Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепции международной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Попытка проверить и на примере американской внешней торговли подтвердить положения указанной теории привели к неожиданному результату: американский экономист русского происхождения В. Леонтьев, использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», пришел к выводу, что вопреки теории X-О, в американском экспорте в 1947 г. преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте… Читать ещё >

Концепции международной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая история всех стран, образующих мировое хозяйство, подтверждает выгодность участия в международном товарном обмене: те страны, которые активно торговали, постоянно наращивали экспорт и импорт, росли и развивались быстрее, чем те, которые оставались замкнутыми, обособлялись от мирового рынка. Например, во многом благодаря внешнеторговой экспансии в послевоенные годы Германия и Япония явили собой «экономическое чудо» и превратились в лидеров мировой экономики. Позднее новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, а сегодня Китай, стали использовать доходы от внешней торговли на развитие национальной экономики.

Выгода от внешней торговли может проявляться в двух формах:

  • 1) получении разницы между ценой экспортируемых товаров на внутреннем и международном рынках;
  • 2) замене собственных товаров на более дешевые импортные, что ведет к экономии внутренних затрат.

Кроме того, развитие экспортно ориентированных отраслей увеличивает занятость населения, повышает загрузку производственных мощностей и ускоряет внедрение новых технологий, так как конкуренция на мировом рынке стимулирует предпринимателей повышать качество товаров и снижать издержки. Развивая свою международную специализацию на выпуске товаров, по которым у страны есть конкурентные преимущества перед другими странами, можно использовать внешнюю торговлю как инструмент повышения производительности имеющихся ресурсов и уровня благосостояния населения.

Обоснованием выгод от участия в международном товарном обмене занималось множество экономистов: сторонники меркантилизма в XVI—XVII вв. (У. Стаффорд, Т. Мэн, Ж. Б. Кольбер, А. Монкретьен), классики английской политической экономии А. Смит, Д. Рикардо, Д. С. Милль в XVIII—XIX вв., представители неоклассической теории, шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин в первой трети XX в., американский экономист российского происхождения, автор теории межотраслевого анализа В. Леонтьев, наши современники — сторонники теории жизненного цикла товара Ч. Киндлбергер и Р. Вернон, автор теории международной конкуренции М. Портер и многие другие.

Меркантилисты жили в период становления капитализма, первоначального накопления капитала и великих географических открытий. Они были сторонниками активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, отождествляли богатство с золотом и считали накопление золотых запасов основой процветания государства. Меркантилисты полагали, что государство должно стремиться к увеличению экспорта готовой продукции для притока золота, сдерживать импорт путем введения импортных пошлин и ограничивать его ввозом лишь сырья и полуфабрикатов, защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Они исходили из представления, что торговля всегда одним приносит выигрыш, а другим — проигрыш. Такая политика получила название протекционизма.

В теории абсолютных преимуществ классик английской политической экономии Адама Смит, критиковавший меркантилистов и обосновывавший политику невмешательства государства и необходимость свободной конкуренции, сформулировал идею о том, что все страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Он полагал, что каждая из стран всегда производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем это делается за рубежом. В этом случае в производстве и обмене подобных товаров страна будет располагать абсолютным преимуществом. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом — выгодой, основанной на разной величине затрат на производство в отдельных странах — участницах внешней торговли. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда. Таким образом, суть теории абсолютных преимуществ состояла в том, что в разных странах товары производятся с разными издержками и поэтому продаются по разным ценам, что и создает возможность одни товары экспортировать с большей выгодой, чем реализовывать внутри страны, а другие выгоднее импортировать, чем производить дома. Основой для получения абсолютных преимуществ являются плодородие почв, благоприятный климат, значительная территория, а также более совершенная технология.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и Д. С. Милля развивает теорию А. Смита и доказывает, что принцип абсолютного преимущества выступает лишь частным случаем принципа сравнительных преимуществ. В своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо доказал, что участие в международной торговле взаимовыгодно для двух стран даже в том случае, когда ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет обладать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. На производстве именно такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары[1].

Д. Рикардо вывел закон сравнительных преимуществ, исходя из следующих предпосылок:

  • • трудовой теории стоимости;
  • • свободной торговли;
  • • постоянных издержек производства, совершенной мобильности труда внутри страны и полной немобильности в отношениях между странами;
  • • отсутствия технического прогресса;
  • • отсутствия транспортных расходов.

В числе важнейших теоретических предпосылок, из которых исходил Д. Рикардо, была трудовая теория стоимости, в соответствии с которой труд — это единственный фактор производства, и он должен быть однороден. Однако на практике труд не является таковым. Наряду с трудоемкими существует значительное число капиталоемких товаров, в производстве большинства товаров в определенных пределах имеется возможность замены одних факторов производства другими, различные виды труда могут существенно отличаться между собой по производительности, квалификации и оплате. Поэтому теория Д. Рикардо совершенствовалась и дополнялась в работах его последователей. В частности, в модель Д. Рикардо были введены транспортные расходы, она была расширена и распространена на большее количество стран и большее количество товаров. Но главная заслуга Д. Рикардо состояла в том, что впервые были доказаны взаимовыгодность международной торговли для всех участников и научная несостоятельность заблуждения о том, что какая-либо страна может получить в процессе торговли преимущества только в результате нанесения ущерба другим странам.

Мировая практика подтвердила гениальные выводы Д. Рикардо, которые в начале XX в. получили развитие в работах шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина, сформулировавших основные положения теории факторных пропорций (теория X-О). Данная теория состоит из двух взаимосвязанных теорем: теоремы Хекшера — Олина и теоремы выравнивания цен на факторы производства, автором которой был американец П. Э. Самуэльсон. Э. Хекшер и Б. Олин попытались объяснить международную торговлю разной степенью обеспеченности стран факторами производства и вытекающими из этого различиями в пропорциях их использования и обосновали возникновение преимуществ у стран, участвующих в МРТ, преобладанием у них того или иного фактора производства — земли, капитала, трудовых ресурсов. Теорема выравнивания цен на факторы производства (свой вклад в ее разработку внес также другой американский экономист В. Столпер) гласит, что международная торговля ведет к выравниванию цен не только на товары, но в тенденции и на факторы производства, выравнивая таким образом между странами доходы от использования однородных факторов производства[2]. Вывод о том, что те факторы, которые избыточны, стоят сравнительно дешевле и стране выгодно производить и продавать товары, требующие для своего производства преимущественно таких факторов, и обменивать их на товары, производимые с использованием отсутствующих либо дефицитных факторов, долгое время лежал в основе организации эффективной внешней торговли разных стран.

Теория Хекшера — Олина успешно объясняет многие закономерности международной торговли. Страны действительно вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Кроме того, на мировом рынке все больше возрастает доля торговли аналогичными товарами между похожими по обеспеченности факторами производства странами[3]. Теория факторных пропорций также утверждает, что торговля эффективнее между странами с максимальными различиями в климате, соотношении факторов производства, инновационных потенциалов, а также то, что возможна взаимозаменяемость международной торговли и зарубежных инвестиций. Таким образом, концепция Хекшера — Олина оказалась удобной для объяснения причин развития торговли между центром и периферией мирового хозяйства, обмена аграрного и минерального сырья.

Попытка проверить и на примере американской внешней торговли подтвердить положения указанной теории привели к неожиданному результату: американский экономист русского происхождения В. Леонтьев, использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», пришел к выводу, что вопреки теории X-О, в американском экспорте в 1947 г. преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие, хотя в то время в США капитал был фактором избыточным, а заработная плата американских рабочих много выше, чем в других странах. Эта ситуация была названа парадоксом Леонтьева, и он позднее нашел свое подтверждение в других странах, в частности в Японии. Парадокс Леонтьева позволяет учитывать дополнительные обстоятельства, влияющие на международную специализацию стран, в том числе квалификацию рабочей силы (она может существенно различаться по странам, и экспорт из развитых стран отражает относительную избыточность квалифицированных специалистов); капиталоемкость добычи полезных ископаемых (вследствие чего экспорт сырья из развивающихся стран может отражать экспорт капитала, хотя этот фактор не является избыточным в развивающихся странах); влияние на международную специализацию импортзамещающей государственной политики, которая одновременно может стимулировать экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства. Парадокс Леонтьева способствовал возникновению целого ряда других концептуальных подходов и теорий международной торговли.

Теория жизненного цикла товара, разработанная Ч. Киндлбергером, Р. Верноном и Л. Уэльсом, связывает международную торговлю определенным товаром с этапами его жизненного цикла: любой товар, как и биологические объекты, проходит в своем развитии ряд последовательных этапов. Разработка товара, воплощение инновационной идеи требуют существенных затрат, а продажи отсутствуют. На этапе внедрения требуются дополнительные затраты, в частности, на рекламу, формирование благоприятного имиджа товара; объем продаж растет медленно, прибыль невелика или отсутствует вовсе. Если товар получил одобрение рынка, он переходит на стадию роста, когда налаживается его массовое производство. Компания имеет возможность снизить издержки, получить эффект от масштаба. На этом этапе товар начинает поставляться на экспорт, проявляется тенденция к росту капиталоемкости, прибыль быстро растет. Товар привлекает внимание конкурентов, которые устремляются в ту же рыночную нишу в стремлении получить свою долю прибыли. Усиление конкуренции толкает производителя-пионера к переносу производства в те страны, где можно сэкономить на затратах. На этапе зрелости производство налажено уже во многих странах, включая развивающиеся, товар максимально стандартизируется, компания получает максимальную прибыль. Рынок в стране-пионере насыщен, спрос больше не растет, для его стимулирования могут снижаться цены, выпуск также стабилизируется, крупносерийное производство позволяет использовать менее квалифицированный труд и переносится в развивающиеся страны. Производство в стране, где было создано нововведение, сворачивается, а для удовлетворения имеющегося спроса товар ввозится из-за рубежа. Устаревание (упадок) товара ведет к падению спроса, сокращению прибыли и постепенному вытеснению с рынка развитых стран. На рынках появляются новые, более совершенные товары. Перенос производства за границу позволяет компаниям продлевать жизненный цикл товара и получать бо? льшую прибыль.

Теория международной конкуренции М. Портера вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения М. Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. М. Портер выступает сторонником классической теории факторов производства, однако существенно дополняет ее. По мнению М. Портера, конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием четырех компонентов:

  • 1) факторных условий:
  • 2) условий спроса:
  • 3) состоянием обслуживающих и близких отраслей;
  • 4) стратегией фирмы в определенной конкретной ситуации[4].

В современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с природными факторами, а с развитыми специализированными преимуществами, целенаправленно формируемыми страной в конкурентной борьбе, в том числе квалификацией трудовых ресурсов, развитостью науки и технологии, совершенством инфраструктуры, грамотностью управленческих решений и др. Условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулируют нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок. Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию, обеспечивает быстрый доступ к ресурсам, позволяет обмениваться технологией, информацией, достижениями в области маркетинга. Так, формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей. М. Портер также подчеркивает, что конкурентоспособность страны зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, т. е. от характера конкуренции на внутреннем рынке.

Перечисленные компоненты конкурентоспособности страны образуют вершины так называемого национального ромба. Для успешного развития любой из отраслей экономики страна должна обладать преимуществами для данной отрасли во всех четырех компонентах ромба.

М. Портер справедливо отмечает, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, но важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, чтобы уяснить, какова роль страны в этом процессе.

Автор исследует конкурентные преимущества фирмы в глобальном масштабе. Но для этого необходимо исследовать отрасль, в которой оперирует фирма. Спрос является определяющим компонентом для развития фирмы. На ситуацию в фирме решающим образом воздействуют внутренний спрос и возможности внешнего рынка.

Выбор конкурентной стратегии фирмы определяется, во-первых, структурой отрасли, в которой действует фирма, и, во-вторых, занимаемой ею позицией в отрасли. Конкурентная стратегия фирмы должна создать возможность противодействия пяти силам конкуренции: 1) угрозе появления новых конкурентов; 2) угрозе появления товаров-субститутов (заменителей); 3) рыночной власти поставщиков комплектующих; 4) рыночной власти покупателей; 5) соперничеству уже имеющихся конкурентов между собой. М. Портер называет эти силы микросредой. Изменение в любой из сил микросреды требует усилий фирмы по пересмотру своего места в отрасли и на рынке.

Компания должна стремиться к точному выбору своей позиции в отрасли, что и предопределяет в конечном счете ее конкурентные преимущества. Их Портер делит на два вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Первый отражает способность фирмы выпускать продукцию с более низкими затратами, нежели конкуренты. Второй вид требует усилий фирмы по выпуску уникальной продукции, приданию ей новых потребительских свойств, совершенствованию технологии. Иными словами, фирмы могут достигать конкурентных преимуществ через нововведения. Несмотря на высокие риски и неопределенность результатов, фирмы идут на затраты, связанные с разработкой инноваций. Их толкают к этому следующие причины: новые технологии, новые требования покупателей, появление нового сегмента отрасли, изменения стоимости или наличия компонентов изделий, изменения в государственной политике.

Способность компаний удерживать конкурентные преимущества определяется тремя факторами. Первый фактор — источник преимущества — может быть низкого и высокого ранга. К источникам преимуществ низкого ранга М. Портер относит дешевые рабочую силу и сырье, к источникам преимуществ высокого ранга — запатентованную технологию, высокую репутацию фирмы, дифференциацию продукции. Такие преимущества можно удерживать достаточно долго, если обладать высококвалифицированным персоналом и производственным опытом, осуществлять интенсивные капиталовложения. Второй — количество имеющихся у фирмы конкурентных преимуществ: единственное преимущество фирмы-конкуренты иногда могут легко обойти, если их много — сделать это гораздо труднее. Третий фактор — постоянная модернизация производства: компания должна создавать свои преимущества со скоростью не ниже той, которую используют конкуренты, чтобы ее догнать. Фирмы быстро теряют свои конкурентные преимущества, если самоуспокаиваются, перестают внедрять нововведения, выпускать новые товары, использовать новые технологии и методы производства, совершенствовать структуру управления и организацию производства, выходить на новые рынки сбыта, находить новых поставщиков и т. д.

Одной из важных составляющих теории М. Портера является теория жизненного цикла страны. Ученый выделяет четыре такие стадии:

  • 1) находящиеся на стадии факторов производства страны конкурируют по факторам — стоимости рабочей силы, плодородию почв, географическому положению и т. п.;
  • 2) находящиеся на стадии инвестиций страны характеризуются агрессивным инвестированием в приобретение современного оборудования и технологий, активным созданием совместных предприятий и т. д.;
  • 3) стадия инноваций отмечена наличием всех четырех факторов конкурентного преимущества в широком круге отраслей, которые находятся в постоянном взаимодействии. Расширяется круг отраслей, в которых национальные фирмы могут успешно конкурировать на мировом рынке, растет благосостояние населения, а вместе с ним и стремление к комфорту;
  • 4) стадия богатства характеризуется спадом производства, постепенным ослаблением позиций страны в международной конкуренции, ее компании предпочитают не рисковать, проводят консервативные стратегии и ищут поддержку со стороны государства.

Теоретические посылки М. Портера послужили основой для рекомендаций в области экономической политики для стран, находящихся на разных стадиях своего жизненного цикла.

Ценность теоретического исследования М. Портера состоит в том, что оно отвечает на большинство вопросов, которые возникли у ученых-экономистов в 1980;е гг.: что влияет на международную торговлю, как взаимодействуют государство и национальная компания при ее выходе на мировые рынки, почему на мировых рынках закрепились фирмы одних стран и не получалось у других и т. д.

  • [1] Халевинская Е. Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Магистр, 2009. С. 99.
  • [2] Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 49.
  • [3] Халевинская Е. Д. Указ. соч. С. 107.
  • [4] Международные экономические отношения: учебник / под ред. В. Е. Рыбалкина. 8-е изд., перераб и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНЛ, 2009. С. 65.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой