Геоистория региона Дальней Сибири еще короче, чем Ближней Сибири.
Дальняя промысловая периферия (XVII — вторая половина XVIII в.)
.
Подобно Русскому Северу, который в начальном освоении Ближней Сибири сыграл решающую роль, Ближняя Сибирь стала плацдармом для освоения Дальней Сибири. Ближняя Сибирь не только выступала сельскохозяйственной базой, но и усилиями своих уроженцев способствовала продвижению рубежей страны на восток. Наряду с поморами, например подобно Семену Дежневу, в бассейн Лены продвигались и первые сибиряки (мангазейцы, тобольские и енисейские казаки). Если первые города-крепости в Западной (Ближней) Сибири были построены в конце XVI — начале XVII в., то в Дальней (Восточной) Сибири они возводятся лишь в середине и в конце XVII в. Первые города Дальней Сибири — Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Верхоянск, Анадырский острог, Охотск, Иркутск, Чита.
Дальняя промыслово-промышленная периферия (вторая половина XVIII — начало XX в.)
.
Промышленное освоение края разворачивается с начала XVIII в., когда в Забайкалье создаются первые металлургические заводы; к концу столетия специально организованный правительством Нерчинский горный округ насчитывает уже два десятка заводов. Во второй половине XVIII в. у Дальней Сибири появляется собственная столица — Иркутск, а уже к середине XIX в. в регионе было создано четыре губернии с устойчивыми центрами — Иркутском, Красноярском, Якутском и Читой. Развивается дорожная сеть: вместо древних водно-волоковых путей между административными центрами строятся сухопутные дорожные тракты.
Как и на экономику Ближней Сибири, на интенсивность освоения Дальней Сибири огромное влияние оказало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. В результате массового переселения крестьян в сельскохозяйственном отношении были освоены лесостепные и степные земли южной части региона: юг Красноярского края и Иркутской области, Бурятия и Забайкальский край.
В освоении региона, исследовании его огромных пространств большую роль сыграли ссыльные, в том числе декабристы.