Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фаланга — модель нового государственного и правового порядка в теории Шарля Фурье

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь проявляется утопизм теории Фурье, полагавшего, что человек по природе — альтруист, стремится помогать более слабому, желает трудиться. По этой причине люди трудятся добровольно, с удовольствием. Удовлетворение получают все 12 страстей, что обусловливает появление 13-й страсти, когда люди меняют вид деятельности, проработав один-два часа в поле или мастерской. Работа чередуется с трапезами… Читать ещё >

Фаланга — модель нового государственного и правового порядка в теории Шарля Фурье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великий французский социалистутопист Ш. Фурье (1772—1837) стремился сформулировать законы развития человеческого общества, благодаря которым можно обосновать неизбежность установления социализма.

В основе социальной теории Фурье лежит учение о природе человека и страстях, присущих ему. Все страсти в человеке заложены Богом (в терминологии Фурье Бог — это дух, активное начало, движение) с целью обеспечить людям свободное их удовлетворение; причем эти страсти только положительные, реализация которых направлена на достижение общественного блага. Взаимодействие всех человеческих страстей подчинено действию «всеобщего закона тяготения и притяжения». Применительно к человеческому обществу, т. е. миру социальному, закон всемирного тяготения и притяжения проявляется как закон притяжения и отталкивания по страсти. Правильно понять и раскрыть страсти как мотив деятельности человека, определяющий содержание и направленность поведения индивида, означает найти единственный истинный путь радикального преобразования старого общества и построения нового.

Согласно Фурье, люди обладают тремя группами страстей:

  • «люксизм» содержит пять страстей и направлена на удовлетворение «аппетита чувств», охватывающих стремление к роскоши внутренней (т.е. здоровью) и внешней (т.е. богатству);
  • «группизм» устремлена на удовлетворение «аппетита души», включает страсти, направленные на образование привязанностей, «душевных связей» между людьми (дружба, человеколюбие, любовь и семьелюбие);
  • «сериям» направлена на удовлетворение «аппетита духа». Страсти выражают присущее людям стремление к образованию творческих объединений — «серий». В эту группу он ввел три страсти: страсть к интриге, соревнованию; страсть к переменам, к разнообразию; страсть к согласованию, к творчеству, создающая увлечение, энтузиазм.

Согласованная игра всех 12 страстей приводит к образованию наиболее важной, 13-й страсти — «унитеизму», т. е. страсти к «единству». Это высшая, «стержневая» страсть, выражающая стремление человека сочетать свое личное благополучие с благополучием всего рода человеческого, т. е. стремление к общему благу.

Свою социологическую теорию Фурье применяет к анализу исторического развития человечества. Логика исторического прогресса такова, что человечество первоначально стремится к гармонии и расцвету, а затем наступает упадок и распад. Используя аналогию с развитием человека, он выделяет четыре стадии в развитии человечества: 1) детство; 2) юность; 3) зрелость; 4) старческое дряхление, предшествующее смерти.

Первоначально все страсти, заложенные в человеке, находятся в гармонии с общим благом, поскольку удовлетворение частных потребностей при малочисленном населении не встречает препятствий. По мере роста населения возникают раздоры, связанные с нуждой, производство отстает от потребностей. Это приводит к возникновению деспотизма и распаду общества на два класса — господ и рабов. Переход от одного социального строя к другому осуществляется, по Фурье, под влиянием развития производства.

Современную ему эпоху, т. е. капитализм, Фурье характеризует как эпоху упадка цивилизации, сумевшей создать в виде крупной промышленности, наук и искусств все, что необходимо для перехода к новым, более высоким ступеням развития. Он критикует капитализм за несправедливое распределение ресурсов, эксплуатацию и угнетение человека.

«Можно ли увидеть более ужасающую неурядицу, чем та, что царит на этом земном шаре? Половина земли захвачена хищными зверями или дикарями… Что касается другой половины, которая возделывается, мы видим, что три четверти ее захвачены головорезами, или варварами, которые порабощают женщин и земледельцев… Остается, таким образом, одна восьмая часть земного шара, доставшаяся плутам, или людям, строящим цивилизации, которые похваляются совершенством, поднимая нищету и испорченность на самую высокую ступень…»1.

Усматривая порочность существующего строя во всех сферах жизни, Фурье определяет путь его преобразования. Он отрицает революционный путь, который не оправдал надежд народа. По его мнению, ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право, ни республика не в силах улучшить нищенское положение народа. Единственно правильный путь — это организация нового общества на началах ассоциации.

Первичным звеном ассоциативного строя — гармонизма, ведущего к счастью, станет фаланга — производственный коллектив численностью в 1600 чел., производственное и потребительское товарищество. Размер фаланги связан с количеством характеров (их 810), которые можно гармонизировать в рамках коллектива, сделав его самодостаточным. Здесь будет в достатке людей, имеющих склонность к различным видам деятельности, необходимой в жизни: учителя, врачи, садоводы, слесари и т. д. Основной труд — сельское хозяйство, к которому тяготеют 2/3 населения, 1/3 — промышленность. Земля, орудия производства приобретаются на деньги членов фаланги, поэтому они неравны в имущественном и социальном отношениях.

Классовый антагонизм Фурье рассчитывает преодолеть путем установления дружеской связи. Связь эта обеспечивается: одинаковостью воспитания; участием богатых в производительном труде; развитием соревнования между членами ассоциации; уничтожением заработной платы и наличием взаимных услуг;

справедливым распределением доходов в пропорциях: 5/12 — трудящимся; 4/12 — капиталистам; 3/12 — талантам в целях их поощрения.

Здесь проявляется утопизм теории Фурье, полагавшего, что человек по природе — альтруист, стремится помогать более слабому, желает трудиться. По этой причине люди трудятся добровольно, с удовольствием. Удовлетворение получают все 12 страстей, что обусловливает появление 13-й страсти, когда люди меняют вид деятельности, проработав один-два часа в поле или мастерской. Работа чередуется с трапезами и развлечениями. Однако в ассоциативном строе нет места равенству, сохраняется частная собственность, поскольку наличие имущества заставляет человека стремиться к умножению собственного блага.

Государство в федерации автономных ассоциаций сохраняет свое значение больше как координатор и арбитр. Однако реальная власть и управление децентрализованы и находятся внутри каждой фаланги. Управление хозяйственной и духовной жизнью фаланги осуществляет фаланстер. Члены ассоциации обладают большим объемом личных прав и свобод. Мужчина и женщина уравнены в правах. Семья выполняет функцию деторождения и воспитания. Воспитание детей — раздельное: мальчики объединяются в «маленькие орды», которые занимаются уборкой улиц, уходом за домашними животными; девочки в «маленьких дружинах» ухаживают за птицами, разводят цветы, пропалывают огороды.

Следует отметить, что Фурье считал политику и политическую деятельность занятием бесполезным. По этой причине проблемы государства и права его мало интересовали.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой