Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции развития информационных технологий/информационных систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Быстрое развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокая скорость информационного обмена сформировали к концу XX в. новое понятие — глобальное информационное общество. Новые информационные технологии позволили организациям оперативно собирать, обрабатывать, систематизировать данные, преобразовывать неструктурированные… Читать ещё >

Тенденции развития информационных технологий/информационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное информационное пространство характеризуется глобальностью, открытостью, которые выражаются в возможности оказывать воздействие как на любого конкретного человека, так и практически на все общественные группы посредством влияния на их информационные сферы, трудностью выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их социально негативных последствий. Основными критериями успеха в бизнесе стали профессиональное управление, умение обеспечить эффективную работу персонала, правильно идентифицировать, проектировать, реализовывать и совершенствовать бизнес-процессы, эффективно вести организационно-административную и хозяйственную деятельность. В этих условиях современные информационные технологии и создаваемые на их основе IT/IS становятся основным инструментом в обеспечении достижения стратегических целей и устойчивого развития организаций.

Быстрое развитие вычислительной и телекоммуникационной техники, накопление колоссальных объемов информации и чрезвычайно высокая скорость информационного обмена сформировали к концу XX в. новое понятие — глобальное информационное общество. Новые информационные технологии позволили организациям оперативно собирать, обрабатывать, систематизировать данные, преобразовывать неструктурированные процессы, заменять исполнителей рутинных работ, предоставить мощные аналитические средства обработки информации, параллельно выполнять однотипные операции, детально отслеживать бизнес-процессы, изменить способ делового стратегического мышления, позволили внедрить стиль гибкого и эффективного управления. Благодаря их внедрению обеспечивается новое качество экономического роста, наращивается научное знание, более эффективно используются энергия, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование и т. п.), экономится социальное время, необходимое для реализации потребностей бизнеса.

Внедрение IT-технологий в бизнес во многих странах давно трансформирует целые отрасли и сферы жизни. Главный эффект от внедрения информационных технологий получили отрасли, где стоит задача массового обслуживания потребителей: финансы, телекоммуникации, государственное управление, образование, здравоохранение, транспорт. Под влиянием IT/IS кардинально перестроилась финансовая индустрия. IT-департаменты в организациях стали выдвигаться на первые роли, участвуя в стратегическом планировании и развитии организации. Массовое внедрение IT /IS, создающих новые возможности для повышения качества жизни, осуществляется в здравоохранении, образовании.

Концептуальное развитие информационного общества привело к тому, что в экономическом сегменте возникла принципиально новая область — электронной коммерции и электронного бизнеса, активно внедряется новый формат ритейла.

Электронный бизнес (Electronic Business, e-business) может быть определен как специфическим образом организованная бизнес-модель, в рамках которой бизнес-процессы, а также процессы обмена бизнес-информацией и коммерческие транзакции реализуются посредством автоматизированных информационных систем. Электронный бизнес использует все многообразие интернет-технологии для передачи данных и предоставления web-сервисов. Электронный бизнес — синергическое, обобщенное понятие для множества классов информационных систем, автоматизирующих коммерческую работу предприятия любого направления деятельности. Электронный бизнес включает в себя не только понятие электронной коммерции, ориентированной непосредственно на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, но и весь комплекс процессов поддержки бизнес-цепочки, имеющей своей конечной целью максимизацию прибыли и извлекаемых социально-значимых эффектов.

Электронная коммерция (e-commerce) в самом общем виде может быть определена как сфера экономики, включающая в себя, с одной стороны, все финансовые и торговые транзакции, реализуемые посредством компьютерных сетей; с другой стороны — всю совокупность бизнес-процессов, связанных с проведением данного рода транзакций.

Электронная коммерция (как совокупность процессов) внутренне дифференцирована следующими составными частями: электронный обмен информацией (Electronic Data Interchange, EDI), электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS), электронная торговля (e-trade), электронные деньги (e-cash), электронный маркетинг (e-marketing), электронный банкинг (e-banking), электронные страховые услуги (e-insurance)[1]. Таким образом, электронную коммерцию можно определить как комплексный подход, основанный на основе максимального использования всех способов доступа клиентов, включая мобильные устройства, социальные сети и отделения магазинов.

Характеризуя явление электронной коммерции, целесообразным представляется выделить следующие виды, механизмы ее реализации:

  • • схема В2 В, или «бизнес — бизнес», когда имеет место взаимодействие двух независимых субъектов хозяйствования, главным образом торговой направленности. В2В — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений электронной коммерции на сегодняшний день;
  • • схема В2С, или «бизнес — потребитель», ориентированная на реализацию прямого торгового взаимодействия предприятия с клиентом, являющимся не юридическим, но физическим лицом. Подобная схема на практике широко представлена механизмом розничной реализации товаров, осуществляемым посредством интернет-магазинов;
  • • схема С2С, или «потребитель — потребитель», позволяющая лицам (покупателю и продавцу) найти консенсус по интересующей их обоих коммерческой тематике.

Анализируя объемы электронной коммерции в статистическом разрезе, отметим следующее. Европейским лидером в электронной коммерции является Великобритания: каждый седьмой житель этой страны осуществляет покупки через Интернет. По прогнозам исследователей, к 2016 г. в Объединенном Королевстве каждый пятый житель (что составляет около 23% от населения) станет активным пользователем онлайн-торговли. Специалисты также утверждают[2], что в 2016 г. объем электронной коммерции в Великобритании, ежегодно прирастая на 11%, достигнет показателя в 221 млрд фунтов стерлингов. При сравнении этого показателя с другими странами имеем следующее: в США рост интернет-экономики составляет только 6,5%, в Германии — 7,5%, в Китае — 6,9%, в Италии — 11,5%.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время электронный бизнес и электронная коммерция — совершенно определившийся, научно обоснованный, финансово-жизнеспособный тренд, характеризующийся все возрастающей популярностью как в мировом разрезе, так и в контексте развития отечественного экономического сегмента, реализующегося посредством интернет-технологий.

Качественным проявлением электронной коммерции сегодня являются электронные торговые тощадки (ЭТП), представляющие собой совокупность информационных и технических решений, посредством которых реализуется всестороннее взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Технически электронные торговые площадки реализуются посредством следующих механизмов и инструментов: электронная почта, телеконференции, гипертекстовая система (WWW), управление удаленными компьютерами в терминальном режиме (Telnet), система доменных имен (сервис DNS), сервис IRC, обеспечивающий поддержку текстового общения (chat) в реальном времени, комплекс потокового мультимедиа.

Де-факто ЭТИ — это интернет-ресурс, посредством которого производятся различного рода сделки купли-продажи между предприятиями — покупателями и продавцами. Заказчики посредством ЭТИ приобретают возможность осуществлять электронные торги — тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, что, в конечном счете, позволяет минимизировать затраты.

Поставщики с помощью ЭТП участвуют в проводимых закупках, размещают собственный уникальный контент, представляющий собой информацию о предлагаемой продукции и услугах. Так, по итогам 2011 г. (по данным агентства Invesp.com) объем продаж в сфере электронной коммерции в мире достиг 680,6 млрд долл. США. Данный показатель, как отмечается, имеет устойчивый тренд роста.

Подобный вектор актуален и для России: в 2010 г. объем российского рынка электронной коммерции характеризовался показателем в 240 млрд руб. (по данным исследовательского агентства Data Insight). В то же время доля онлайн-продаж в России сегодня составляет около 1,6—2,2% от общего объема продаж всей российской розницы. Для сравнения, анализируемый показатель в странах Европейского сообщества составляет около 5,7—6%, а в США — более 6,5%, поэтому электронная коммерция и электронный бизнес в России обладают колоссальным потенциалом роста.

Для повышения эффективности бизнеса в промышленности, в торговой сфере и т. п. используются корпоративные информационные системы (КИС), позволяющие работать в режиме реального времени. Ядром КИС является концепция ERP-систем, которая имеет достаточно мощный функционал и позволяет достаточно прозрачно представить бизнес-процессы на всех уровнях управления.

Реализация КИС обычно предполагает использование на различных организационных уровнях четырех основных видов информационных систем: системы операционного уровня, системы для профессиональной работы с данными (знаниями), управленческие системы, стратегические системы (системы стратегического планирования) [20].

Системы операционного уровня позволяют контролировать все транзакции внутри организации, такие как продажи, денежные поступления, платежные ведомости, поступление материалов в производство, движение запасов и т. п. Основные цели использования систем этого уровня — решение рутинных задач и мониторинг всех транзакций о движении материалов внутри компании. Системы обработки транзакций также являются основными поставщиками информации для других информационных систем. Системы для работы со знаниями поддерживают знания, накопленные в процессе управления движением материалов в промышленной организации, и позволяют использовать их сотрудникам в своей деятельности. Назначением таких систем является интеграция новых данных и знаний и помощь сотрудникам в работе со всевозможной документацией. Системы управленческого уровня служат для мониторинга, контроля, помощи в принятии решений, а также выполнения административных функций менеджерами среднего звена. Такие системы предназначены для ответа на простой вопрос: все ли работает, как надо? Системы управленческого уровня могут предоставлять периодические отчеты о состоянии дел и информацию по отдельным операциям. Некоторые системы управленческого уровня помогают в принятии нестандартных решений. Они могут быть полезны при необходимости принятия «неструктурированного» решения, исходные предпосылки для которого не всегда ясны. Такие системы отвечают на вопросы наподобие «что, если…». Системы стратегического планирования помогают сотрудникам верхних эшелонов управления решать вопросы стратегии и заниматься долгосрочным планированием как на уровне самой организации, так и на уровне поставщиков и клиентов, т. е. основным их предназначением является согласование деятельности организации с внешней средой.

Как правило, традиционные ERP-решения имеют следующий функционал: управление финансами, управление производством и материальнотехническим обеспечением (прогнозирование и управление спросом, объемно-календарное планирование, укрупненное планирование мощностей, планирование потребностей в материалах и планирование потребностей в мощностях, цеховое управление и диспетчеризация производства), управление затратами, управление закупками, продажами и запасами, управление персоналом, управление производственными проектами и программами, а также проектирование продукции и технологических процессов и др., имеют возможности выхода за традиционные рамки оптимизации и автоматизации транзакционных процессов внутри предприятия. Значительное место в этих системах занимает использование web-технологий.

Основными компонентами в этом случае являются ERP-система[3], а также системы управления цепочками поставок (SCM), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управления взаимоотношеними с поставщиками (SRM), управление жизненным циклом продукта (PLM). Такой подход к структуризации решений осуществлен, например, в MySAP Business Suite.

Система SCM предназначена для интеграции сложных логистичеких цепочек и обеспечения интеллектуальных процессов электронного бизнеса. Она позволяет упростить обмен информацией с клиентами и деловыми партнерами в процессе совместной работы. В целом SCM преобразует управление логистической цепочкой из линейного последовательного процесса в коллективный, позволяющий клиентам партнерам и поставщикам координировать логистические операции.

Управление логистической цепочкой является основой всех процессов совместной торговли и торговли с использованием Интернета. Логистические цепочки в целом могут быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия и требования клиентов, что приводит к повышению результатов всех участников цепочки. Необходимо подчеркнуть, что при внедрении концепции SCM реализующие ее системы следует рассматривать как инструмент, которому нужна индивидуальная настройка. Часто для этого необходимы нестандартный подход и рассмотрение конкретных ситуаций из других областей знаний, поэтому построение SCM-системы требует участия всех подразделений без исключения и, главное, первых лиц компании, потому что без понимания целей внедрения системы руководителями высшего звена невозможно рассчитывать на успех. По сути SCM охватывает все грани бизнеса, т. е. весь диапазон от поставщика до конечного пользователя, от производства продукта до послепродажного обслуживания.

Системы управления цепочками поставок могут создаваться с использованием внутренних корпоративных (интранет) и внешних (экстранет) локальных сетей или специализированного программного обеспечения. Большое значение в настоящее время имеет использование глобальной информационной сети Интернет.

Компьютерные информационные системы по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM) оказывают содействие сотрудникам службы сбыта и маркетинга промышленной организации, отвечают за продажу продуктов и услуг организации. Функция маркетинга заключается в определении круга потребителей продуктов и услуг фирмы, их запросов и потребностей, планировании и создании продуктов и услуг, удовлетворяющих этим нуждам и запросам, их рекламе и продвижению. Служба сбыта поддерживает контакты с заказчиками и потребителями, продает им товары и услуги, а также принимает заказы.

На стратегическом уровне CRM отслеживают конъюнктуру рынка, прогнозируют ее изменения, помогают в планировании и создании новых товаров и услуг, а также ведут постоянный мониторинг деятельности компаний-конкурентов. На управленческом уровне эти системы помогают в проведении рекламных кампаний и кампаний по продвижению новых товаров, а также содействуют в принятии решений по ценовой политике. Они анализируют характеристики реализации и оценивают эффективность работы продавцов. На информационном уровне системы сбыта и маркетинга помогают в проведении исследований рынка и маркетингового анализа. На операционном уровне способствуют нахождению перспективных заказчиков и установлению связей с ними, проведению мониторинга продаж, обработке заказов и поддержке потребителей товара.

Вместо того чтобы рассматривать клиентов как простых источников дохода, современные бизнесмены предпочитают видеть в них объект долгосрочных вложений («выращивание» и «воспитание» собственных клиентов). Инструменты по управлению взаимоотношениями с клиентами позволяют решить эту проблему путем интеграции всех бизнес-процессов, связанных с заказчиком, и концентрации информации из различных коммуникационных каналов (телефон, электронная почта, беспроводные устройства связи и Интернет).

Системы управления отношениями с поставщиками (SRM) используют многие из технологий, которые до сих пор ассоциировались лишь с CRM, но в контексте управления, мониторинга и укрепления отношений с поставщиками. Процессы в SRM не являются уникальными только для отношений между поставщиками и промышленной организацией. В общем случае имеется возможность использовать хороший набор SRM-приложений для обработки и других отношений, в особенности отношений с производителями, дистрибьюторами и даже партнерами. Таким образом, SRM — это, по сути, CRM для поставщиков, ведь в настоящее время поставщики являются жизненно важной компонентой общей цепи ценностей промышленной организации.

Система PLM позволяет управлять данными о продуктах, инвестиционными проектами и основными средствами, а также отлеживать и контролировать данные процессы. Это решение поддерживает предприятие в процессе разработки продукта, технического обслуживания и ремонта имеющихся активов и обработки сервиса продуктов. Для создания таких продуктов необходим процесс координации между предприятием и клиентом с самого начала разработки, причем обе стороны должны иметь доступ к одинаковым документам.

Система PLM представляет собой набор взаимосвязанных прикладных решений, включающий необходимые программные компоненты обеспечения коммуникаций, интеграции модулей, автоматизированного проектирования и визуализации и других решений, охватывающих полный жизненный цикл продукта — от идеи до утилизации. Решения класса PLM призваны объединить всех участников жизненного цикла как внутри предприятия-производителя, так и вне его, в том числе поставщиков, заказчиков, занятых послепродажным обслуживанием продукции. Таким образом, система PLM должна охватывать все этапы жизненного цикла изделия. Необходимо отметить, что в предыдущие годы обычно понималось, что PLM-решения охватывают только разработку изделия, подготовку производства и само производство (CAD, CAE, МРМ, САМ и т. д.).

Методология создания корпоративных систем (ERP-систем) предполагает использовать широкий спектр настраиваемых, имеющих большие возможности, модульных, готовых к применению приложений, которые затрагивают практически все аспекты бизнеса промышленной организации. ERP-приложения работают на разных платформах, поддерживают архитектуру «клиент-сервер», в которой используются как персональные компьютеры, так и терминальные станции пользователей.

Наиболее часто используемыми из имеющихся на российском рынке ERP-системами в настоящее время являются следующие: SAP, Oracle, IFS, Axapta, Navision, SyteLine, «1C: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием». В настоящее время отмечается рост внедрений программных продуктов, которые имеют в своем составе SCM, CRM, SRM, PLM.

В функционале КИС необходимо также использовать инструменты управления знаниями, которые будут играть ключевую роль не только в анализе, но также в помощи получения знаний. Организация знаний состоит в том, чтобы создавать, мобилизовать и эксплуатировать знания[4].

Управление знаниями, в свою очередь, состоит в том, чтобы интегрировать процесс организации знаний в реализацию организационных установок. Организация знаний, как правило, базируется на процессах, направленных на преимущественное использование существующих знаний и на создание (с последующей эксплуатацией) новых знаний. Этот процесс основан на постулате, что существуют некие знания вне знаний индивидуальных, а их организация поможет повысить эффективность предприятия. Создание новых знаний осуществляется на основе пересмотра и совмещения уже существующих знаний. Организация знаний ведется с их распределением и обменом (с целью уничтожения барьеров между ними, передачи и получения объективных данных, обозрения реального контекста), с их изменением, осмысливанием и экспериментированием.

Основным направлением реализации реально-временного аспекта управления бизнес-структурами является использование корпоративных порталов, которые, будучи доступны пользователям в любое время, позволят им в нужный момент реагировать и отвечать на проблемы, возникающие в процессе реализации бизнес-процессов в режиме реального времени. Портал должен обладать необходимой инфраструктурой инструментов организации совместной работы, управления контентом, доступа к ERP и персонализации. Корпоративные порталы предоставляют совершенно новую персонализированную и защищенную среду для совместной работы всех вышеперечисленных типов приложений, доступ к которым должен осуществляться как извне, так и изнутри.

  • [1] Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. М.: Горячая линия-Телеком, 2007.
  • [2] URL: http://blackpig.ru
  • [3] Управление производственной программой промышленной организации с использованием современных информационных технологий: дисс… канд. экоп. наук: 08.00.05. М., 2008.
  • [4] Самуэльсон П. А., Иордхаус В. Д. Экономика. М., 1999. URL: http://www.pandia.ru/text/77/210/85 938.php
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой