Подготовка специалистов в области управления качеством
Мощный импульс к приобретению знаний в области качества и к созданию на предприятиях систем управления качеством был дан принятием в 1987 г. международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления качеством для предприятий, организаций и учреждений любой сферы деятельности. Универсальный характер указанных стандартов и описанных в них систем качества требует глубоких знаний теории… Читать ещё >
Подготовка специалистов в области управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
2. Основные направления в подготовки специалистов в области управления качеством Заключение Список использованной литературы
Уже несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке.
В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством. Качество продукции является главным фактором её конкурентоспособности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки поставки, техническое совершенство, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, качество составляет 70% весомости всех показателей конкурентоспособности. В конечном итоге, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.
Мощный импульс к приобретению знаний в области качества и к созданию на предприятиях систем управления качеством был дан принятием в 1987 г. международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления качеством для предприятий, организаций и учреждений любой сферы деятельности. Универсальный характер указанных стандартов и описанных в них систем качества требует глубоких знаний теории и методов управления предприятием через качество. Разработать, внедрить и обеспечить эффективное функционирование системы качества можно только при наличии на фирме профессионально подготовленных специалистов по качеству — инженеров и менеджеров.
Таким образом, цель контрольной работы изучить подготовку специалистов в области управления качеством.
1.
1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность — способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
— полезностью (качество, эффект от использования и т. п.);
— определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т. п.);
— конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т. д.).
Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т. д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, то есть цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).
Рис. 1. Параметры конкурентоспособности продукции Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, то есть не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя — это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.
Решение проблемы качества — неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества Прохоров Ю. К. Управление качеством. М., 2012. С. 12.
2. Основные направления в подготовки специалистов в области управления качеством
конкурентоспособность управление качество обучение
В зависимости от характера профессиональных обязанностей работающие делятся сегодня, как правило, на следующие категории:
· руководители и работники высших уровней управления, министерств, ведомств, ассоциаций и т. п.;
· руководители предприятий и их функциональных органов управления, а также сотрудники этих функциональных органов;
· руководители производственных подразделений;
· рабочие;
· будущие специалисты по качеству и менеджеры.
Для эффективной работы по улучшению качества продукции важно определить, в какой последовательности обучать эти категории работников. Наибольший эффект будет достигаться, если обучение будет проходить в такой последовательности: руководители предприятия — руководители производственных подразделений — рабочиеКсеневич И. П., Комаров Ю. Ю. Концепция подготовки специалистов по управлению и обеспечению качества. М., 2007. С. 78.
Подготовка высококвалифицированного персонала для деятельности по улучшению качества продукции, товаров и услуг — сложная задача. Персонал является ключевым, генерирующим элементом производительных сил. Его профессионализм и активность приводят в действие средства производства и в решающей степени определяют эффективность производства и высокое качество. Персонал — не только фактор производительных сил, но и носитель высокой гражданственности, высокой культуры и нравственности. Но персонал — это, прежде всего, носитель знания, навыков, опыта, умения.
Рассматривая роль персонала в решении проблем качества, К. Исикавы в книге «Японские методы управления качеством продукции» пишет: «Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров» Исикава К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1998. С. 67.
В 80-е годы в промышленно развитых странах актуальной задачей стала подготовка специалистов в области качества. Преподавание основ комплексного (всеобъемлющего) управления качеством — Total Quality Management (TQM) — вошло неотъемлемой частью в учебные планы многих университетов, школ бизнеса, колледжей и средних школ Западной Европы и США. В России тоже осуществляется подготовка специалистов по управлению качеством и преподавание основ качества по другим специальностям.
Интеллектуальный потенциал в области качества продукции, товаров и услуг очень молод. В его основе лежат такие идеи и принципы, как: всеобщность категории качества; прямая зависимость качества от характера и уровня потребностей, платежеспособного спроса, технических, организационных и экономических возможностей общественного производства; управляемость качества; использование нормативных и организационных технических возможностей стандартизации для улучшения качества; эффективность комплексного использования всех условий и факторов, воздействующих на улучшение качества; зависимость темпов улучшения качества от состояния конкурентной среды экономики и системы социально-психологических и материальных стимулов; влияние качества на благосостояние граждан, рост национального богатства, обороноспособность и безопасность, конкурентоспособность экономики страны в целом.
Носителем интеллектуального потенциала в области качества продукции, товаров и услуг в нашей стране является относительно узкий круг ученых, конструкторов и разработчиков новой продукции, организаторов и руководителей производства, мастеров и рабочих.
Интеллектуальный потенциал в области качества находится на начальной стадии своего развития в неустойчивом состоянии. Ему характерны колебания. Достаточно вспомнить период активного развития и использования комплексного управления качеством, затем его отрицание и переход к глобальному контролю (введение повсеместной госприемки), затем ожидание спасительного влияния рыночных отношений на качество. В последние несколько лет наблюдаются возврат к комплексному управлению качеством на основе международных стандартов, и надежды на сертификацию.
Роль человеческого фактора в разработке, производстве и эффективном (с наибольшей пользой) применении новой продукции требует постановки вопроса о коренном усилении подготовки граждан России в области качества на всех этапах общеобразовательного и профессионального обучения, а также производственной деятельности. Такая постановка вопроса продиктована и общекультурным прогрессом. Высокое качество в многообразии форм своего проявления во всех сферах человеческой деятельности и бытия стало признаком современной культуры. Знание проблем качества теперь стало неотъемлемым элементом культуры современных людей развитых стран.
В профессионально-технических училищах главное внимание уделяется технике и технологии технического контроля качества. Думается, что это разумно и практически полезно будущим квалифицированным рабочим. Вместе с тем им было бы полезно знать, что существует системный подход к управлению качеством. Особое внимание нужно уделять обучению статистическим методам, в том числе практике составления планов контроля качества конкретной продукции и анализу результатов статистического контроля.
В средних специальных учебных заведениях технического профиля, в ряде колледжей в учебных планах в большинстве случаев предусмотрен предмет «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». Из общего числа учебных часов (60—74 ч) на качество и стандартизацию отводится 4—15 ч. Естественно, что будущему среднему техническому персоналу, на плечи которого ложится достаточно большая работа по обеспечению и управлению качеством на предприятии, такой объем знаний недостаточен. Работники среднего технического звена, как минимум, должны понимать значение качества продукции и ее конкурентоспособности для экономического и социального развития предприятия, знать содержание программы повышения качества продукции предприятия, организационно-функциональную структуру системы управления качеством продукции, содержание международных стандартов серии ISO 9000 и их отечественных аналогов.
В вузах проблемы управления качеством продукции начали изучать в 70-х гг., как правило, в рамках курса «Основы стандартизации и управления качеством продукции». Вопросы качества освещаются и в отдельных предметах. Для технических вузов — это дисциплины по проектированию и конструированию, надежности, технологии производства. Для экономических — это товароведение, некоторые разделы политэкономии и истории экономических учений.
В последнее время Минобразования и науки РФ, взаимодействуя с научно-технической общественностью России, принимает меры по усилению подготовки молодых специалистов по вопросам качества. Но все же это лишь первые шаги. Нужно добиваться, чтобы они стали новым и устойчивым началом. В числе ключевых вопросов, которые послужат формированию такого начала, необходимо выделить два: создание системы постоянной и эффективной подготовки рабочих, специалистов и научных работников в области качества; внедрение содержательной основы процесса обучения в области качества на всех уровнях образования.
Основные требования к направленности содержания подготовки кадров и повышению их квалификации в период обучения и производственной деятельности в зависимости от жизненных этапов могут быть сформулированы следующим образом.
Этап I — период дошкольного воспитания. Ребенку прививаются навыки аккуратности, опрятности в одежде, бережливости к игрушкам, созидательности, любовь к красоте окружающего мира природы и мира вещей. Последовательно внушается мысль, что он может и должен все делать красиво — качественно.
Этап II — период неполного среднего образования. На базе исходных научных сведений развиваются навыки аккуратности, опрятности, любви к красоте и т. п. Даются исходные представления о качестве как о стороне каждого предмета или явления природы, продукта человеческого труда, деятельности. Обращается внимание на историческую традицию высокого качества в России и мировых достижений в области качества. Подчеркиваются качественные составляющие, качественные проявления преподаваемых дисциплин, предметов.
Этап III — завершающий период общего среднего образования. Продолжается работа в направлении познания качества, определившегося на этапе II. Объясняется, что социальное, эстетическое, нравственное и экономическое значение высокого качества привело в наше время к развитию научных основ обеспечения и управления качеством — теория надежности, квалиметрия, статистические методы и др. Обеспечивается знакомство с основными положениями законодательной базы обеспечения качества и защиты прав потребителя. Даются основные знания о стандартизации, метрологии, единой системе измерений, сертификации.
Этот этап имеет исключительное значение, так как должен закончить формирование такой суммы знаний о качестве, которой будет руководствоваться молодой человек при выборе дальнейшего профессионального образования или деятельности.
Этап IV — период овладения основами выбранной рабочей профессии. В этот период наряду с приобретением знаний и навыков по технологическому профилю следует дать будущему рабочему знания о статистических методах контроля качества, о механизме управления качеством, о составе и структуре систем управления качеством и о формах и методах работы подразделений качества.
Этап V — период подготовки молодого специалиста в стенах вуза. Этап относится к подготовке специалиста как инженерного уровня для служб стандартизации, метрологии, управления качеством, маркетинга, так и для работы в специализированном производстве той или иной отрасли народного хозяйства.
Этап VI —занятия научной работой в области качества.
Этап VII — подготовка к профессиональной научной деятельности в звании кандидата наук в определенной области науки о качестве.
Этап VIII —достижения наивысшей научной квалификации в области проблематики качества. Только их единство может дать высокий эффект, так как время «старения» полученных знаний устойчиво сокращается быстрыми темпами Качалов В. Подготовка специалистов в области управления качеством. М., 2009. С. 45.
Заключение
Обеспечение высокого, конкурентоспособного качества продукции или услуг — ключевой фактор завоевания лидирующих позиций в любом направлении деятельности. Решение же этой задачи невозможно без наличия квалифицированных кадров, основной задачей которых должна быть организация эффективной работы по управлению качеством — как продукции или услуги, так и применяемых производственных и управленческих процессов и, в конце концов, компании в целом.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в конце XX века и сегодня во многих государствах (в том числе и в России) повысилось внимание к качеству товаров и услуг, а затем к системам, обеспечивающим качество в производстве и в сфере услуг, а также к факторам качества, которые дали возможность оценивать жизнеи конкурентоспособность не только фирм и организаций, но и целых стран. Это произошло в связи с разработкой и изданием системы международных стандартов ISO 9000 новой версии.
Обучение качеству необходимо начинать с дошкольного возраста, и оно должно стать постоянным и всеобщим процессом, т. е. каждый гражданин России должен знакомиться со следующими уровнями познания качества: азбука качества; арифметика качества; элементарная математика качества; высшая математика качества; философия и методология качества; управление и обеспечение качества, в том числе прогнозирование, планирование, организация, мотивация, затраты, контроль, аудит, улучшение (конкурентоспособность), сертификатопригодность (разработка, создание, внедрение), сертификация (эксплуатация), реновация, утилизация.
Ключевым вопросом при этом является обеспечение адекватности учебных программ фактической потребности в тех или иных знаниях и навыках у будущих выпускников, а также соответствие изучаемых тем современному уровню научно-технических достижений и опыта.
1. ГОСТ ISO 9001−2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст) // http://base.consultant.ru.
2. Гиссин, В. И. Управление качеством. Экономика и управление. М., 2012.
3. Исикава К. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1998.
4. Качалов В. Подготовка специалистов в области управления качеством. М., 2009.
5. Ксеневич И. П., Комаров Ю. Ю. Концепция подготовки специалистов по управлению и обеспечению качества. М., 2007.
6. Прохоров Ю. К. Управление качеством. М., 2012.