Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап. На официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих… Читать ещё >

Применение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В управленческой деятельности важное место занимают технологии, применение которых позволяет решать задачи кадрового обеспечения стратегии организации. Их принято называть кадровыми технологиями.

Кадровая технология — это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонажа, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование.

В системе гражданской службы развитие кадровых технологий рассматривается как основа совершенствования социальных механизмов управления персоналом. Кадровым технологиям, сочетающим в себе управленческие и социальные функции, отводится роль обеспечения эффективности функционирования организации в целом и реализации ее целей и задач, что, прежде всего, означает действенное исполнение полномочий органов государственной власти и управления. Общее предназначение технологий управления персоналом — активное воздействие на кадровую среду организации с целью ее оптимизации, мобилизации профессиональных ресурсов, их развития и наиболее полного задействования, совершенствование системы внутриорганизационных отношений, способствование личностному развитию сотрудников организации.

В системе гражданской службы реализация технологий управления персоналом регулируется не только общегражданскими нормами, но и специальным законодательством о гражданской службе и внутренними нормативными и административными требованиями.

Федеральный закон № 79-ФЗ, а также принятые на его основе нормативные правовые акты фактически определяют следующие кадровые технологии, применение которых необходимо па государственной службе:

  • — открытый кадровый конкурс;
  • — аттестация;
  • — квалификационный экзамен;
  • — мотивация и стимулирование на основе оценки результатов деятельности и др.

Подбор кадров на конкурсной основе — один из основных принципов открытой кадровой политики — позволяет обеспечить штатный состав гражданской службы высокопрофессиональными кадрами.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок его проведения, утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112. Конкурс не проводится:

  • — при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)» ;
  • — при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • — при заключении срочного служебного контракта;
  • — при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
  • — при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с федеральным законом в случае сокращения ранее замещаемой им должности гражданской службы; реорганизации государственного органа, изменения его структуры или ликвидации;
  • — при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе (п. 3).

Конкурс может не проводиться:

  • — при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;
  • — при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (п. 4).

Для проведения конкурса в органе государственной власти приказом руководителя образуется конкурсная комиссия, которая состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-?3 «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта РФ, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце нервом настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав конкурсной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих па заседании.

Конкурс проводится в два этапа.

Первый этап. На официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданин (гражданский служащий) Российской Федерации не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Подразделение по вопросам государственной службы и кадров не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщение о дате, месте, времени и форме проведения второго этапа конкурса гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее — кандидаты).

Второй этап конкурса. Конкурсная комиссия оценивает профессиональные качества кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основании конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая такие формы, как индивидуальное собеседование или анкетирование, проведение групповых дискуссий, а также написание реферата или тестирование по вопросам прохождения гражданской службы, а также связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Решение о выборе конкретных конкурсных процедур принимается конкурсной комиссией.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность государственной гражданской службы либо отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается приказ органа государственной власти о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, и с ним заключается служебный контракт.

Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в семидневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте государственного органа в сети Интернет.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт.

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим па гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ).

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя). Существенными условиями служебного контракта согласно ст. 24 указанного Закона являются:

  • 1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием структурного подразделения государственного органа;
  • 2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • 3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • 4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • 5) права и обязанности представителя нанимателя;
  • 6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • 7) режим служебного времени и времени отдыха;
  • 8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности);
  • 9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
  • 10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

  • 1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
  • 2) неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • 3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • 4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
  • 5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле у представителя нанимателя. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключить с государственным гражданским служащим:

  • — служебный контракт на неопределенный срок;
  • — срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Испытание не устанавливается:

  • 1) для беременных женщин;
  • 2) для граждан, окончивших обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • 3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
  • 4) для гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа в соответствии с ?. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ;
  • 5) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

  • 1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
  • 2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суде.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать государственную должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Аттестация гражданских служащих осуществляется на основе ст. 48 Федерального закона №-79-ФЗ и Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 (далее — Положение). Она проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации согласно п. 3 Положения не подлежат гражданские служащие:

  • — проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • — достигшие возраста 60 лет;
  • — беременные женщины;
  • — находящиеся в отпуске, но беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска);
  • — замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • — в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего проводится после принятия в установленном порядке решения:

  • 1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  • 2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с п. 7 Положения для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

  • — о формировании аттестационной комиссии;
  • — об утверждении графика проведения аттестации;
  • — о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • — о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии входят представитель нанимателя (или уполномоченные им гражданские служащие); представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-?З «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также аттестационной комиссии в органе исполнительной власти субъекта РФ, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ образован общественный совет, наряду с лицами, названными в абзаце втором настоящего пункта, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Кандидатуры представителей общественного совета при государственном органе для включения в состав аттестационной комиссии представляются этим советом по запросу руководителя государственного органа.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. В свою очередь, кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией согласно п. 20 Положения принимается одно из следующих решений:

  • 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  • 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с п. 23 Положения в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

  • 1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • 3) понижается в должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Таким образом, служебная аттестация — это прохождение экзаменационного этапа на профессиональную пригодность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой