Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Альтернативные технологии. 
Педагогика физической культуры и спорта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Альтернативные технологии — радикальный отказ от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, технологических) и от общепринятых принципов (организационных, содержательных, методических) и замена их другими, альтернативными. Следовательно, альтернативные технологии — это те, которые противостоят традиционной системе обучения по какому-то компоненту… Читать ещё >

Альтернативные технологии. Педагогика физической культуры и спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Альтернативные технологии — радикальный отказ от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, технологических) и от общепринятых принципов (организационных, содержательных, методических) и замена их другими, альтернативными [Селевко, с. 150]. Следовательно, альтернативные технологии — это те, которые противостоят традиционной системе обучения по какому-то компоненту: по цели, содержанию, форме, методам, отношениям, позиции участников педагогического процесса.

Рассмотрим отличительные особенности альтернативных технологий.

Свободное воспитание, которое провозглашает в качестве основной идеи воспитания обеспечение обучаемому независимого свободного выбора поступка и деятельности. Оно зародилось в древности. Его основателями считают Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Сюда же можно отнести Вальдорфскую педагогическую школу (автор системы — Рудольф Штейнер (1861−1925)). Это система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем.

Основные особенности методики:

  • — педагогика отношений, а не требований;
  • — обучение без учебников и без жестких программ;
  • — отрицание отметки.

Гуманность и демократичность. Альтернативные технологии основаны на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям.

Формы дифференциации и индивидуализации.

Особенности содержания и методики индивидуализации обучения:

  • — индивидуальные задания к самостоятельной работе (И. Унт);
  • — нелинейная конструкция урока (А. С. Грапицкая);
  • — план Трампа (широко известен в Америке); это система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях (40%) с индивидуальными занятиями в малых группах (20%));
  • — учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика (В. Д. Шадриков).

Взаимодействие разновозрастных групп в отдельных технологиях.

Это технология мастерских. Главное в технологии не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Ее исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается па идеях свободного воспитания Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе; психологии гуманизма Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Особенности методики: мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7−15 человек из разных классов, чаще по инициативе учеников) при участии учителя-мастера, стимулирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы — элементы технологии: индукция (создание проблемной ситуации), самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, рисунка, проекта и т. д.), социоконструкция (по инициативе ребят возникают рабочие группы), социализация, разрыв, творчество, позиция ведущего мастера.

Близкими к технологиям мастерских являются студии А. Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей), методика погружения (но Г. К. Лозанову, М. П. Щетинину) — создание атмосферы «интенсива» для становления творческой личности.

Различные формы внеурочной работы.

Технология свободного труда (французского педагога С. Френе 1896−1966), созданная с учетом особенностей малокомплектной сельской школы.

Особенности организации:

  • — нет обучения, а есть разрешение проблем;
  • — нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы — дома, на улице, в школе;
  • — нет отметок, но отмечаются личные продвижения;
  • — нет ошибок — бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно со всеми, можно их не допустить;
  • — нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
  • — нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения и др.

Особенности методики: метод проектов, самоуправление, культ информации, культ труда, куль здоровья, планирование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой