Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системы налогов в некоторых странах Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доходы местных бюджетов Великобритании основаны на четырех составляющих: 1) налог на хозяйственную деятельность; 2) муниципальный налог; 3) правительственные дотации; 4) взносы и сборы. До 75% доходов местных бюджетов формируются из поступлений по налогу на хозяйственную деятельность (ставка в пределах 3,3% от стоимости объекта, используемого в хозяйственной деятельности) и муниципального налога… Читать ещё >

Системы налогов в некоторых странах Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во Франции в доходах государственного и местных бюджетов преобладают косвенные налоги относительно прямых, их соотношение в госбюджете составляет 60:40, в местных бюджетах — 55:45.

Государственные налоги Франции включают три группы: 1) налоги на потребление (НДС, акцизы, таможенные пошлины); 2) налоги на доходы (подоходный налог, налог на прибыль организаций, профессиональный налог); 3) налоги на капитал (налог на имущество, налог на транспортные средства).

НДС, существовавший ранее как универсальный налог с оборота, с 1954 г. действует в современном качестве, именно Франция является родиной НДС. Взимаются также акцизы на пиво и на автомобили. Значение таможенных пошлин закономерно (в связи с существованием ЕС) падает, но для защиты собственного рынка от иностранной экспансии во Франции НДС облагаются импортируемые товары, при этом товары, идущие на экспорт, освобождены от обложения НДС. В составе косвенных налогов применяются фискальные монопольные налоги на табак, спички, поступления от них малозначительны. НДС дает наибольшие налоговые поступления в бюджет: около 45% по сравнению с 20% от подоходного налога и 10% от налога на прибыль корпораций.

Из прямых налогов основную роль в формировании бюджета играет прогрессивный подоходный налог с физических лиц. Его особенность в том, что объект обложения определяется как доход не одного лица, а всей его семьи. Так Франция через налог реализует мероприятия в поддержку семьи.

Налог на прибыль корпораций исчисляется с чистой прибыли, определяемой в виде разницы между доходами и расходами на производственную деятельность. Ставки (до 34%) применяются дифференцированно, например, для прибыли от землепользования — 10%, от вкладов в ценные бумаги — до 24%. Для вновь созданных корпораций предусматривается пятилетний льготный период: до двух лет деятельности — скидка с доходов в размере 100%, до трех лет — 75, до четырех лет — 50, до пяти лет — 25%.

Налоги на капитал удерживаются в зависимости от стоимости имущества (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, имущественные права, ценные бумаги). В частности, ставка налога на имущество дифференцирована от 0 до 1,5%.

Установлено, что суммарно подоходный налог и налог на имущество не должен превышать 8,5% доходов.

Также к налогам на капитал во Франции относится налог на зарплату, уплачиваемый работодателями по ставкам от 4,5 до 13,6% в зависимости от размера начисляемой зарплаты. Данные взносы используются на социальное обеспечение граждан, поступления от них достигают 25% всех налоговых поступлений, превышая поступления от индивидуального подоходного налога и личных социальных взносов работников. Кроме этого, работодатели уплачивают налог на профессиональное образование (0,5% от годового фонда оплаты труда).

Доходы французских местных бюджетов подразделяются на собственные и регулируемые. Собственные доходы (составляют до 60% в местных бюджетах) включают: 1) земельный налог на застроенные участки, на незастроенные участки, налог на жилье, налог на доходы от деятельности, профессиональный налог; 2) доходы от сдачи муниципальной собственности в аренду, от хозяйственной деятельности муниципалитетов; 3) прочие доходы. Регулируемые доходы представляют собой финансовые поступления от государства для надлежащего функционирования местной власти.

Крупные изменения в налоговой системе Великобритании произошли с 1973 г. — были реформированы подоходный налог и обложение прибыли корпораций, а также введен НДС, что сделало структуру налоговой системы Великобритании совместимой с другими странами ЕС.

В отдельную группу налогоплательщиков были выделены нефтедобывающие корпорации, они обязаны вносить в бюджет 50% дохода, оставшегося после уплаты налога по действующей ставке налога на прибыль организаций.

Основным из прямых налогов в Соединенном Королевстве является подоходный налог (дает 2/3 всех поступлений от прямых налогов). Шедулярная структура подоходного налога предусматривает деление дохода на шедулы (части) в зависимости от источника дохода (оклад, дивиденды, рента и др.). Каждая шедула облагается отдельно: а) доходы от земли, строений, от сдачи в аренду, в найм жилых домов; б) доходы от лесных участков, используемых в хозяйственной деятельности; в) доходы от государственных ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; г) доходы от торговли, промышленного производства, сельского хозяйства, от транспортных перевозок, доходы лиц свободных профессий, доходы от иных ценных бумаг, доходы в виде процентов по займам, доходы полученные за границей Великобритании; д) заработная плата, пенсии, пособия; е) дивиденды и иные распределяемые доходы корпораций. Применяются четыре ставки подоходного налога — 0%, 10%, 22%, 40%.

Налог на прирост капитала взимается в связи с продажей автомобилей, жилья, облигаций. Причем для юридических лиц применяется основная ставка, а для физических лиц — максимальная. С 40% до 10% были снижены ставки налога на прирост капитала по имуществу, которое приобретено более четырех лет назад. Налог на наследство исчисляется с части стоимости наследства или подаренного имущества, превышающей установленный необлагаемый минимум, по единой ставке в 40%.

НДС в составе бюджетных доходов Великобритании занимает второе место после подоходного налога — около 17%. НДС охватывает 50% поступлений от всех косвенных налогов, им облагаются национальные и импортные товары широкого спроса, различные услуги. До июня 1979 г. ставка НДС составляла в Великобритании 8% и была повышена до 15%. Ставки НДС варьируются на три категории ставок:

1) стандартная ставка в 17,5%; 2) пониженная ставка в 5% применяется к электроэнергии и топливу, используемым домашними хозяйствами и благотворительными заведениями; 3) ставка 0% применяется к большинству продуктов питания, детской одежде и обуви, книгам, газетам, при продаже новых жилых домов для благотворительных целей, к услугам общественного транспорта, медикаментам, инвалидным принадлежностям.

В составе косвенных налогов второе место по значимости имеют акцизы на горючее, табак, пиво и спиртные напитки, их ставки дифференцированы от 10 до 30%. Также к косвенным налогам относятся сборы с бегов, налог на игорный бизнес, дорожный сбор, гербовый сбор, таможенные пошлины. Последние с 1973 по 1977 г. при торговле со странами Сообщества ежегодно снижались на 20%. С 1977 г. все таможенные барьеры в торговле Великобритании с другими странами ЕС отменены, в торговле с третьими странами Соединенное Королевство перешло на единый внешний тариф ЕС.

Доходы местных бюджетов Великобритании основаны на четырех составляющих: 1) налог на хозяйственную деятельность; 2) муниципальный налог; 3) правительственные дотации; 4) взносы и сборы. До 75% доходов местных бюджетов формируются из поступлений по налогу на хозяйственную деятельность (ставка в пределах 3,3% от стоимости объекта, используемого в хозяйственной деятельности) и муниципального налога. Муниципальный налог уплачивается ежемесячно пропорционально рыночной стоимости недвижимости, находящейся в собственности или аренде налогоплательщика. Недвижимость дифференцирована на восемь категорий: чем дешевле она оценивается, тем меньше ставка налога. Если в жилом помещении проживают два человека (старше 18 лет), налог уплачивается в полном объеме, если один человек — дается скидка в 25%, если в помещении никто не проживает, сумма налога снижается на 50%.

В зависимости от объекта налогообложения налоговое право Германии предусматривает три вида налогов: 1) налоги на собственность; 2) налоги на обращение; 3) налоги на потребление.

Налоги на собственность объединяют: а) налоги на доходы — подоходный налог и налог на прибыль корпораций; б) налоги на имущество — налог на наследство, налог на земельный участок, налог на транспортные средства; в) промысловый налог частично является налогом на доходы, частично — налогом на имущество. Налоги на обращение включают косвенные налоги: а) НДС; б) налог на страховые операции. Налоги на потребление представлены акцизами.

Согласно Конституции Германии подоходный налог на прибыль корпораций, НДС, акцизы, налог на наследство, налог на имущество устанавливаются Федеральным центром. Промысловый, земельный налоги устанавливаются в соответствии со специальным законодательством. В итоге налоги Германии подразделяются на общие, федеральные, земельные, местные (общинные и коммунальные) и пошлины. Общие налоги распределяются по бюджетам разных уровней власти, пошлины, в свою очередь, являются одним из источников пополнения бюджета ЕС.

В современный период налоговые доходы федерального бюджета Германии складываются из общих налогов, к которым относятся: 1) подоходный налог с заработной платы и с заявленного по декларации дохода; 2) налог на прибыль корпораций; 3) НДС, часть которого переводится в бюджет ЕС и в фонд «Немецкое единство» (обеспечивает объединение Германии с восточными землями); 4) промысловый налог. Собственно федеральные налоги включают налог на сырую нефть, табак, электроэнергию. Налог на сырую нефть (он же — экологический налог) дает от 8 до 12% суммы всех налогов и до 25% налоговых доходов Федерального центра.

Земельные налоги объединяют налог на наследство, налог на приобретение земельного участка, на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, на пожарную охрану. Более 50% поступлений дает налог с владельцев автомобилей.

Налоги общин представляют собой местные налоги на потребление в виде поземельного и промыслового налогов. Местные налоги на потребление включают налог на продажу напитков в розлив, налог на развлечения, налоги на собак, на охоту и рыбную ловлю. Также за местными бюджетами закреплены налог на открытие питейных заведений, на открытие гостиниц, налог с лиц, владеющих двумя и более квартирами. Промысловый налог уплачивают организации, не являющиеся АО, товарищества, а также физические лица, занимающиеся производственной, торговой деятельностью. Налоговой базой промыслового налога является полученная прибыль от промысла и стоимость капитала организации за вычетом необлагаемого минимума.

Поступления подоходного налога составляют наибольшую часть в бюджете Германии (до 32%) в сравнении с другими налогами. В 2016 г. ставки налога варьировались от 15 до 42%. Для его исчисления работники делятся на шесть классов в зависимости от состава семьи и числа работающих в семье. Налоговая карта (декларация) заполняется в общине по месту жительства, именно в ней удостоверяется тот или иной налоговый класс, количество детей, вероисповедание, инвалидность, достижение 64-летнего возраста — элементы, влияющие на налогооблагаемую базу. До 20% начисляемого налога составляют вычеты на детей.

С 2005 г. в Германии была существенно снижена ставка налога на прибыль организаций — до 25%, что закономерно повлекло рост доходов акционеров, а также оживление рынка акций, который традиционно отстает от британского и, тем более, американского. Кроме снижения ставки налога, был упрощен порядок налогообложения прибыли, введены стимулы для ее реинвестирования, механизмы увеличения собственного капитала и снижения зависимости от заемного капитала. Этот налог в бюджетных поступлениях Германии достигает суммы 10—11%.

НДС по поступлениям занимает второе место, его доля в бюджете Германии составляет порядка 30%. С 1993 г. в рамках гармонизации вступления Германии в ЕС ставка НДС была повышена до 15%, в 1999 г. — до 16%. На отдельные товары, например, книги, основные продукты питания установлена льготная ставка НДС в 8%.

С 2003 г. в Германии начался завершающий этап экологической налоговой реформы, в ходе которого были повышены налоги на топливо и электричество. Поступления от экологических налогов используются для снижения тарифа взносов на пенсионное страхование. Социальные отчисления от фонда оплаты труда в Германии составляют по 3,4% и для работника, и для его работодателя. Экологические налоги интенсивно стимулируют спрос на энергосберегающую продукцию, повышение качества автомобильных двигателей[1].

Краткий анализ систем налогов в ведущих экономиках ЕС позволяет утверждать, что современные системы налогообложения в развитых европейских странах имеют аналогичную структуру. Во-первых, обязательно взимаются прямые и косвенные налоги. Во-вторых, налоговые доходы закрепляются за определенными уровнями власти (Федеральный центр, территории, муниципалитеты). В-третьих, обязательно применяются с незначительными вариациями в составе косвенных налогов: НДС, акцизы, таможенные пошлины; в составе прямых налогов: подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, налоги на игорный бизнес, налог на наследование и дарение, налог на имущество физических лиц, земельный налог. В-четвертых, применяются упрощенные налоговые схемы для обложения среднего и малого предпринимательства — промысловый налог. В-пятых, большое внимание уделяется социальным взносам, из которых формируются пенсии. Эти взносы, как правило, на паритетной основе отчисляют сами работники и их работодатели. Данные отчисления считаются страховыми платежами, поэтому формально к налогам не относятся и налоговым законодательством не регулируются.

  • [1] Балтина А. М., Волохина В. А., Попова Н. В. Финансовые системы зарубежныхстран: учеб, пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой