Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система сметных нормативов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

СНиР-91, которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была полностью завершена, а главное — в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, НР и прочих затрат под технологию выполнения СМР, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями. В базе не были учтены нормы и расценки на зарубежные материалы и технологии, которые… Читать ещё >

Система сметных нормативов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, и носят рекомендательный характер для всех юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

  • — ГСН;
  • — ОСН;
  • — ТСН;
  • — ФСН;
  • — ИСН.

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К ГСН относятся сметные нормативы, входящие в состав гр. 8 подгр. 81, 82 и 83 «Документы по экономике» .

К ОСН относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К ТСН относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ. ТСН предназначены для организаций, производящих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К ФСН, или собственной нормативной базе пользователя, относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровней с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и ЕР, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся ГЭСН (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

  • 1) сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
    • — нормативы НР,
    • — нормативы СП,
    • — сметные нормы дополнительных затрат при производстве СМР в зимнее время,
    • — сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений,
    • — индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен,
    • — нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
  • 2) УСН и показатели, в том числе:
    • — УПБС,
    • — УПБС ВР,
    • — сборники ПВР,
    • — УРН и УПР по отдельным видам строительства,
    • — УПСС;
    • — ППЕ;
    • — прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
    • — НИАЗ,
    • — НИПЗ;
    • — показатели по объектам-аналогам;
    • — другие нормативы.

Для повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе УСН применяются поправки, учитывающие:

  • — изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
  • — нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений;
  • — региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
  • — различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; иные факторы.

Такое иерархическое построение системы нормативов создает все предпосылки для их своевременного обновления в рамках субъектов РФ, что обеспечивает правильное и точное определение цены строительной продукции.

Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует единая, обязательная нормативная база для предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств, а основные положения по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, действующие в Российской Федерации, носят для них рекомендательный характер.

Единственная существовавшая в эпоху плановой экономики ЭСН-84 не отвечает сложившимся условиям и требованиям. Связано это с тем, что в условиях перехода России к рыночной экономике потребовалась более точная и достоверная оценка стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса.

Кроме того, применение индексов, учитывающих инфляционный рост, при пересчете расценок 1984 г. к текущим ценам, как показывает отечественный и зарубежный опыт, приводит к большим погрешностям в расчетах стоимости строительства и, как следствие, к возникновению противоречий между заказчиками и подрядчиками при формировании договорных цен и взаиморасчетах за выполненные работы.

СНиР-91, которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была полностью завершена, а главное — в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, НР и прочих затрат под технологию выполнения СМР, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями. В базе не были учтены нормы и расценки на зарубежные материалы и технологии, которые с середины 1990;х гг. заполнили российский строительный рынок. Приходилось искать нестандартные приемы учета новых технологических и проектных решений.

Несмотря на то что ГЭСН-2001 разрабатывались в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса, в них также не удалось избежать многих недостатков. Они не отражают всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования, объективно необходимых производственных затрат. Кроме того, среди разработанных на основе ГЭСН-2001 ФЕР и ценников отсутствуют ФЕР для Москвы (базовый вариант расценок разработан для Московской области).

На рис. 4.2−4.5 представлены схемы, отражающие действующую систему сметных нормативов (государственных федеральных, отраслевых, территориальных и фирменных).

Система ГФСН.

Рис. 4.2. Система ГФСН

Система ОСН.

Рис. 4.3. Система ОСН.

Система ТСН.

Рис. 4.4. Система ТСН.

Система ФСН.

Рис. 4.5. Система ФСН.

На схемах четко прослеживается иерархическая структура сметных нормативов по различным признакам: элементные и укрупненные, государственные, отраслевые, территориальные и фирменные, а также — какие из отраслевых, территориальных, фирменных нормативов относятся к элементным, а какие к укрупненным; на каких уровнях могут создаваться те или иные укрупненные нормативы и т. д.

Для столицы в 1998 г. была разработана своя сметно-нормативная база, основу которой составляют МТСН 81−98. Первые годы ее было достаточно трудно применять, так как в ней содержалось большое количество ошибок и неточностей. И лишь в процессе многолетней доработки, исправлений и корректировки данных качество и удобство ее применения значительно возросли. По сравнению с первоначальным ее объем увеличился более чем на 30%: вышло 19 дополнений, в каждом из которых содержится примерно 500−700 новых ЕР и цен. В этой базе охвачены практически все новые технологии, применяемые в строительном комплексе города. Отличительной особенностью данной базы является детальная разработка и постоянное пополнение ее гл. 14, посвященной ЖКХ и, в частности, техническому обслуживанию объектов городского хозяйства. Недостатком данной сметно-нормативной базы является ограниченные возможности ее использования (разработанные нормативы могут применяться только для расчетов работ, выполняемых в Москве).

Сегодня при составлении проектно-сметной документации используются все три сметно-нормативные базы. Именно поэтому Росстат ежеквартально публикует в «Строительной газете» поправочные коэффициенты (индексы цен) к стоимостным показателям в базах 1984,1998, 2001 гг., которые позволяют учесть инфляционный рост в стране за нужное количество лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой