Корпоративные информационные системы
Под информационным продуктом понимается вещественный или нематериальный результат интеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенном носителе в виде разнообразных программных продуктов (приложений), выходной информации в виде документов управления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектов ИС и ИТ. Г-1 — информационный поток из внешней среды в систему… Читать ещё >
Корпоративные информационные системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
Информационная система — это организационно-техническая система, предназначенная для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей — управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, покупателей) путем использования и (или) создания информационных продуктов. Информационные системы существуют в рамках систем управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем.
Под информационным продуктом понимается вещественный или нематериальный результат интеллектуального человеческого труда, обычно материализованный на определенном носителе в виде разнообразных программных продуктов (приложений), выходной информации в виде документов управления, баз данных, хранилищ данных, баз знаний, проектов ИС и ИТ.
Информационно-вычислительная работа — деятельность, связанная с использованием информационных продуктов. Типичным представителем информационной работы является поддержка информационных технологий управления.
Информационно-вычислительная услуга — разовая информационно-вычислительная работа.
Методологическую основу изучения ИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для целеустремленных систем характерно изменение ее состояния, которое происходит в результате взаимодействия ее элементов в различных процессах и с внешней средой. При таком поведении системы важно соблюдение принципов:
- ? эмерджентности1 — целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных элементов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
- ? гомеостазиса — устойчивого функционирования системы при достижении общей цели;
- ? адаптивности — скорости приспосабливания к изменениям внешней среды;
- ? управляемости — глубины изменения поведения элементов системы;
- ? самоорганизации — возможности изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
Структуру любой экономической системы с позиций кибернетики можно представить на рис. 14.1 субъектом и объектом управления, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и субъектом управления помечены стрелками М, г-2, i-3, i-4 и поддерживаются ИС.
Объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).[1]
Рис. 14.1. Структура экономической системы.
Субъект управления — это совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:
- ? планирование — определяется цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
- ? учет — отображается состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
- ? контроль — определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
- ? регулирование — осуществляется оперативное управление всеми хозяйственными процессами с целью исключения возникающих отклонений между плановыми и учетными данными;
- ? анализ — определяются тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.
Информационная система представляет собой совокупность функциональной структуры, информационного, математического, технического, организационного обеспечений и обеспечения трудовыми ресурсами, которые объединены в единую систему в целях сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации для выполнения функций управления. Информационная система обеспечивает информацией систему управления, формируя следующие информационные потоки:
- ? г-1 — информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет собой поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениям, в части законодательства, а с другой стороны, — поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;
- ? г-2 — информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетная информация, прежде всего финансовая, в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям) ;
- ? г-3 — информационный поток из системы управления на объект управления, представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;
- ? г-4 — информационный поток от объекта управления в систему управления, который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.
Информационная система накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.
К потокам информации, циркулирующей в ИС, предъявляются требования:
- ? полноты и достаточности информации для реализации функций управления;
- ? своевременности предоставления информации;
- ? обеспечения необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;
- ? экономичности обработки информации (затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект);
- ? адаптивности к изменяющимся информационным потребностям пользователей.
- [1] Эмерджентностъ (от англ, «emergent» — внезапно возникающий) — философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами.