Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие трудовой мотивации в контексте формирования «экономического», «технологического» и «ценностно-смыслового» этносов культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

3] Па возможные возражения о тавтологичности понятий «этос» и «ценностно-смысловое» отношение к миру мы ответим следующим образом. Мы согласны, что определеннаятавтологичность все же присутствует, так как этос, этика и ценностно-смысловые образования имеют много общего. Но в нашем случае ценностно-смысловое отношение акцентируетвнимание на общественной ценности труда, когда общественное… Читать ещё >

Развитие трудовой мотивации в контексте формирования «экономического», «технологического» и «ценностно-смыслового» этносов культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая стадии развития личности, разные авторы отмечают, что в период раннего детства ребенок, через «игры в профессии» или через сказки пытающийся понять мир взрослых, при благоприятных условиях развития обычно воспринимает мир позитивно. При этом многие профессии воспринимаются им как возможность сделать что-то полезное для окружающего мира[1]. По наблюдению Е. А. Климова, в дошкольном возрасте ребенок еще не способен понять многие тонкости профессий, но может понять смысл многих профессий, т.с. какую пользу они дают обществу. Э. Эриксон замечает, что в период с 3 до 6 лет формируется «экономический этос культуры», когда ребенок, действительно, осваивает смысл существования труда вообще и некоторых доступных его пониманию профессий в частности.

Приступая к обучению в школе, человек больше ориентирован на освоение знаний, умений, навыков, которые станут основой освоения уже профессиональных технологий в колледже или в вузе. Но именно школа (особенно в период с 6 до 12 лет), по мнению Эриксона, задает «гехнологический этос[2] культуры», поскольку формирует у учащегося общую ориентировку в достижениях культуры, тот необходимый минимум знаний и навыков, которые впоследствии позволят осваивать и более сложный опыт человечества. Учитывая особую важность ценностного отношения к труду и к конкретным профессиям, следует, на наш взгляд, выделить отдельно и «ценностно-смысловой этос культуры», отражающий в том числе и мотивационную готовность развивающейся личности к тем или иным видам труда[3]. Правда, не следует четко различать периоды, когда формируется только «экономический», только «технологический» и только «ценностно-смысловой» этосы культуры, поскольку в течение жизни все многократно переосмысливается и различные этосы реально взаимовлияют друг на друга. Поэтому их разделение несколько условно и лишь отражает важность определенных этапов развития, когда эти этосы только начинают формироваться. Важно также учитывать общую тенденцию развития, предполагающую постепенное расширение кругозора школьника, студента и специалиста, предполагающего становление его личности на фоне формирования общей картины мира[4].

В табл. 12.2 отражены основные моменты и условия, способствующие развитию полноценной трудовой мотивации в контексте формирования «экономического» и «технологического» этосов культуры на протяжении разных этапов развития личности: допрофессиональный этап, этап получения профессионального образования, постпрофессиональный этан. При этом мы разделили традиционные и желаемые условия, которые могут еще быть предметом особых дискуссий, поскольку до их практической реализации еще не созданы условия. И все же мы считаем, что даже такие желаемые, во многом нолуфантастичные условия можно обсуждать, с учетом того, что существующая система трудового обучения, воспитания и профориентации пока еще, к огромному сожалению, очень не совершенна и нуждается в коренном реформировании[5].

Таблица 12.2

Реальные и желательные условия развития «экономического», «технологического» и «этического» этосов культуры на разных этапах

становления субъекта труда

«Экономический» этос.

«Технологический» этос.

«Ценностно-смыловой».

этос.

Допрофессионалъный этап (в дошкольном возрасте)

Знакомство с миром взрослого труда через сюжетно-ролевые игры «в профессию».

Общее знакомство с профессиями родных и близких.

По возможности, экскурсии па некоторые предприятия (с учетом большой впечатлительности дошкольников).

Приобщение к домашнему труду и труду по самообслуживанию.

Обучение в некоторых кружках и школах (спортивных, музыкальных танцевальных). Специальная разработка разнообразных игр (включая компьютерные), моделирующих простые элементы трудовой деятельности (игра как «начальный тренажер»).

Роль традиционных сказок в трудовом воспитании, где главный (положительный) герой — человек труда.

Разработка новых воспитательных сказок, в большей степени отражающих современные реалии (включая и мультипликационные версии). Специальная разработка игровых процедур, моделирующих этические элементы труда (его общественную полезность, признание эффективных специалистов и т. п.) и высмеивающих сомнительные виды труда.

Допрофессионалъный этап (в период школьного обучения)

Усиление связи преподаваемых предметов с реальной жизнью (через примеры, а главное — через возможность применить школьникам хотя бы часть полученных знаний на практике). Профориентационная работа (в период всего обучения в школе), предполагающая не только выбор профессии, но и профинформированис, помощь в самопознании, рассмотрение разных вариантов карьерного планирования и др.

Возрождение и развитие на более качественном уровне уроков труда, с привлечением успешных специалистов из организаций.

Создание возможностей для освоения и сертификации школьниками по 5—7 рабочих профессий на начальном уровне.

Более серьезное обсуждение этических проблем в сфере труда не в плане «морализаторства», а в плане осознания существующих проблем и поиска путей их цивилизованного решения в будущем (через получение образования, карьеру и воздействия на ситуацию, уже на основе опыта и статуса).

Усиление трудового воспитания через вовлечение школьников в общественно полезный труд (субботники и Т.П.).

Возможности для совмещения учебной и трудовой деятельности (на льготных условиях и при сохранении приоритетности школьного обучения) — для повышения самоуважения школьников и профилактики правонарушений (особенно слабоуспевающих школьников).

«Экономический» этос.

«Технологический» этос.

«Ценностно-смыловой».

этос.

Этап получения профессионального образования

Усиление общекультурной подготовки для лучшего видения осваиваемой профессии в общей структуре производства.

Приобретение компетенций по конкретной профессии.

Усиление этической подготовки в плане более серьезного и предметного, чем в школе, обсуждения проблем современного производства и вознаграждения за труд. Акцентирование внимания студентов на цивилизованных способах решения этих проблем.

Освоение смежных и иных профессий (как рабочих, так и с высшим образованием) в период обучения по основной профессии — для расширения общего кругозора и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Собственно профессиональный этап

Повышение чувства собственной значимости по мере накопления опыта в дайной профессии.

Повышение квалификации, самообразование. Смена профессии, должности, коллектива или организации.

Участие в общественных организациях по контролю за соблюдением принципа справедливости в организациях, в своей местности, в обществе и т. п.

Развитие форм морального стимулирования в организациях и в обществе в целом.

Расширение диапазона освоенных профессий и видов деятельности, что предполагает не только их «сертификацию», но и отражение в других документах (почетных грамотах, благодарностях и т. п.).

Послепрофессиональный этап

Попытки увидеть свои достижения в контексте достижений своей эпохи (свой «вклад» в историю).

Стремление передать свой опыт ученикам («продолжить себя в них»). Попытки продолжать работать по прежней профессии (поиск внутренних резервов).

Попытки освоить новые работы, более соответствующие изменившемуся здоровью.

Приобщение к новым профессиональным знаниям в целях соединения своего прежнего и нового опыта и поиска нового применения своих расширившихся возможностей.

В осмыслении прожитого — акцентирование внимания не только на достижениях, но и на ошибках, где сами ошибки рассматриваются как определенный опытпредостережение для более молодых работников.

Стремление передать ученикам не только свой «технологический» и «экономический», но и «этический» опыт (опыт надежд и разочарований).

Попытки систематизировать свой опыт (в рассказах, в наставничестве, в письменных трудах).

Можно кратко обозначить основные идеи, реализация которых, на наш взгляд, в перспективе положительно изменит трудовую мотивацию на разных этапах жизни человека.

  • 1. Более смелое приобщение ребенка к трудовой деятельности, создание для него возможностей для ранних «профессиональных и трудовых проб» (в домашнем хозяйстве, на дачах и на приусадебных участках, в знакомстве с привлекательными моментами профессий из рассказов родителей о своей работе и т. п.).
  • 2. Расширение возможностей совмещать учебную деятельность в школе с трудом в кружках, секциях, волонтерских движениях и т. п. Перспективным здесь представляется создание таких кружков не только в домах творчества (как ранее — на базе станций юных техников), но и на базе близлежащих организаций, с привлечением руководителей и мастеров с данного предприятия[6]. Современные исследователи отмечают психоэмоциональное неблагополучие современных подростков[7]. Возможно, реальное расширение возможностей для самораскрытия и самореализации позволит реализовать нераскрытые таланты и заметно снизит депрессивность многих подростков.
  • 3. Освоение еще в школе наиболее востребованных в жизни профессий с выдачей соответствующих сертификатов: водительские права, начальное медицинское образование (для оказания первичной медицинской помощи), начальное образование по специальностям, необходимым в быту (простые строительные и монтажные работы, знакомство с бытовой электрикой и сантехникой и т. п.) — в идеале выпускник школы должен иметь как минимум 5—7 рабочих профессий. Мы убеждены, что это не вызовет больших трудностей у большинства школьников, так как сами наблюдали множество примеров, когда в армии недавние выпускники школ (особенно из сельской местности и небольших городов), даже не отличающиеся высокой успеваемостью, знали основы столярного дела, выполняли слесарные работы, тянули электропроводку, разбирались в автотракторной технике лучше офицеров — выпускников высших военно-технических училищ и т. п.[8] Поэтому мы скептически относимся к явной недооценке возможностей обычных школьников в плане освоения за короткое время простых специальностей. Была бы мотивация или хотя бы доброжелательное отношение со стороны коллег и наставников (как в нашем примере)! Для школьников наличие таких сертификатов сделало бы более реальным и привлекательным трудоустройство после школы (например, до поступления в вуз в следующем году, если в этом году не получилось).
  • 4. Расширение возможности для студентов, в период обучения по основной профессии, освоить смежные или иные профессии. Многие сомнения уходят после того, как обнаруживается, что во многих программах подготовки специалистов есть очень близкие (или полностью похожие) блоки дисциплин, т. е. студентам не придется осваивать всю новую программу целиком. Кроме того, реально в организациях специалистам часто приходится выходить за рамки своей официальной профессии или должности и выполнять смежные работы (а иногда и очень «отдаленные» от основной работы), например инженеру приходится брать на себя представительские функции и развлекать важных гостей организации или отвечать за профориентационную работу в близлежащих школах. Для выпускников вузов, при наличии нескольких дипломов/сертификатов на рабочие профессии, также расширились бы возможности трудоустройства и повысились бы конкурентные преимущества на рынке труда.

При этом перспективным является использования и таких, пока еще редких форм организации занятий, как дистантное обучение, предполагающее, с одной стороны, хорошее методическое обеспечение и готовность преподавателей использовать данную форму, а с другой стороны, более высокую самоорганизацию самих студентов. Исследование Б. Б. Айсмонтаса и У. Мд. Актхера показало определенную эффективность дистантного обучения в плане формирования учебно-профессиональной мотивации и таких личностных качеств, как саморегуляция и уровень субъективного контроля[9]. Большие перспективы открывают и другие новые формы дополнительного образования взрослых[10]. При этом и дополнительное, и дистантное обучение могут стать основой и для самообразования, но поскольку главное здесь — мотивационная и волевая готовность обучающегося (в преодолении соблазна ничегонеделания), то предшествующая традиционная подготовка должна быть максимально строгой, направленной на формирование самодисциплины.

  • 5. Расширение возможностей для школьников и студентов участвовать в научных исследованиях[11]. Мы знакомы с примерами, когда школьники делали отличные доклады на научных конференциях, не отличающиеся от докладов остепененных специалистов. Здесь также перспективным могло бы стать более активное и смелое использование дистантных форм (пересылка статей или отчетов по глобальным сетям, участие в научных обсуждениях дискуссиях через Интернет и др.), что требует освоения новых форм взаимодействия с партнерами (лаконичности в текстах и высказываниях, предварительной подготовки к диспутам и др.).
  • 6. Расширение возможности для старшеклассников и студентов совмещать учебную и трудовую деятельность на льготных условиях, но при обязательном сохранении приоритета образования. И здесь использование дистантных форм также могло бы не только значительно сократить время (не нужно было бы постоянно находиться на непосредственном рабочем месте). Дистантные формы обладают и таким интересным преимуществом, как сокращение дистанции между людьми с разным возрастом, опытом и образованием[12], когда на первый план выходит сам факт хорошо или не очень хорошо сделанной работы (при традиционном живом непосредственном общении часто этот факт заслоняется фактом межличностных взаимоотношений и не всегда помогает реалистично оценить качество сделанной работы).
  • 7. Расширить возможности для трудоустройства и работы пенсионерам, инвалидам, заключенным и освободившимся из мест лишения свободы, гуманизировать труд для мигрантов, чтоб не было стыдно за страну их «временного пребывания».
  • 8. Изменение системы пенсионного обеспечения таким образом, чтобы пожилой человек мог постепенно, поэтапно переходить от активной трудовой жизни к заслуженному отдыху (например, чтобы на первоначальных этапах ему гарантировалась минимальная пенсия с возможностью работать дальше, на последующих этапах, по мере увеличения стажа работы, гарантированная пенсия возрастала и так, до момента, когда человек вообще не сможет или не захочет работать). Пока, к сожалению, все делается для того, чтобы не стимулировать пенсионеров совмещать пенсию с работой. Например, даже собираются вообще лишить пенсии работающих пенсионеров, а ведь если бы человек получал гарантированную пенсию, он также был бы полезным членом общества (работал), но, благодаря гарантированной и не уменьшенной пенсии, просто немного сократил бы свои профессиональные нагрузки, сохраняя и здоровье, и чувство собственного достоинства, и уважение к более мудрым правителям.
  • [1] См.: Карабанова О. А. Возрастная психология: конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005; Климов Е. А.

    Введение

    в психологию труда; Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.

  • [2] «Этос» (от древнегреч. rj0o<; — нрав, характер, душевный склад) во многом определяетотношение человека к миру и его определенное поведение в равных областях, в соответствиис тем или иным этосом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.
  • [3] Па возможные возражения о тавтологичности понятий «этос» и «ценностно-смысловое» отношение к миру мы ответим следующим образом. Мы согласны, что определеннаятавтологичность все же присутствует, так как этос, этика и ценностно-смысловые образования имеют много общего. Но в нашем случае ценностно-смысловое отношение акцентируетвнимание на общественной ценности труда, когда общественное и личностное максимальносовпадают. Просто «экономическая» или «технологическая» ценность труда могут и не предполагать общественной (или шире — общекультурной) ориентации, например, когда человек просто стремится использовать свои экономические и технологические знания противобщества и культуры (в стремлении к наживе, к эксплуатации, к войнам и т. п.). При этом онможет сам высоко ценить свои знания и даже рассчитывать на определенное одобрение (иливосхищение, зависть) со стороны кого-то из окружающих людей.
  • [4] См.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995;Маркс К., Энгельс Ф., Лепин В. И. О коммунистическом труде; Павлова Т. А. Картина мираличности студентов высшей школы: монография. М.: Педагогическое общество России, 2010.
  • [5] См.: Балацкий Е. В. Истощение академической ренты // Мир России. 2014. № 3.С. 150—174; Попков В. А., Жирнов В. Д. «Российское образование — 2020»: «дорожная карта"в никуда. М.: Изд-во МГУ, 2009; Пряжников Н. С. Профориентология.
  • [6] См.: Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127−20 959.
  • [7] См.: Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А. И. Подольский [и др.] // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2011.№ 2. С. 9−20.
  • [8] Сам автор в свое время легко (за 1,5—2 месяца) освоил на лаборантском уровне все, чтобыло необходимо для психофизиологического эксперимента, включая составление обзорови отчетов, в Институте нормальной физиологии имени П. К. Анохина — ведущем научномцентре не только СССР, но и всего мира по данному направлению и на период середины1970;х гг. И это при том, что особого интереса к психофизиологии и нейропсихологиине проявлял и отличником в школе не был.
  • [9] См.: Айсмонтас Б. Б., Актхер У. Мд. Личностные и мотивационные особенности студентов очного и дистантного обучения (сравнительный анализ): монография. М.: Изд-воМГППУ, 2014.
  • [10] См.: Подольская Т. А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих: авторсф. дис… д-ра псих. наук. М., 2005.
  • [11] См.: Бачков И. В., Грипшпцн И. Б., Пряжников II. С.

    Введение

    в профессию «психолог». М.: Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2015. С. 378−428.

  • [12] См. Дружинин В. Н. Варианты жизни. СПб.: Питер, 2010. С. 17—18.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой