Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы эффективности социально-психологического тренинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалисты указывают на особую важность вопроса о качественной подготовке ведущего (тренера) для социально-психологического тренинга. Сегодня эта проблема выступает особенно остро, с одной стороны, из-за повышенного спроса на тренинговые услуги и, с другой — в результате открытия многочисленных краткосрочных «тренингов тренеров», не дающих необходимой подготовки. Подготовка ведущего для… Читать ещё >

Факторы эффективности социально-психологического тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущих главах мы уже касались проблемы эффективности тех или иных методов исследования. В большинстве случаев это касалось вопросов, связанных с личностными качествами человека (объекта) и профессиональными умениями исследователя. Однако данных факторов недостаточно, когда речь идет об эффективности методов воздействия. Здесь следует учитывать еще и ряд условий, связанных с ситуацией (организацией) воздействия. Поэтому практики выделяют некоторые организационные условия, без соблюдения которых социально-психологический тренинг (как метод воздействия) или вообще не состоится, или теряет свою интенсивность и общую эффективность[1].

  • 1. Комплектация учебной группы: оптимальное количество участников тренинговой группы составляет 12 человек (число в зоне индивидуальных возможностей распределения внимания) — это число позволяет делить группу на равные подгруппы и уделить необходимое время каждому участнику. При этом группа должна быть гомогенной по образованию и должности, гетерогенной по полу и трудностям в общении.
  • 2. Изоляция тренинговой группы от внешней среды необходима для «запуска» и контроля процессов групповой динамики. Идеальный вариант — выезд за пределы населенного пункта на весь цикл тренинга.
  • 3. Рабочее помещение, в зависимости от содержания программы тренинга, должно отвечать ряду технических требований. Оно должно обеспечивать уровень психологического и физического комфорта «чуть выше среднего» (для данного социального слоя) и максимальный контроль за деятельностью тренируемых.
  • 4. Режим работы полноценной тренинговой программы должен обеспечивать достижение минимально гарантированных результатов. Он может строиться из 4—6 сеансов по 90—100 мин в день общей продолжительностью 4—5 дней.

Важно помнить, что длительность учебного цикла менее 24 ч не позволяет использовать процессы групповой динамики в процессе обучения, поэтому снижается его эффективность и увеличивается вероятность отрицательных последствий.

  • 5. Тренеры оптимально работают в совместной разнополой паре. Возраст тренеров должен соответствовать среднему возрасту участников группы или чуть старше.
  • 6. Технические средства обучения помогают максимально эффективно организовать тренинг. Их главная задача — исключить возможность технических неполадок (в том числе и за счет дублирования комплекта технических средств обучения).
  • 7. Закрытость тренинговой группы существенно отражается на процессах групповой динамики (и на процессе обучения в целом), так как уход одних членов группы и появление новых разрывает сложившиеся взаимоотношения.

Специалисты указывают на особую важность вопроса о качественной подготовке ведущего (тренера) для социально-психологического тренинга. Сегодня эта проблема выступает особенно остро, с одной стороны, из-за повышенного спроса на тренинговые услуги и, с другой — в результате открытия многочисленных краткосрочных «тренингов тренеров», не дающих необходимой подготовки. Подготовка ведущего для социально-психологического тренинга должна включать в себя:

  • — прохождение полного цикла тренинга в качестве участника;
  • — теоретическую подготовку в области социальной психологии, психологии личности и психотерапии (не менее 150 ч);
  • — наблюдение за работой опытного тренера (в 2—3 группах);
  • — работу в качестве со-тренера в паре с опытным тренером (1—2 группы);
  • — работу в качестве ведущего тренера в паре с опытным тренером (1−2 группы);
  • — прохождение цикла групповой психотерапии у признанного специалиста;
  • — самостоятельную работу под наблюдением опытного тренера (1—2 группы).
  • [1] Методы активного социально-психологического обучения. С. 29—30.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой