Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мнение Платона. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этот вопрос ответ может быть только утвердительным. Казалось бы, обыкновенное философское допущение о разделенности человека… Но какие психологические подсказки оно рождает! Мы можем теперь, отталкиваясь от Платона, рассуждать о том, что в психике каждого мужчины есть женское начало. И наоборот — в психике женщины можно разглядеть мужское начало. И поразительно, это подтверждается уже… Читать ещё >

Мнение Платона. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В «Пире» Платон описывает Эрос как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы, как связующее звено мира земного и небесного. В телесном и духовном смысле Эрос оказывался демоном, который одухотворяет людей в их влечении к истине, добру и красоте. Эрос — залог могучего стремления мужчины к самозавершению и бессмертию. Последнее реализует себя в потомках и в продуктах человеческой деятельности.

Платон обратился к мифу. Однако он не просто воспроизвел его, а придал ему философское измерение и звучание. Научно ориентированному сознанию его концепция может показаться наивной и надуманной. Вообще говоря, обыкновенная авантюра ума. Однако эта версия глубже, метафизичнее, нежели у Фрейда (о ней позже). Она заставляет обдумывать возможные следствия из однажды сделанного допущения. Само прозрение восхитительно: когда-то мужчина и женщина составляли некое неразрывное целое, нечто единое. Глубинными и парадоксальными кажутся обнаружения Эроса из этого первоначала.

Платон вложил в уста Аристофана в диалоге «Пир» слова, которые разъясняют, почему наше тело имело раньше совсем иной вид, нежели теперь: «Сначала было три пола, не только как теперь — мужской и женский, но еще и третий, оба в себе соединяющий… муже-женский…» Однако все у этих людей было двойным: у них было четыре руки и четыре ноги, два лица, двойные половые органы и т. д. Боги уговорили Зевса разделить каждого человека на две части, как режут айву для приготовления варенья… Теперь, как только все было разрезано надвое, тоска свела обе половинки: они обвивали друг друга, сплетаясь, в жажде снова срастись воедино…

Когда я рассказываю студентам об этой философской концепции, меня нередко спрашивают: так у древнего человека были соединены спины или они срастались животами? Так и хочется сказать: «Ребята, так ведь это миф!» Не было никакого древнего человека. И анатомического атласа не сохранилось. Так к чему же эта философская фантазия? Однако не торопитесь: подумайте о том, какие следствия вытекают из этой замечательной версии.

Эрос — величайшая страсть, смутное томление по единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, к некоей вечной жизни. Влечение и утрата, гибель и обретение… Эту догадку Платон высказал в «Пире» устами пророчицы Диотимы. Тайна всякой любви — тоска по вечности, стремление человека устоять перед разрушительным потоком времени. Гонимый страхом смерти, человек возрождает себя в другом существе. Любовь — это вызов вечности перед фактом человеческой бренности.

Согласно Платону, рождение пола — разрыв в первоначальной, единой и могучей природе. Переживание вечности, которое достигается в Эросе, обеспечивает постижение божества, бессмертного и неустранимого. Бытие разделено на два мощных потока — бытие во времени и бытие вне всякого времени. Любовь — это томительное чувство воссоединения в целостное бытие, в одну индивидуальность.

Эрос, по-видимому, и в самом деле древнейший из богов, а любовь — универсальное чувство. Нет на Земле такой культуры, где бы любовь отсутствовала. Эрос свойствен человеческой природе. И как причудливо и неповторимо проявляется он в отдельной судьбе! Кто-то через всю жизнь проносит печать воздержания, преобразуя энергию секса в романтические чувства. Кто-то, напротив, в полной мере предается страстям, погружаясь в оргиастическую стихию. Любовь одухотворяет не только родительские или братские переживания. Она питает также молитвенное поклонение Богу.

Прекрасно, но в какой мере этот восхитительный миф или даже философское допущение можно использовать в психологии? Ведь она, как уже отмечалось, стремится к точности, даже к математической ясности. А тут некий полет духа, почти мифическое повествование. Возьмем, к примеру, стандарты по психологии. Вот раздел об эмоциональности и эмоциональных состояниях. Выражение эмоций и чувств. Их опознание. Неужели концепцию Платона можно ввести в строй понятий?

На этот вопрос ответ может быть только утвердительным. Казалось бы, обыкновенное философское допущение о разделенности человека… Но какие психологические подсказки оно рождает! Мы можем теперь, отталкиваясь от Платона, рассуждать о том, что в психике каждого мужчины есть женское начало. И наоборот — в психике женщины можно разглядеть мужское начало. И поразительно, это подтверждается уже не умозрительно, а экспериментально. Не случайно уже в XX в. многие психологи, скажем, К. Г. Юнг, рассуждали о том, что психика человека — это соединение противоречий, разных полюсов. Союз и роковой поединок…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой