Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
История географических открытий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как относиться к такому вкладу географических коллективов и отдельных авторов, который в научных отчетах начинается со слов «новый», «существенный» и т. д. Посмотрим сайты Института географии РАН и двух его отделений (Сибирского и Дальневосточного) за один только последний год — и увидим много очень значимых для географической науки итогов! Например: «новый принцип анализа истории развития… Читать ещё >

Предисловие. История географических открытий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебное пособие «История географических открытий» впитало в себя многолетний опыт преподавания автором различных географических дисциплин, в том числе «Истории географии» и «Истории географических открытий», в педагогических вузах, школах и колледжах. Автором всегда отмечалась глубокая заинтересованность будущих учителей географии, школьников и учащихся профессиональных училищ в темах, изложенных в данном учебнике. Историко-географические знания очень необходимы, поскольку они влияют на мировоззрение обучаемого, позволяют ему понять формирование географической картины мира.

Книги по путешествиям и экспедициям всегда бывают востребованы, поскольку воплощают в жизнь извечное стремление людей к новым открытиям. Они интересны и притягательны, способствуют расширению пространственного кругозора читателей разного возраста, в том числе школьников. Этим пользуются издатели разнообразных красочно оформленных детских энциклопедий и словарей о путешественниках. Большими тиражами издаются научно-популярные и художественные книги с притягивающими названиями: «8 великих русских открытий», «Тайны арабских путешествий», «100 великих путешественников», «100 великих мореплавателей» и т. д.

Среди этих книг выделяется серия «Великие русские путешественники», издаваемая с 2013 года на средства Русского географического общества. К 2017 году она состоит из 15 томов, содержащих тексты дневников известных русских географов и путешественников, рисунки и фотографии участников знаменитых экспедиций, а также оригинальные авторские иллюстрации. Это путевые заметки Беллинсгаузена, Беринга, Врангеля, Головнина, Гончарова, Крашенинникова, Крузенштерна, Макарова, Миклухо-Маклая, Никитина, Обручева, Пржевальского, Семенова-Тян-Шанского, Цыбикова и Янчевецкого.

Появились интересные атласы географических открытий. Самый новый среди них — 270-страничный «Иллюстрированный атлас географических открытий: карты, цифры, факты, гипотезы, сравнения», вышедший в издательстве «Махаон» в 2017 году по англоязычной версии 2009 года. Это очень хорошо иллюстрированный источник по великим путешествиям и территориальным открытиям материков Земли. Но в нем, как и во многих историко-географических публикациях о путешествиях и экспедициях, обзор завершается серединой прошлого века. К тому же речь в них обычно идет о территориальных открытиях.

Мир географических открытий расширился сейчас настолько, что впору делать их более детальную классификацию и дискутировать, но поводу классификационных групп.

Например, можно ли относить к открытиям новые физико-географические карты какой-то местности или только прикладные (например, ландшафтно-экологические)? Являются ли открытиями 150 карт нового уникального «Экологического атласа бассейна и акватории Байкала»? Могут ли называться географическими открытиями новые методы, принципы, концепции и способы оценки окружающей среды?

Как относиться к такому вкладу географических коллективов и отдельных авторов, который в научных отчетах начинается со слов «новый», «существенный» и т. д. Посмотрим сайты Института географии РАН и двух его отделений (Сибирского и Дальневосточного) за один только последний год — и увидим много очень значимых для географической науки итогов! Например: «новый принцип анализа истории развития рельефа на основе выделения различных типов геоморфологических режимов»; «новые методы определения палеогемператур по изотопному составу льда»; «установление существенного вклада ресурсов климата в развитие социально-экономических процессов в Восточной Сибири на муниципальном и региональном уровнях»; «разработка новых методических подходов к планированию землепользования на геоинформационной основе с использованием ландшафтной карты Кош-Агачского района Республики Алтай»; «разработка новой эколого-флористической классификации водной и нрибрежно-водной растительности юга Сибири» т.д. Конечно, это тоже географические открытия, пусть в основном и не глобального масштаба. Этот список будет бесконечным, если просмотреть раздел «Новизна» в авторефератах многочисленных географических кандидатских и докторских диссертаций.

А как было просто раньше? Когда-то под «географическим открытием» понимали только обнаружение новых, неизвестных ранее «сухопутных» или «территориальных» географических объектов: гор, рек, островов и т. д. После экспедиции на корабле «Челленджер» в 1872 году в понятие «географические открытия» стали входить и океанографические открытия — открытия в Мировом океане.

В настоящее время в это понятие уже включают и открытия новых географических закономерностей, процессов, установление новых научных законов, новых научных теорий, новые достижения в процессе научного познания географических объектов. Наум Григорьевич Фрадкин в своей книге «Географические открытия и научное познание Земли» (1972) и вслед за ним Юлиан Глебович Саушкип в книге «Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем» (1980) такие открытия называют теоретическими.

Н. Г. Фрадкин считает, что если в прошлом географическое открытие означало первое посещение того или иного географического объекта (материка, пролива, вулкана и т. п.) представителями народов, имеющих письменность, охарактеризовавших этот объект и нанесших его на карту, то теперь под географическим открытием надо понимать не только территориальное, но и теоретическое открытие в области географии, открытие новых географических закономерностей.

Ю. Г. Саушкин пишет, что «теоретические географические открытия принадлежат к числу фундаментальных исследований науки. Они жизненно необходимы для процесса освоения земной поверхности — и суши, и Мирового океана». Следует заметить, что особой дискуссии в современной географии по поводу выделения этих двух географических открытий нет. Но мы отмечаем, что теоретические открытия в формулировке Ю. Г. Саушкина многие (особенно учителя) называют научными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что географические открытия бывают разные. Фраза «Понятие „географическое открытие“ приобрело в настоящее время другой смысл», взятая из одной работы очень уважаемого мною географа, не точно отражает современные подходы к трактовке термина. Для правильности необходимо поставить «и» перед словом «другой».

Естественно, в прошлом преобладали территориальные открытия, самое подробное определение которых дают Иосиф Петрович Магидович и Вадим Иосифович Магидович во введении к наиболее фундаментальному научному труду по истории географических открытий «Очерки по истории географических открытий» (1982). Они понимают б пол ним «первое исторически доказанное посещение, намеренное или случайное, представителями народов, знающих письмо (кроме рисуночного), неизвестных им ранее или известных только по слухам частей океанов, морей, заливов и проливов, материков и их частей, островов, внутренних вод рек и озер». В настоящее время эти открытия в основном завершены и сводятся к уточнению океанических и морских побережий, границ ледников, очертаний лесных массивов и т. п. Сделаны также и самые главные океанографические открытия. Преобладающими становятся теоретические открытия, которые можно также назвать и исследовательскими, поскольку путь к ним лежит через исследование — процесс выработки новых знаний различными путями и в различных условиях, в том числе и в экспедиционных.

Следуя вышесказанному, современная история географических открытий должна не только показывать процесс исследования во времени земной поверхности: отдельных континентов, океанов, морей, островов, непрерывного уточнения географической карты нашей планеты, но и должна включать историю теоретических географических открытий, что сближает ее с историей географических знаний и историей географической науки.

Это, в свою очередь, требует более пристального внимания к гем путешественникам и экспедициям, благодаря которым был накоплен огромный фактический материал, необходимый для дальнейших обобщений — сначала эмпирических, а затем теоретических. А среди них — к тем, кто отправлялся в дальние странствия не за наживой, а за истиной; кто не ограничивался нанесением незнакомых мест и географических объектов на карту, а пытался, проводя разнообразные исследования, познать их свойства и обратить полученные выводы на пользу обществу.

Фактические данные о природе конкретных регионов, собранные в прошлом, позволяют проводить сравнения с современными природными условиями и делать выводы об их эволюции и антропогенных изменениях, связанных с хозяйственной деятельностью людей. Без знания последних невозможны рациональное природопользование, объективная оценка экологического потенциала ландшафтов и т. п.

Тесная связь истории географических открытий и исследований с историей географических знаний, историей идей, историей географической науки, делает возможным использование общей периодизации. Среди последних литературных источников по этим вопросам она достаточно аргументировано изложена в книге Марка Михайловича Голубчика, Сергея Петровича Евдокимова и Григория Николаевича Максимова «История географии» (1998). В этой периодизации выделяются четыре периода: период первоначального накопления географических знаний и становления географии как науки (с древнейших времен до середины VII века), период научной систематизации географических знаний (с середины XVII до середины XIX века), период становления современной географии (с середины XIX века до 20-х годов XX века) и период современной географии (с 20-х годов XX века до настоящего времени).

Эти же авторы считают, что приведенная «генеральная периодизация» не исключает выделения и других, более детальных подразделений. Некоторые из них выделены и охарактеризованы ниже во втором разделе учебника. Четвертый период автором учебника разделен на два этапа: до 1960;х годов и после 1960;х годов. Отличительная особенность второго состоит в явном преобладании теоретических открытий и их очень значимом влиянии на жизнь и будущее людей. Может быть, уже можно думать и о выделении пятого периода в истории географии.

Географические открытия могут быть разного масштаба: от глобально-планетарных и региональных до местно-краеведческих. В этом мнение автора расходится с мнением Анатолия Григорьевича Исаченко, который, размышляя о возможном доколумбовом посещении Америки, в книге «Развитие географических идей» (1971), пишет следующее: «Вряд ли было бы правильно рассматривать такое событие как ее открытие, ибо оно не сыграло никакой исторической роли, оно не оказало влияния на географические представления человечества». Это высказывание может быть справедливым только по отношению к Великим территориальным открытиям. А если «исторический эффект» во много раз меньше?

Автору более импонируют рассуждения Игоря Михайловича Забелина в книге «Встречи, которых не было» (1958) о том, что «мы еще часто недостаточно внимательны к скромным описателям. Походы и плавания великих путешественников и мореплавателей прочертили, но земному шару тонкую и редкую сетку. Все остальное было описано и изучено теми, о ком мы почти не вспоминаем».

Конечно, хотелось бы, чтобы учащиеся знали историю географического изучения родных мест: жители России — милых русскому сердцу Волги и Оки, а москвичи — Москва-реки, жители Урала — горы Народной, народы Кавказа — горы Эльбрус и т. д.

Но при первом знакомстве с историей географических открытий, конечно, основное внимание уделяется тем, кто сыграл большую роль в формировании и становлении географии как самостоятельной фундаментальной науки. А среди них — тем путешественникам, благодаря которым картографический образ Земли изменился от того, который изображен на рис. 1 до современного, представленного в многочисленных атласах мира.

Начиная с XVII века, когда большинство самых значимых географических открытий стало совершаться целенаправленно, то есть в результате исследований, акцент при изложении в учебнике смещается на ученых, которые сыграли большую роль в процессе разнообразного познания Земли и выработке новых географических знаний об окружающем мире.

В результате изучения «Истории географических открытий» студент должен освоить:

трудовые действия

  • • владение современной терминологией и номенклатурой дисциплины;
  • • навыками работы с учебной и научной литературой о географических открытиях для подготовки к семинарским занятиям и практическим работам;
  • • навыками поиска литературной, картографической и электронной информации по географическим открытиям, необходимой для решения профессиональных задач;

необходимые умения

  • • грамотно ориентироваться в источниках по географическим открытиям;
  • • выявлять важнейшие причины, оказывающие значительное влияние на географические открытия;
  • • определять значение географических открытий и давать самостоятельную оценку будущим географическим открытиям;
  • • использовать знания по истории географических открытий в профессиональной деятельности;

необходимые знания:

  • • типы географических открытий и их особенности;
  • • основные этапы истории географических открытий и их роль в формировании географической картины мира;
  • • причины и факторы, обуславливающие географические открытия;
  • • основные географические открытия, экспедиции и исследования различных территорий мира в разные исторические времена;
  • • роль выдающихся путешественников и ученых в развитии географической карты и науки в целом.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой