой игре, продавая и скупая акции действующих предприятий. Целый ряд отечественных экономистов (в том числе автор) указывали в этой связи на то, что финансовый кризис в России имеет не совсем обычную (классическую) природу, когда кризисы разворачивались в силу действия фактора перепроизводства товаров и услуг — это типичное проявление кризиса. В России он был вызван не просто дестабилизацией финансовой системы, как это произошло в США, Западной Европе или Японии, когда образовались фондовые и ипотечные «пузыри». В России кризис стал реальным последствием несбалансированности экономики и был усилен слабостью финансово-банковской системы и институтов регулирования, технологической и структурной слабостью, низкой эффективностью частного сектора, предельной зависимостью от мировых рынков и их состояния. В этой связи следует выделить следующие основные факторы, спровоцировавшие финансово-экономический кризис в России[1]:

  • • разрыв в развитии и эффективности между финансовым, промышленным и общественным секторами экономики;
  • • рост долговой экономики и неуправляемость финансового сектора, финансовых потоков;
  • • системные деформации экономики России, возникновение и рост банковского и финансового секторов при деградации промышленного сектора;
  • • неэффективная финансовая и денежно-кредитная политика, порождающая структурный перекос: высокий банковский процент при низкой рентабельности хозяйственной деятельности и др.

Итогом стали предельная разбалансированность экономики в отраслевом и региональном разрезах, нарушение равновесия с позиций диверсификации; громадное развитие топливно-сырьевого сектора, направленного на обслуживание растущих потребностей международного производства ТНК развитых стран и быстро развивающихся регионов мира.

  • [1] Сухарев О. С. Структурные сдвиги и развитие финансовой и технических систем экономики: анализ эволюционной теории // Журнал экономической теории. 2009. № 4. С. 46−47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой