Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема негативных личностных проявлений в период кризиса трех лет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В семье с единственным ребенком может наблюдаться седьмой симптом — стремление к деспотизму. При данном симптоме у ребенка возникает тенденция к проявлению деспотической власти по отношению к окружающим близким взрослым. Ребенок считает и требует, что родители всегда должны сидеть дома, как он этого желает. Ему должны предоставить все, что он хочет, есть он будет только то, что ему хочется… Читать ещё >

Проблема негативных личностных проявлений в период кризиса трех лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это период разрушения, пересмотра старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Л. С. Выготский выделил симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, — первый пояс симптомов, или «семизвездие», кризиса трех лет (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Первый пояс симптомов или «семизвездие» кризиса трех лет

Симптом кризиса.

Характеристика симптома.

Негативизм.

Проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили.

Упрямство.

Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

Строптивость.

Безличная поведенческая реакция направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие.

Тенденция ребенка к самостоятельности, ребенок хочет все делать сам независимо от своих возможностей, умений и навыков.

Протест-бунт.

Наличие в поведении ребенка отдельных проявлений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Обесценивание.

Резкое изменение отношения ребенка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности.

Деспотизм.

Стремление к деспотическому подавлению окружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребенку и др.

Первый симптом, который характеризует наступление кризиса, — возникновение негативизма. Л. С. Выготский называет негативизмом такие проявления в поведении ребенка, при которых он отказывается что-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это является реакцией не на определенное действие, а на саму просьбу взрослых. Отличительным признаком негативизма является то, что ребенок не делает что-либо потому, что его об этом попросили. Автор описывает типичный пример поведения детей на этапе кризиса трех лет из своих наблюдений: «Девочка на 4-м году жизни, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Девочка даже собирается туда идти. Я приглашаю девочку. Но так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. „Ну, тогда иди к себе“. Она не идет. „Ну, иди сюда“ — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли». Таким образом, негативизм часто побуждает ребенка выполнять действия, не соответствующие его желанию.

Вторым симптомом кризиса трех лет является упрямство, которое представляет собой реакцию ребенка, при которой он настаивает на чем-либо не по причине наличия сильного желания, а потому, что он это потребовал. Мотив упрямства заключается в ориентации ребенка на свое первоначальное решение. В ситуации когда ребенок настаивает на том, что ему сейчас хочется, проявляется не симптом упрямства, а типичная направленность на самого себя.

Третьим симптомом кризиса трех лет является строптивость, которая направлена против правил воспитания и прежнего образа жизни. Строптивость выражается в том, что дети проявляют недовольство в ответ на любые предложения или действия взрослого. В данном случае типичной является строптивая установка не по отношению ко взрослому, а по отношению ко всему ранее сложившемуся образу жизни, по отношению к воспитательным нормам и правилам поведения, к ранее любимым игрушкам и т. д. Отличие строптивости от упрямства заключается в том, что строптивость направлена вовне, по отношению к внешним факторам и обусловлена желанием настоять на собственном требовании.

Четвертым симптомом является своеволие, своенравие. Данный симптом проявляется в тенденции ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Остальные три симптома являются второстепенными по своему значению. Пятым симптомом является протест-бунт, при котором все поведение ребенка начинает характеризоваться чертами протеста, противостоянием окружающим взрослым, повышенной конфликтностью. Типичным для этого симптома являются частые ссоры с родителями по различным поводам. С этим симптомом тесно связан шестой симптом — обесценивание, при котором ребенок пытается обесценить игрушки, отказаться от них, от предметов, действий, которые раньше были значимыми для него. Например, в хорошей семье ребенок может начать ругаться, использовать слова и термины, которые означают все негативное, и все это относится к объектам, которые сами по себе негативизма не приносят.

В семье с единственным ребенком может наблюдаться седьмой симптом — стремление к деспотизму. При данном симптоме у ребенка возникает тенденция к проявлению деспотической власти по отношению к окружающим близким взрослым. Ребенок считает и требует, что родители всегда должны сидеть дома, как он этого желает. Ему должны предоставить все, что он хочет, есть он будет только то, что ему хочется. В многодетных семьях данный симптом может называться также симптомом ревности по отношению к брату или сестре. Такая тенденция к деспотизму и власти является в данном случае источником ревнивого отношения к другим детям.

Кризис трех лет в его типичных симптомах настолько очевидно носит характер протеста против воспитателя, что на это указывают все исследователи. Эти симптомы характеризуют ребенка как трудновоспитуемого. Л. С. Выготский описал также второй пояс симптомов, т. е. последствия основных симптомов (рис. 7.5).

Второй пояс симптомов кризиса трех лет.

Рис. 7.5. Второй пояс симптомов кризиса трех лет.

Ночные страхи, нарушения сна и другие неврологические симптомы, иногда резкое возникновение нарушений речи, заикание, чрезмерное обострение негативизма и упрямства (аффективно-гипобулические припадки, т. е. своеобразные приступы, во время которых ребенок начинает трястись, кричать, бросаться на пол, стучать ногами и руками) представляют собой крайне заостренное проявление симптомов кризиса трех лет.

Практический пример

Сергей Ю., 2 года 9 месяцев. В последнее время стал очень напористым и упрямым в выражении своих желаний. Может разговаривать в приказном тоне, повышать голос, кричать и даже драться, когда родители не делают то, чего он добивается. Иногда кажется, что он специально провоцирует конфликт, доводит его до пика, чтобы мама его наказала. Он устраивает истерику, в итоге понимает потом, что был не прав, просит прощения и какой-то период все спокойно — от одного дня до недели и больше. А потом опять упрямство, агрессия, крики.

Л. И. Божович считает основным новообразованием кризиса трех лет появление «системы Я», в которой доминируют потребности в реализации и утверждении собственного «Я». Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самые значительные из которых — самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой — соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослыми.

Е. О. Смирнова отмечает, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордоети за достижения. Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего «Я», которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения.

Автор указывает, что новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Можно заключить, что все вышеописанные характеристики кризиса трех лет отражают кардинальные изменения в отношениях ребенка к себе и ко взрослым. Происходит психологическая эмансипация от взрослых. Появляется личное действие и сознание «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю» (именно в этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я»), что определяют как новообразование кризиса трех лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой