Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое воздействие транспортных систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На трубопроводный транспорт возлагается задача перекачки газа, нефти, нефтепродуктов от источников добычи к местам переработки и потребления. Он включает не только трубопроводы, но и компрессорные и насосные станции. Еще на этапе строительства трубопроводов нарушаются естественные ландшафты, из сельскохозяйственного оборота изымаются значительные площади земель, засоряются прилегающие территории… Читать ещё >

Экологическое воздействие транспортных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди отраслей экономики, которые наносят наибольший вред окружающей среде, часто отдельно выделяют транспорт. Он загрязняет все компоненты окружающей среды: воздух, почву, воду. Транспорт использует значительные объемы топлива, нередко требует изъятия сельскохозяйственных угодий иод пути и стационарные сооружения. Загрязнение окружающей среды транспортом происходит в первую очередь из-за шума, вибрации, теплового и электромагнитного излучения, попадания в атмосферу продуктов сгорания топлива, испарения и протекания на почву и в воду нефтепродуктов, которые, включаясь в кругооборот веществ и энергии, засоряют собой окружающую среду, наносят вред существованию всех живых организмов. Воздействие транспортных систем на окружающую среду заключается в непосредственном преобразовании геологического субстрата во время строительства транспортных магистралей, в выбросе в атмосферу продуктов сгорания, в потерях горюче-смазочных материалов, в вибрационных, шумовых, тепловых воздействиях, в формировании локальных электромагнитных полей по трассам ЛЭП и г. д. Транспортное и линейное строительство в сложных инженерно-геологических условиях активизирует экзогенные геологические процессы — оползни, обвалы, плывуны, суффозию, карст, эрозию[1][2].

В составе транспортной системы выделяют автомобильный, водный, железнодорожный, авиационный и трубопроводный транспорт, каждый из которых вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.

Спецификой загрязнений окружающей среды автомобильным транспортом является значительная концентрация выхлопных газов в нижних слоях атмосферы. Распыление их в непосредственной близости от растений, животных, людей провоцирует повышение заболеваемости населения, загрязнение почвы, воздуха и водных ресурсов. В выхлопных газах автомобилей содержится около 200 различных веществ, среди которых можно выделить альдегиды (токсические вещества, которые способны накапливаться в организме человека и оказывают раздражающее, возбуждающее, нейротоксическое действие), бензопирен (сильный канцероген и мутаген, вещество первого класса опасности, поскольку вывести из организма его невозможно, а его накопление приводит к развитию онкологических заболеваний и генетических изменений у будущих поколений) и ряд других, не менее опасных для окружающей среды и здоровья человека компонентов. Исследования показали, что в полосе магистральных автомобильных дорог первого класса шириной 30—60 м в почвах, грунтовых водах и растительности накапливаются свинец, цинк и другие тяжелые металлы в концентрациях, значительно превышающих ПДК. Концентрация токсических веществ в значительной степени зависит от технического состояния автомобиля, скорости его движения и срока эксплуатации (например, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4—5 раз). Автомобильный транспорт наносит урон окружающей среде из-за протекания и сгорания нефтепродуктов, засорения окружающей среды, в том числе водных ресурсов, загрязнения почвы остатками от стертых шин, потерями при транспортировке сыпучих, жидких и пылевых грузов, хлоридами, которые используются для посыпки дорог зимой. К этому причастны также объекты автомобильного транспорта: базы дорожной техники, авторемонтные предприятия, асфальтобетонные заводы и т. д.1

С целью уменьшения и предупреждения негативного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду необходимо переходить к использованию экологически безопасных видов топлива, двигателей внутреннего сгорания с повышенной экономичностью, устройств снижения объема выбросов. Имеет смысл применять оборотное водоснабжение в процессах мойки автомобилей. Важно повысить общее техническое состояние машин и усилить контроль над ним, ограничить ввоз в страну старых автомобилей с низкими эксплуатационными характеристиками, перепланировать, используя разноуровневые транспортные развязки, кольцевые дороги, озеленить автомагистрали, отдалить от них на безопасное расстояние жилые массивы, создать санитарно-защитные зоны. Следует применять различные способы утилизации шин, шире использовать подземные автостоянки, контролировать уровень шума на дорогах, устанавливать прозрачные защитные шумовые экраны[3][4].

Значительный вред окружающей среде наносит железнодорожный транспорт, вследствие концентрации чрезмерного шума, вибрации, теплового и электромагнитного излучения вдоль железнодорожных путей и вокзалов, засорения территорий отработанными газами, горюче-смазочными материалами, металлической стружкой, сливной грязной водой, канализационными стоками. Засоряются прилегающие к железной дороге территории, в первую очередь почва и водные ресурсы, снижается плодородие почвы, создаются предпосылки для эрозии, накапливаются вредные вещества на прилегающих сельскохозяйственных территориях и снижается качество выращенной сельскохозяйственной продукции. В результате экологических и медицинских исследований выяснилось, что загрязнение железнодорожных путей нечистотами и продуктами их разложения, особенно в теплые сезоны года, повлекло заболевания желудка и легких у многих пассажиров и железнодорожников. Железнодорожный транспорт наносит ущерб растительному и животному миру, поскольку пути нередко прокладываются па пересечении сложившихся путей миграции некоторых видов животных, что затрудняет их существование и размножение, а иногда приводит к их гибели. Особенно опасны аварии на железных дорогах, способные стать причиной значительного широкомасштабного загрязнения всех компонентов окружающей среды1.

Для минимизации рисков пользования железнодорожным транспортом нужно уменьшать до минимума содержание вредных веществ в отработанных газах дизелей тепловозов за счет совершенствования процесса горения топлива в цилиндрах, применять антидымовые присадки, специальные пленки для предотвращения загрязнения груза пылью, принимать меры для предупреждения аварий на железнодорожных путях, применять технологии очистки воды после мойки вагонов и локомотивов. Необходимо установить специальные емкости для сбора нечистот и предотвращения попадания их наружу, обеспечить их последующую переработку на конечных станциях.

Авиационный (воздушный) транспорт наносит вред окружающей среде из-за шумов, которые создают двигатели самолетов и вертолетов, оборудование аэропортов, объектов по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов; из-за электромагнитного излучения от радиолокационной и радионавигационной техники, вибрации, продуктов сгорания топлива, теплового излучения. Интенсивность загрязнения окружающей среды, в первую очередь воздуха, авиационным транспортом значительно зависит от графика работы аэропорта, движения летательных аппаратов: при взлете и посадке в окружающую среду поступает максимальный объем оксида углерода и углеводородных соединений, а в полете — больше всего оксида азота. Так, за каждые 300 взлетов и посадок трансконтинентальных авиалайнеров в окружающую среду поступает 3,7 т оксида углерода, 2 т углеводородных соединений и 1,7 т оксидов азота. Положительным моментом при этом является то, что продукты сгорания топлива в основном рассеиваются в верхних слоях атмосферы и на больших территориях, что снижает их концентрацию в воздухе и степень негативного влияния авиации на все компоненты окружающей среды. Вследствие этого прилегающие к аэропортам территории становятся непригодными для обитания человека, ведения сельскохозяйственного производства и т.н. Влияние загрязнения окружающей среды авиационным транспортом на организм человека достаточно разрушительно: проявляется оно головными болями, вялостью, раздражительностью, снижением естественных реакций, памяти, потерей слуха, невозможностью сконцентрироваться на определенной работе, расстройствами сна, заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной систем[5][6].

В отношении авиационного транспорта можно предпринять следующее: разработать и установить строгий контроль над соблюдением нормативов расположения аэропортов вблизи населенных пунктов, норм допустимых выбросов, запретить ночные полеты. Необходимо уменьшать количество отработанных газов за счет повышения экономичности двигателей, шире использовать зеленые насаждения, земляные откопы, специальные конструкции (барьеры) для снижения шума, увеличивать высоту полета, сокращать время посадки, повышать степень заполнения самолетов полезным грузом, уменьшать пробег самолетов на аэродромах под тягой собственных двигателей за счет буксировки их тягачами на взлетную полосу.

Водный транспорт предназначен для перевозки пассажиров и грузов по водным путям. При этом его разделяют на морской, если используются морские суда, и речной — при осуществлении перевозок по внутренним водным путям, как природным (реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища и т. д.). В процессе эксплуатации водных ресурсов происходит их значительное загрязнение. В воду попадают пищевые отходы, мусор, горюче-смазочные материалы, утраченные грузы; в воздух — отработанные выхлопные газы двигателей; создаются шумы, вибрация. Морские суды сливают балластную воду, а также воду, используемую для приготовления пищи и гигиенических целей.

Для сокращения вреда от использования водного транспорта целесообразно усовершенствовать надежность и конструкцию судов с целью снижения их аварийности и предупреждения потерь нефти и нефтепродуктов, шире использовать боновые заграждения. Важно также запретить сбросы загрязняющих отходов во внутренних водах, установить на судах дополнительные средства и емкости для утилизации и обезвреживания части отходов и передачи их на берег для утилизации и переработки[7].

На трубопроводный транспорт возлагается задача перекачки газа, нефти, нефтепродуктов от источников добычи к местам переработки и потребления. Он включает не только трубопроводы, но и компрессорные и насосные станции. Еще на этапе строительства трубопроводов нарушаются естественные ландшафты, из сельскохозяйственного оборота изымаются значительные площади земель, засоряются прилегающие территории. В процессе своего функционирования трубопроводный транспорт не причиняет заметного вреда окружающей среде, однако, несмотря на значительную, казалось бы, прочность трубопроводов, со временем они подвергаются коррозии, проседают и трескаются на стыках. Вследствие этого на прилегающие территории попадает значительное количество загрязняющих веществ, что часто сопровождается взрывами и пожарами, а их последствия трудно устранить. При разрывах нефте-, газои других трубопроводов в почву и водоемы попадают десятки и сотни тонн загрязняющих веществ. Очаги загрязнения могут занимать огромные площади и существовать продолжительное время.

Для трубопроводного транспорта можно рекомендовать применение передовых технологий строительства и эксплуатации трубопроводов, их своевременную диагностику.

  • [1] См.: Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку: десять лет спустя.
  • [2] См.: Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология.
  • [3] См.: Голубев Г. Я. Геоэкология.
  • [4] См.: Мамедов II. М. Основы социальной экологии. М., 2003.
  • [5] См.: Голубев Г. Н. Геоэкология.
  • [6] См.: Чернова II. М., Былова А. М. Общая экология.
  • [7] См.: Петров К. М. Геоэкология: основы природопользования.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой