Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стилистика речевых структур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обострение" нестандартности наблюдается при использовании нелитературных лексических единиц. Примером могут послужить газетные заголовки: Кидалы из муниципальных органов (жарг. + адм. = дел.), Наезд на министра финансов (жарг.+ адм. — дел.), Батальон гонит дезу (воен. + жарг.), Сортир в офисе (прост. + книж.). Вкрапление социально отмеченных нелитературных элементов в литературную среду — примета… Читать ещё >

Стилистика речевых структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная задача стилистики речевых структур состоит в изучении «поведения» в речи тех лингвем, которые отобраны говорящим или пишущим из набора средств, составляющих парадигматические ряды стилистически соотносительных единиц. В процессе конкретного анализа учитывается, во-первых, к какому функционально-стилевому разряду принадлежит единица; во-вторых, какие возможности стилистического варьирования предоставляет парадигматика (прежде всего, стилистическая синонимия) для целесообразного сочетания отобранных элементов. Язык вырабатывает правила сочетаемости (синтагматики) единиц в линейном речевом ряду.

Стандартные и нестандартные стилистические синтагмы

Базу речевого общения составляют нейтральные языковые единицы и стандартные речевые структуры. В составе речем (структурированных образований первого порядка) наиболее значимы свободные словосочетания. Образующие их лексические единицы сохраняют своё самостоятельное значение, а синтаксическая связь является живой и продуктивной. Такие синтагмы востребованы в самых различных условиях речевого производства и пользования.

Пример нейтральной синтагматики: В ближайший четверг / мы с женой / идём в театр. Выделенные нейтральные стандарты представляют собой сочетания межстилевых нейтральных единиц (Н). Подобные высказывания, а их огромное множество, не создают стилистического впечатления, т. е. характеризуются нулевым стилистическим эффектом: Н + Н > Н. Нулевая стилистическая окраска обеспечивает пропуск речевого звена, организованного в соответствии с данной формулой, в тексты всех, без исключения, функциональных стилей.

В стилистическом плане весь этот материал инертен, он создаёт фон, на который наносится определённый стилистический рисунок. Специального внимания этот материал не требует, поскольку стилистика нацелена на изучение особенного, а не общего. Необходимо, однако, сделать существенное дополнение к сказанному: «стилистическая искра» может высекаться и нейтральными единицами. Синтагматика всех уровней языковой системы в стилистическом аспекте, полно и последовательно рассмотренная Ю. М. Скребневым, позволила учёному высказать мысль о стилистической значимости комбинаций, составленных на исходно нейтральном языковом материале. Противоположным образом, стилистически отмеченные единицы, группируясь, могут утрачивать отмеченность, стандартизироваться.

Стандартными являются также сочетания единиц, имеющих однородную стилистическую отмеченность. Например, свободно сочетаются книжные элементы (К), образуя типичную синтагму: К + К > К. Контактное расположение стилистически однородных элементов в одном линейном ряду не может привести к непредсказуемому стилистическому сдвигу. Более конкретные варианты данного типа синтагм характерны для всех книжных стилей.

В официально-деловой (Д) речи уместны сочетания: Д + Д > Д. Так, в высказывании Прошу предоставить мне / очередной отпуск / сроком па 24 рабочих дня находим типичные для обиходно-деловой коммуникации грамматически и стилистически стандартные сочетания. Отметим также органическую связь лексической и грамматической стандартной сочетаемости, составляющую основу конструирования делового высказывания. То же наблюдается в научной (Науч.) речи: Выделим параметры электронных ламп, / рабочей средой для которых / является вакуум. Высказывание содержит термины, именное словосочетание с книжной грамматической структурой {параметры электронных ламп), составное именное сказуемое (является рабочей средой). Таким образом, и лексически (Науч.) и грамматически (К) данное высказывание гомогенно в стилистическом отношении (научная стилевая окраска — частное проявление книжной). В публицистической (П) речи: Политизированные газеты и журналы/активно включились в предвыборную кампанию. Обе синтагмы, группа подлежащего и группа сказуемого, маркированы: П + П > П. В религиозном (Рел.) стиле: Божественную литургию и чин канонизации / совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси / и Блаженный Митрополит всея Америки и Канады. Стилистически однородные номинации высших титулов глав православной церкви, книжное субстантивное словосочетание чин канонизации образуют синтагмы Рел. + Рел., стандартные для данного стиля. Каждый книжный функциональный стиль располагает обширным набором подобных стандартных сочетаний — «интеллектуализированных средств» (В. Г. Костомаров) передачи информации.

Особая разновидность стандартов — экспрессивные стандарты. Они образуются сочетанием однотипных экспрессивных единиц. Например, для неофициального разговорного (Р) взаимодействия привычными являются синтагмы, характеризующиеся экспрессивными компонентами, тоже однородными. Вот реплика отца двух дочерей: Младшенькая моя / на чистой работе: сидит, / бумажки перебирает. В нём уместно использованы эмоционально-оценочное сочетание младшенькая моя, образно-оценочное фразеологизированное сочетание чистая работа — не требующая физических усилий; образное шутливо-ироническое сочетание бумажки перебирает — занимается канцелярской работой. Складывается цепочка однородно окрашенных синтагм: Рэм. -0ц. + Робр. -оц. + Ршутл. — ирон. > РЭксдР. Их соединение создаёт свойственный непринуждённому общению размытый экспрессивный эффект. В число экспрессивных стандартов входят также воспроизводимые речевые структуры: экспрессивные фразеологизмы, крылатые слова и выражения: мал золотник да дорог; точность — вежливость королей. К ним примыкают фразеологические сочетания типа взмыть под облака, беззаветно любить (включенная в нейтральную среду, окрашенная единица всегда создает общий эффект экспрессивности всей синтагмы). Подобные единицы представляют собой «нормативные формы» (Г. О. Винокур) выражения экспрессии, готовые средства эмоционального и образного воздействия на адресата.

К экспрессивным стандартам примыкают так называемые поэтические формулы, не связанные с определённым авторством. Ещё А. Н. Веселовский называл так многократно использованные и поэтому опознаваемые вербальные знаки, восприятие которых вызывает в сознании ряды определённых ассоциаций. Поэтические формулы строятся на базе частотных слов поэтического языка: любовь (огонь / пламя / вино любви); сердце (сердце бьётся бешено, бедное / разбитое сердце). Подобные сочетания составляют основу поэтики общих мест. Они, в частности, широко используются в массовой литературе, например, в популярных песенных текстах Л. Рубальской: Закатился серебряный месяц в розоватый холодный рассвет; Глаза твои холодные; Меня ты сбила выстрелом своих холодных глаз; Холод во взгляде отсвечивал.

Таким образом, к стилистически стандартным относятся:

  • а) сочетания лингвем с нулевой стилистической окраской;
  • б) сочетания однородных в функционально-стилевом отношении лингвем; в) контаминация названных типов; г) экспрессивные стандарты. Эти типы синтагм обеспечивают предсказуемость высказывания.

Нестандартные сочетания включают лингвемы, обладающие разной стилистической окраской, что создаёт стилистический сдвиг и обеспечивает эффект неожиданности: настрочить послание (Рэкспр. + Квысок>), начертать письмишко (Квысок. + Рсниж). В процессе анализа следует учитывать, что понятие сочетаемости распространяется не только на группы слов, связанные между собой грамматически, но и на весь состав высказывания. Стилистическая разнородность небезразлична к эффектам воздействия, хотя её необдуманное применение вызывает к жизни не приём экспрессивного усиления, а стилистическую ошибку. Особенно опасно в этом отношении использование средств делового стиля за пределами последнего. Высказывание из газетной заметки Лучшие музыканты России/задействованы в международном конкурсе им. П. И. Чайковского содержит стилистический конфликт между группой подлежащего (атрибутивный сопроводитель лучшие передает высшую степень положительной оценки) и канцеляризмом задействовать. Канцеляризм уничтожает эстетическое впечатление, подготовленное первой частью высказывания.

Мы привели примеры стилистической конфликтности, возникающей внутри отдельного словосочетания и отдельного высказывания. Подобную нестандартную стилистическую сочетаемость называют контактной. Если же стилистический конфликт охватывает разные участки сложного синтаксического целого или разные реплики диалогического единства, конфликтную нестандартную стилистическую сочетаемость называют дистантной. Покажем такой тип сочетаемости на примере лингвистической пародии, гиперболизирующей стилистическое явление: (Девушка и юноша смотрят на звездное небо) — Смотри, — показал он ей па появившуюся на темнеющем небе звезду. Она быстро взглянула на звезду и протараторила: — Созвездие Малой Медведицы, звезда второй величины, возраст 15 млрд лет, указывает направление на Север… (А. Макупи). Реплика-стимул характеризуется возвышенной тональностью: молодой человек надеется, что общее эстетическое переживание, восхищение красотой сблизит его с девушкой. Реплика-реакция носит подчёркнуто информационный характер. Она структурируется с помощью цепочки правильных, закреплённых за научным стилем стандартных сочетаний. Синтагмы созвездие Малой Медведицы, звезда второй величины лишены эмоционально-оценочных приращений. Термин-прозаизм звезда вступает в конфликт с поэтизмом звезда. Конфликтная сочетаемость эмоционального и безэмоционального, романтического (поэтического) и прозаического, оценочного и безоценочного приводит к обусловленному замыслом автора прагматическому рассогласованию.

" Обострение" нестандартности наблюдается при использовании нелитературных лексических единиц. Примером могут послужить газетные заголовки: Кидалы из муниципальных органов (жарг. + адм. = дел.), Наезд на министра финансов (жарг.+ адм. — дел.), Батальон гонит дезу (воен. + жарг.), Сортир в офисе (прост. + книж.). Вкрапление социально отмеченных нелитературных элементов в литературную среду — примета современного речевого существования, но их уместность и допустимость в книжных стилях всегда остаётся под вопросом. Нет сомнения, что подобные нестандартные сочетания преднамеренно используются журналистом для создания стилистического впечатления, «общего оживляжа» (В. Г. Костомаров). В то же время регулярное употребление аномальных речевых структур приводит к дестандартизации, т. е. размывает нормы стиля. Например, по радио звучит сводка погоды: Ветер сильный. Реально сдувает. Ни в какие ворота не лезет сия погода. В одном линейном ряду три разнородных по стилистической окраске высказывания: первое — это стандарт данного жанра, второе — разговорно-жаргонное, в третьем использовано устаревшее местоимение сия. Стилистический карнавал не лишён обаяния, однако создает общее впечатление нелитературности речи.

Использованные в нестандартных сочетаниях средства экспрессии не всегда могут быть оправданы прагматической установкой. Например, лозунг футбольных болельщиков Слей конкурентов! содержит не только прямо выраженный призыв к победе над противоборствующей командой, но и открытую агрессию, характерную для жаргонного глагола слить. Лозунг в целом передаёт интенсивные эмоции уничижения, презрения, злобы, противоречащие этической конвенции спортивного состязания. Стилистическая конфликтность непосредственно связана с нарушением этических норм.

Таким образом, запланированную, соответствующую замыслу автора нестандартную сочетаемость следует отличать от непреднамеренной, свидетельствующей об отсутствии у коммуниканта сведений о нормах стилистической сочетаемости. Одна и та же стилистически аномальная синтагма может являться как речевой ошибкой, так и приёмом, направленным на достижение искомого прагматического результата.

В стандартности проявляется общее, что подтверждается высокой частотностью речем, выявляемой с помощью статистических методик. В нестандартности нередко проявляется индивидуальное творческое начало. Стилистическая значимость нестандартных речем устанавливается в проекции на замысел автора, иначе различить стилистический приём и стилистическую ошибку невозможно. С учётом этого различия можно сосредоточиться на особой организации контекста, выявляющей дополнительные смыслы языковых средств. Стилистика специально занимается типологией нестандартных речем — выявлением и описанием корпуса специальных средств выразительности, определением состава синтагм и более крупных речевых образований, представляющих собой реализацию той или иной речемыслительной модели усиленного воздействия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой