Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия духа. 
История философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек (а не Бог) — основание тождества мышления и бытия: «Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, не „Я“, не разум… Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек» («Основные положения философии будущего»). Подлинная философия — антропология, а не теология: «Прежняя философия утверждала: что… Читать ещё >

Философия духа. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сфера Духа завершает самопознание Абсолюта. Абсолют, приобретший природное содержание, реализует себя в форме высшего продукта жизни — мыслящего человека. Появление человека предопределено Абсолютом уже в сфере Логики, ибо никто, кроме человека, не способен к познанию и самопознанию. Он — единственное орудие самоопределения Абсолюта. Философия духа — философия человека и социального мира, который он сам создает и по законам которого живет и творит, включая и самого себя. «Только человек есть мыслящий дух» (там же).

Схема 6.5.5. Классическая немецкая философия. Георг Гегель.

Схема 6.5.5. Классическая немецкая философия. Георг Гегель.

Философия духа

Сфера Духа распадается на три глобальных части (круга) — Абсолют как Субъективный дух, Абсолют как Объективный дух и Абсолют как Абсолютный дух.

Субъективный дух — этапы становления Абсолюта как человеческой души вплоть до появления сознания, разума и свободы как ее высшей ценности. «В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего понятия» (там же).

Объективный дух — формы развития Абсолюта как «свободной воли», — субъектом права, морали и государственности. Познание себя в форме государства и всемирной истории — высшие достижения Абсолюта в этой сфере. Развитие как отдельного человека, так и всей истории подчиняется одному закону — закономерному осуществлению свободы. Однако «хитрость» Разума (Абсолюта) состоит в том, что отдельный человек не способен осознать полностью всю разумность хода истории. В деятельности людей, руководствующихся личными интересами и страстями, «осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено в этом интересе, однако не заключено в их сознании и в их намерении» («Энциклопедия философских наук»).

Неосознаваемым в истории является ее конечный результат, который определяется не человеком, а Абсолютом как Объективным духом.

Абсолютный дух — сфера синтеза Субъективного и Объективного духа. Развитие истории постепенно раскрывает разумность Абсолюта. «Мыслящий дух всемирной истории… возвышается до знания абсолютного духа». Такое знание выступает в виде «вечно действительной истины, в которой знающий разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история служат только к его раскрытию» (там же).

Завершающие самопознание Абсолюта этапы — искусство, религии и философия. В искусстве Абсолют открывается себе в непосредственной форме; в религии (христианской) он познает как Бога; в философии (гегелевской) — как Понятие, в котором логическая форма Абсолюта и его природно-социальное содержание полностью раскрываются. Философия Гегеля завершает последний круг развития Абсолюта. Благодаря ей открыты все истины, выявлены и синтезированы все смыслы Абсолюта. Философия Гегеля — самое точное воспроизведение движения Абсолюта к открытию самого себя как Абсолютной истины и тем самым завершению умственного развития человечества.

Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872) прошел путь от правоверного гегельянца до сокрушительной критики христианства, гегелевской философии Абсолюта и создания новой «философии будущего». Основное произведение — «Сущность христианства».

Тайна христианской религии — обожествление человеком своей собственной сущности. Религия — первая форма самосознания человека. Прежде чем искать свою сущность в себе, человек ищет ее вне себя.

Фундаментальная ошибка всей философии, начиная с Канта и заканчивая Гегелем, — в неверном решении вопроса об отношении мышления к бытию: первично не мышление, а бытие. «Если мы реализуем это представление [что мышление определяет вещи, а не наоборот].. то мы будем иметь мир как продукт „Я“ (Фихте) или как произведение, как продукт нашего созерцания, нашего рассудка (Кант)… Таким образом, идеализм Канта, в котором вещи следуют рассудку, а не рассудок — вещам, есть не что иное, как реализация теологического представления о божественном уме, который не вещами определяется, а, наоборот, — их определяет» («Основные положения философии будущего») .

Схема 6.6. Классическая немецкая философия. Людвиг Фейербах Мысль не существует сама по себе, в отрыве от того, кто ее мыслит. Поэтому абсолютный разум Гегеля — фикция, абстракция христианского Бога, а тот — абстракция человека: «Бог есть мыслящее существо, но предметы, которые он мыслит и постигает в себе, не отличны, подобно его разуму, от его сущности; таким образом, мысля вещи, он мыслит только самого себя, он, следовательно, пребывает в ненарушаемом единстве с самим собой. Это единство мыслящего и мыслимого составляет тайну спекулятивного [гегелевского] мышления» («Основные положения философии будущего»).

Схема 6.6. Классическая немецкая философия. Людвиг Фейербах Мысль не существует сама по себе, в отрыве от того, кто ее мыслит. Поэтому абсолютный разум Гегеля — фикция, абстракция христианского Бога, а тот — абстракция человека: «Бог есть мыслящее существо, но предметы, которые он мыслит и постигает в себе, не отличны, подобно его разуму, от его сущности; таким образом, мысля вещи, он мыслит только самого себя, он, следовательно, пребывает в ненарушаемом единстве с самим собой. Это единство мыслящего и мыслимого составляет тайну спекулятивного [гегелевского] мышления» («Основные положения философии будущего»).

Гегелевская философия построена как доказательство тождества мышления и бытия. Но на самом деле она представляет доказательство тождества мышления (Абсолюта) с самим собой.

Подлинная основа тождества бытия и мышления — предметная деятельность человека, зависящего от других людей и вынужденного взаимодействовать с ними.

Действительность бытия доказывается не мыслью, а чувством. Любовь — единственно достоверный признак реальности бытия: «Любовь есть страсть, и только страсть есть знамение бытия. Существует только то, что является объектом страсти, будь он действительный или воображаемый… Любовь есть подлинное онтологическое доказательство наличности предмета вне нашей головы, и нет другого доказательства бытия, кроме любви, ощущения вообще» (там же).

Человек (а не Бог) — основание тождества мышления и бытия: «Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, не „Я“, не разум… Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек» («Основные положения философии будущего»). Подлинная философия — антропология, а не теология: «Прежняя [гегелевская] философия утверждала: что не мыслится, того нет, а новая философия утверждает: чего мы не любим, чего нельзя полюбить, того нет». «Новая философия есть полное, абсолютное, безоговорочное растворение теологии в антропологии» (там же).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой