Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Германия в 1991—2018 годах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одновременно в восточных землях к середине 90-х годов было практически завершено создание системы государственного управления по западногерманскому образцу. Завершен был также процесс разукрупнения бывших сельскохозяйственных кооперативов. В 1994 году на территории бывшей ГДР насчитывалось около 29 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, из которых около 24 тысяч были частными. Число занятых… Читать ещё >

Германия в 1991—2018 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика страны на рубеже двух тысячелетий

Федеративная Республика Германия в 90-е годы XX века стала одним из ведущих индустриальных государств. По совокупной экономической мощи она занимала третье место в мире, по доле участия в мировой торговле — второе место.

В 1994 году валовой внутренний продукт — стоимость всех произведенных товаров и услуг — достиг в старых землях рекордной цифры — 2978 млрд, марок. Тем самым, согласно статистике, каждый житель страны произвел товаров и услуг на сумму в 45 200 немецких марок. Если не принимать во внимание колебания цен, то реальная стоимость валового внутреннего продукта увеличилась за 25 лет (с 1965 по 1990 год) в два раза.

Сами немцы считали, что причиной значительного экономического роста Германии являлось не наличие полезных ископаемых и не запасы капитала, а прежде всего трудоспособность ее жителей. По их мнению, важными факторами, способствовавшими достижению экономического могущества страны, являлась квалификация и трудолюбие, умение и творческий подход работников, а также большая свобода действий, которую предоставляло социальное рыночное хозяйство тем, кто был готов напряженно работать.

Основной закон (Конституция) государства гарантировала свободу частной инициативы и право на частную собственность, но подчиняла их социальному аспекту. В соответствии с девизом «Как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно», государству в условиях рыночной экономики отводилась, в первую очередь, регулирующая функция. Вопросы, связанные с тем, какие товары производить и в каком объеме, решались прежде всего в соответствии с законами рынка. Государство отказывалось от прямого вмешательства в процесс формирования цен и зарплаты.

Предпосылкой для функционирования рыночного механизма являлось наличие конкуренции, без которой не мыслилась рыночная экономика. Она приводила к тому, что в своем стремлении получить прибыль производители развивали деятельность, которая служила оптимальному удовлетворению спроса всех потребителей. Конкуренция развивала стимулы к труду, способствовала снижению цен и повышению качества продукции, разработке новых методов производства и новых видов продукции, заставляла экономно использовать ресурсы.

Вместе с тем открытая конкуренция приводила к разорению части предпринимателей, поэтому они стремились снизить накал конкурентной борьбы за счет договоренности между собой или слияния фирм. Однако это преследовалось законом, который запрещал сговоры и договоры, ограничивавшие конкуренцию. Соблюдение закона контролировалось федеральным ведомством по делам картелей в Берлине и аналогичными земельными антимонопольными ведомствами.

Правительство Германии своей целью считало постепенную передачу в частную собственность государственной доли в предприятиях или государственные предприятия целиком. Например, такие, как федеральная железная дорога, Государственная железная дорога бывшей ГДР, Германская Федеральная почта и др. Делалось это с тем, чтобы добиться в этих сферах большей конкуренции, освободить государственные бюджеты от финансового бремени и повысить эффективность обслуживания населения.

В некоторых профессиональных сферах, где в принципе господствовала свободная конкуренция, доступ на рынок зависел от выполнения определенных предпосылок. Так, прежде чем открыть свое дело, ремесленники и различные торговцы должны были подтвердить свою квалификацию. Для работы по другим профессиям государство требовало специальной подготовки и достижения определенного возраста. Это условие относилось к работникам здравоохранения, юристам, экономическим и налоговым консультантам.

Промышленность — главная опора германской экономики. В 1994 году в объединенной Германии на почти 51 000 промышленных предприятий работало около 7 миллионов человек. Хотя, надо отметить, что удельный вес промышленности в экономике за последние годы заметно сократился. 1,9% всех промышленных предприятий — это были крупные фирмы, насчитывавшие свыше 1000 работников. 100 и менее сотрудников имели свыше 2/3 предприятий. Таким образом, промышленность Германии вначале 90-х годов состояла в основном из средних предприятий.

Свыше 30% (2,5 миллиона) всех занятых в промышленности работало на крупных фирмах. Только на предприятиях концерна «Сименс» трудилась 391 тысяча человек. Кроме того, на немногие крупные фирмы приходилась почти половина общего оборота промышленности.

Во всем мире известны такие германские фирмы, как автомобилестроительные концерны «Фольксваген», «БМВ» и «Даймлер-Бенц», химические концерны «Хёхст», «Байер» и БАСФ, угледобывающая фирма «Рурколе АГ», электротехнические концерны «ФЕБА» и РВЕ или группа «БОШ». Почти все крупные фирмы имели правовой статус акционерного общества.

Автомобилестроение, в котором в конце 1994 года было занято 655 тысяч человек и оборот которого составил 213 миллиардов немецких марок, являлось одной из важнейших отраслей экономики Германии. После Японии и США Федеративная Республика Германия — была третьим по величине производителем автомобилей в мире. Из 4,3 миллиона автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 1994 году, 55% пошли на экспорт. Некоторые крупные германские автомобильные фирмы активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии.

К концу 1993 года инвестиции в автомобильную промышленность в новых землях составили примерно 10 миллиардов марок, что позволило здесь выпускать более 400 тысяч автомобилей в год — в два раза больше, чем в период существования ГДР.

Краеугольным камнем рыночной экономики являлась самостоятельность предпринимателя, который сам заботился о расширении экономической деятельности своей фирмы и об ее адаптации к изменявшимся условиям.

Государственная политика в области экономики сводилась в основном лишь к тому, чтобы создать благоприятные условия для ее развития. Конкуренция между предприятиями, по мнению правительства Германии, является наилучшим средством для того, чтобы обеспечить на мировом рынке конкурентоспособность германской экономики.

Конкуренция на рынке поддерживается благодаря большому количеству мелких и средних предприятий. Поэтому правительство заинтересовано было в создании наиболее благоприятных условий для их деятельности.

Машиностроение и капитальное строительство — отрасли с наибольшим числом предприятий в германской промышленности. В целом здесь насчитывалось почти 6700 заводов и фабрик. Преобладали средние предприятия. Лишь 2,6% составляли предприятия, на которых работало в пределах 1000 и свыше человек. Около 89% машиностроительных фирм — это мелкие предприятия с численностью работников менее 300 человек.

В 1994 году в машиностроении (в обеих частях Германии) было занято 966 тысяч человек, а валовой годовой оборот достигал 208 миллиардов марок. Около 43% оборота было связано с экспортом. В результате на долю Германии приходилась пятая часть совокупного экспорта оборудования западных промышленных государств.

Самой важной отраслью промышленности Германии по производству основных материалов и промышленных товаров являлась химическая промышленность. Современная техника и большие ассигнования на научные исследования обеспечивали ей ведущую позицию в мире. Три химических гиганта («Байер», БАСФ, «Хёхст») принадлежали к числу крупнейших концернов в мире. Наряду с ними существовали многочисленные средние фирмы.

В 1994 году стоимость реализованной продукции химической промышленности, где было занято около 570 тысяч работников, достигла 210 миллиардов марок, причем доля экспорта составила 54%.

Одной из ведущих отраслей промышленности Германии являлась электротехническая, насчитывавшая почти 1 миллион работников, с оборотам в размере 225 миллиардов марок (в 1994 году в обеих частях Германии).

Важными отраслями промышленности являлись пищевая (в 1994 году работало около 532 тысяч человек), текстильная и швейная (292 тысячи работников), металлургическая (128 тысяч работников), горнодобывающая (174 тысяч работников).

Федеративная Республика Германия поставляла на мировой рынок высококачественную, пользовавшуюся спросом продукцию. Во многих областях науки и техники она занимала ведущее место среди развитых государств. Четыре германские фирмы вошли в список десяти концернов мира с наибольшим числом изобретений. Объем экспорта наукоемкой продукции германской промышленности на четверть превышал объем импорта аналогичной продукции.

В рамках мировой экономики Германия, как страна бедная сырьем, издавна предлагала высокотехнологические товары. Базой для этого служили современные технологии и рациональные, экономичные способы производства. Технологическими разработками и новациями должны заниматься, в первую очередь, сами предприятия. Государство оказывало поддержку, если это ему казалось необходимым из высших соображений.

В 1994 году на осуществление своих научно-исследовательских проектов мелкие и средние фирмы получили из федерального министерства образования, науки, научных исследований и технологии и федерального министерства экономики финансовую помощь в размере около 1108 миллионов марок.

В сфере ключевых технологий германская промышленность добилась неплохих успехов в производстве фармацевтической продукции, новейших органических соединений и пластмасс, средств защиты растений, медицинской электронной техники, оптических и измерительных приборов. Слабее ее позиции были в области электронной обработки данных, полупроводниковых элементов и бытовой электроники.

Традиционно на высоком уровне в Германии налажено производство экологически чистых технологий. Германские фирмы имели самую большую долю в мировой торговле этими технологиями — 20,5%.

Важное место в промышленности Германии занимали ремесла. В 1994 году сумма оборота этого сектора, насчитывавшего около 5,4 миллиона работников, составила примерно 725 миллиардов марок. Ремесленные предприятия являлись связующим звеном между промышленностью и потребителями, одновременно они были производителями. У населения пользовались спросом товары и услуги булочников, кондитеров, мясников, каменщиков, столяров, маляров и др. В объединенной Германии в 1994 году имелось около 68 тысяч ремесленных предприятии, руководимых мастерами и насчитывавших в среднем восемь работников.

Правительство Германии оказывало поддержку средним ремесленным предприятиям в деле обеспечения и укрепления их конкурентоспособности. Эта помощь включала в себя льготы по налогам, консультации по вопросам предпринимательской деятельности, а также предоставление льготных кредитов.

Почти половина всей площади Федеративной Республики Германия (36 миллионов гектаров) занята сельскохозяйственными угодьями. Германия имела высокопродуктивное сельское хозяйство, поставлявшее широкий ассортимент качественных продуктов питания.

К началу 90-х годов число сельскохозяйственных предприятий на западе Германии сократилось почти на 1 миллион. Произошел отток фермеров на промышленные предприятия и в сферу обслуживания. Кроме того, из-за возросшей механизации в сельском хозяйстве было высвобождено большое количество рабочей силы. Если в 1950 году было около 1,6 миллиона фермерских хозяйств, то в 1994 году их стало 550 тысяч. Сокращение численности хозяйств и рабочей силы сопровождалось повышением производительности труда. Так, если в 1950 году один работник сельского хозяйства мог прокормить 10 человек, то в 1992 году — 82.

Для сельского хозяйства Германии характерны семейные фермерские хозяйства. В 1994 году почти 90% всех фермерских хозяйств обрабатывали площадь, которая не превышала 50 гектаров на одно хозяйство.

Важнейшими видами продукции германского сельского хозяйства являются молоко, свинина, говядина, зерно и сахарная свекла. В отдельных регионах большую роль играют виноделие, плодоводство, овощеводство.

Животноводство в Западной Германии развивается преимущественно в хозяйствах с небольшим поголовьем. Так называемые аграрные фабрики являются исключением.

На востоке Германии сельское хозяйство развивалось иначе. После Второй мировой войны здесь имелось около 600 тысяч фермерских хозяйств, которые постепенно по настоянию правительства ГДР отказались от самостоятельного ведения дел. Их место заняли сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), крупные хозяйства. К концу существования ГДР их насчитывалось около 4700. СПК специализировались на массовом выпуске определенных видов продукции.

После воссоединения Германии в октябре 1990 года в бывшей ГДР была осуществлена реприватизация сельского хозяйства. Около 22 500 частных фермеров решили вести хозяйство самостоятельно. Одновременно ¾ всех СПК были преобразованы в кооперативы, товарищества и общества.

В 1993 году сельское хозяйство Германии добилось значительных успехов в области экспорта: стоимость экспортированной продукции составила 35 миллиардов марок. При этом стоимость импорта составила 59 миллиардов марок. Германия являлась тогда крупнейшим в мире импортером аграрной продукции.

Надо иметь в виду, что с созданием в 60-х годах единого аграрного рынка ЕС важные вопросы аграрной политики перешли в ведение европейских учреждений. Прежде всего, это относится к рыночной, ценовой, внешнеторговой и структурной политике. Однако некоторые важные полномочия Германия оставила за собой.

В принципе в Федеративной Республике Германия было гарантировано снабжение потребителей продуктами питания по умеренным ценам. Об этом свидетельствовала постоянно снижавшаяся доля расходов на питание в общей сумме расходов германских потребителей. Так, в 1993 году в старых федеральных землях она составила около 15%, в то время как в 1970 году эта цифра достигала 23%.

Почти треть всей площади Германии — 10,7 миллионов гектаров — покрыта лесом. Рейнланд-Пфальц и Гессен — самые лесистые федеральные земли, где почти 41% всей площади занимают леса. Самая бедная лесами земля — Шлезвиг-Гольштейн, здесь лесом занято около 10% площади.

В Германии каждый год заготавливалось от 30 до 40 миллионов фитметров древесины. Почти 2/3 потребностей страны в древесине и лесоматериалах покрывалось за счет внутренних ресурсов. Германия традиционно импортирует лес и лесоматериалы. В 1992 году она занимала после США второе место в мире, а по экспорт — пятое, после Канады, Финляндии, Швеции и США.

Десятилетиями доля торговли в ВВП Германии составляла в пределах 10%. Около 4 миллионов работали в почти 600 тысячах западногерманских торговых предприятиях. Каждый восьмой, имевший работу, был занят в системе торговли.

В стране в основном превалировали средние предприятия. Персонал около половины всех торговых фирм не превышал двух человек. В 9 из 10 фирм работали не более 10 человек. Часто это был сам владелец и члены его семьи.

Для Германии, экономика которой ориентирована на экспорт, особенно важное значение имело наличие широко разветвленной транспортной сети. Появление европейского внутреннего рынка во все большей мере превращало Германию в узловой пункт экономических и транспортных связей в самом центре Европы. Если в старых землях транспортная сеть состояла из хороших дорог, то в новых землях шел активный процесс обновления и расширения транспортных магистралей. Это было обязательное условие для экономического развития Восточной Германии, на что до 2000 года планировались миллиардные инвестиции. Приоритетное значение имело обновление и расширение внутригерманских магистралей Запад — Восток, поскольку они играли ключевую роль в процессе срастания обеих частей Германии и в экономическом подъеме новых земель. Для реализации этих целей начиная с 1991 года осуществлялось финансирование 17 особенно важных проектов в области железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, строительство которых было в основном завершено к 2000 году.

В 1994 году на расширение транспортной инфраструктуры в новых землях федеральное правительство выделило почти 10,7 миллиарда марок.

В первой общегерманской концепции, которая была принята в 1993 году на период до 2012 года и которая потребовала расходов в размере 453 миллиардов марок, предусматривалось широкое развитие сети железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. В секторе федеральных магистралей главное внимание уделялось строительству примерно 1000 объездных дорог для разгрузки транспортной сети городов.

Большинство людских перевозок осуществлялось в Германии на личных автомобилях. В 1993 году объем перевозок на них составил 742 пассажиро-километра, на автобусах, метро и трамваях — 79, на железной дороге — 57.

На западе страны в 1991 году были введены в строй первые участки для высокоскоростных поездов. На них новые поезда развивали скорость до 250 км/час. В Германии имелась самая крупная, после США, сеть автомагистралей. Сеть автодорог межрегионального сообщения имела протяженность 227 000 километров (1994 год), из них на сеть автомагистралей приходилось свыше 11 000 километров.

Германия имеет один из наиболее современных флотов в мире. В 1994 году он насчитывал 825 судов. По контейнеровозам Германия занимает одно из первых мест в мире. Германские морские порты (крупнейшие: Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Любек, Росток) отстояли свои позиции в условиях мировой конкуренции.

Внутреннее судоходство располагает мощной сетью водных путей. В Дуйсбурге расположен крупнейший речной порт в мире. Важнейший международный водный путь — Рейн, по которому перевозится две трети объема грузов германского речного судоходства. На реках и каналах протяженностью 6900 километров в пути постоянно находятся около 3400 германских грузовых судов. Эта сеть дополнена введенным в строй в 1992 году каналом Майн — Дунай, который связал бассейны рек Рейна и Дуная.

Высокие темпы роста международных воздушных перевозок заставили Германию повышать требования к аэропортам и обеспечению безопасности полетов. В 1994 году в германских аэропортах было зарегистрировано более 100 миллионов пассажиров. Кроме того, по воздуху было перевезено почти 2 миллиона тонн грузов. Крупнейший аэропорт страны — Франкфурт-на-Майне.

Масштабной задачей для Германии являлось возрождение экономики на востоке страны. В бывшей ГДР большинство товаров было неконкурентоспособно на мировом рынке, а производство имело одностороннюю ориентацию на государства, входившие ранее в Совет Экономической Взаимопомощи. Производительность труда в экономике, по западным меркам, была чрезвычайно низкой. Она составляла всего 30% от западногерманского уровня.

После объединения Германии постоянно идет процесс реструктуризации экономики. Для многих граждан бывшей ГДР этот процесс являлся болезненным, так как перестройка народного хозяйства была связана с ликвидацией нерентабельных экономических структур, что привело к значительному росту безработицы. В связи с этим правительством Германии была принята экономическая стратегии «Подъем на Востоке», главная цель которой заключалась в том, чтобы создать предпосылки для самостоятельного, устойчивого и динамичного экономического развития на среднесрочную перспективу.

Начиная с 1990 года из общегосударственных средств на нужды Восточной Германии было израсходовано 600 миллиардов немецких марок. Кроме того, было выделено почти 43 миллиарда марок в качестве дотаций к инвестициям по линии общенациональной программы «Улучшение региональной экономической структуры», а также было предоставлено 53,6 миллиарда марок в виде займов по линии Европейской программы регионального развития. К концу февраля 1995 года общий объем инвестиций достиг 240 миллиардов марок.

Большое значение имело поощрение инвестиций за счет снижения налогов. В период с 1991 года и до 1994 года надбавки к инвестициям за счет льготного налогообложения составили около 14,6 миллиарда марок. Следствием поощрения инвестиций со стороны государства стало создание 4 миллионов рабочих мест.

Система поощрения инвестиций в новых федеральных землях пробудила к ним интерес со стороны западногерманских и иностранных вкладчиков капитала. В 1994 году они вложили там примерно 56 миллиардов марок.

Одновременно в восточных землях к середине 90-х годов было практически завершено создание системы государственного управления по западногерманскому образцу. Завершен был также процесс разукрупнения бывших сельскохозяйственных кооперативов. В 1994 году на территории бывшей ГДР насчитывалось около 29 тысяч сельскохозяйственных кооперативов, из которых около 24 тысяч были частными. Число занятых в аграрном секторе сократилось с 820 тысяч в 1989 году до 157 тысяч в 1994 году. На поддержку процесса адаптации к новым условиям в 1990—1992 годах федеральное правительство выделило около 12 миллиардов марок.

Важную роль в реструктуризации экономики новых земель сыграло Попечительское ведомство, созданное 1 марта 1990 года. На него возлагалась задача до конца 1994 года приватизировать, а в случае необходимости и закрывать предприятия, составлявшие народное достояние бывшей ГДР.

С целью дальнейшей передачи предприятий в частные руки было проведено их разукрупнение. В процессе реприватизации многие отчужденные ранее предприятия вернулись к своим бывшим владельцам. Почти каждое пятое предприятие (более 3000) было приватизировано трудовым коллективом. Сотни предприятий оказались в состоянии упадка. Такие предприятия закрывались, а их коллективы становились безработными.

31 декабря 1994 года Попечительское ведомство прекратило свою деятельность. За время работы было приватизировано около 14 тысяч предприятий, заключено почти 40 тысяч индивидуальных договоров. Доходы от приватизации составили 65 миллиардов марок. 1 января 1995 года около 60 оставшихся в собственности Попечительского ведомства предприятий были переданы в ведение специально созданного Федерального ведомства для выполнения особых задач, возникавших в связи с объединением Германии.

В 1994 году и в начале 1995 года в Восточной Германии значительно возросли темпы экономического роста. Если в 1993 году они составляли 5,8%, то в 1994 году — 9,2%. По этому показателю новые земли занимали первое место в Европе. За 1994 год здесь заметно снизилась безработица. Однако, несмотря на то, что после объединения Германии прошло к тому времени уже шесть лет, ее экономика по-прежнему оставалась расколотой. Разрушение старого и создание нового шло параллельно. Продолжался процесс ликвидации предприятий, сокращались рабочие места в старых отраслях и рынки сбыта. К лету 1996 года число безработных достигло 4,2 миллиона человек, т. е. 11,1% всех трудоспособных. Вместе с занятыми на «общественно полезных работах» более 5 миллионов человек не имели четких жизненных перспектив.

Во второй половине 90-х годов и в начале XXI века Германия уверенно преодолевала кризисные явления, вызванные ранее объединением страны. Однако, казалось бы, уверенное развитие западногерманской экономики было на время прервано финансово-экономическим кризисом, который разразился в 2008—2009 годах. Промышленное производство впервые за все послевоенные десятилетия сразу снизилось на 18%, а ВВП — на 5%. Правительство Ангелы Меркель в срочном порядке разработало систему мер, направленных на скорейший выход страны из экономического кризиса. В первую очередь была оказана значительная финансовая и политическая поддержка банковским учреждениям и компаниям, которая, правда, привела к росту государственной внутренней задолженности. Но эти меры, с другой стороны, помогли быстро преодолеть кризисные явления в экономике ФРГ. Так, уже в 2010 году ВВП вырос на 2,2%, в 2011 году — на 1,8% и в 2012 году — на 0,7%. Как считают экономисты, столь быстро выйти из этого кризиса ФРГ помогла весьма высокая доля в ее экономике обрабатывающих отраслей промышленности. Она составляла в рамках всего ВВП около 25%. Между тем, до начала этого кризиса считалось, что это недостаток в экономике Западной Германии. Ведь в других высокоразвитых странах мира экономика базировалась преимущественно на развитии сектора услуг для населения, что считалось наиболее оптимальным вариантом. Теперь же опыт структурного построения и развития экономики ФРГ был взят другими странами в качестве образцового варианта.

Уменьшалось из года в год количество безработных в стране. Так, если в марте 2005 года их было 5 миллионов человек, то в 2012 году — уже только 2,5 миллиона человек. Соответственно доля безработных в составе всего экономически активного населения страны в эти же годы снизилась с 12% до 6,9%. Правительство Ангелы Меркель могло записать в свой актив и такое достижение, как уменьшение безработных в молодежной среде. По состоянию на 2013 год Западная Германия вышла по этому показателю на первое место в Евросоюзе, т. е. безработица среди молодежи составляла всего 10%.

Экономика ФРГ в 2010—2012 годах динамично развивалась, несмотря на сложную для страны внешнеэкономическую ситуацию.

За все годы, прошедшие после объединения Германии, ее правительству удалось добиться значительных успехов в решении такого сложного вопроса, как сокращение отставания восточных земель. К примеру, если в 1991 году производительность труда в Восточной Германии составляла лишь 45% от уровня Западной Германии, то уже в 1995 году она составляла 72%, а в 2008 году — почти 80%. Однако, несмотря на вложение значительных финансовых средств в экономическое развитие восточных земель, полностью преодолеть их отставание до настоящего времени в полной мере так не удалось. Потребуется еще немало лет и денег для устранения этой экономической диспропорции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой