Факторы эффективности социально-психологического тренинга
Специалисты указывают на особую важность вопроса о качественной подготовке ведущего (тренера) для социально-психологического тренинга. Сегодня эта проблема выступает особенно остро, с одной стороны, из-за повышенного спроса на тренинговые услуги и, с другой — в результате открытия многочисленных краткосрочных «тренингов тренеров», не дающих необходимой подготовки. Подготовка ведущего для… Читать ещё >
Факторы эффективности социально-психологического тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В предыдущих главах мы уже касались проблемы эффективности тех или иных методов исследования. В большинстве случаев это касалось вопросов, связанных с личностными качествами человека (объекта) и профессиональными умениями исследователя. Однако данных факторов недостаточно, когда речь идет об эффективности методов воздействия. Здесь следует учитывать еще и ряд условий, связанных с ситуацией (организацией) воздействия. Поэтому практики выделяют некоторые организационные условия, без соблюдения которых социально-психологический тренинг (как метод воздействия) или вообще не состоится, или теряет свою интенсивность и общую эффективность[1].
- 1. Комплектация учебной группы: оптимальное количество участников тренинговой группы составляет 12 человек (число в зоне индивидуальных возможностей распределения внимания) — это число позволяет делить группу на равные подгруппы и уделить необходимое время каждому участнику. При этом группа должна быть гомогенной по образованию и должности, гетерогенной по полу и трудностям в общении.
- 2. Изоляция тренинговой группы от внешней среды необходима для «запуска» и контроля процессов групповой динамики. Идеальный вариант — выезд за пределы населенного пункта на весь цикл тренинга.
- 3. Рабочее помещение, в зависимости от содержания программы тренинга, должно отвечать ряду технических требований. Оно должно обеспечивать уровень психологического и физического комфорта «чуть выше среднего» (для данного социального слоя) и максимальный контроль за деятельностью тренируемых.
- 4. Режим работы полноценной тренинговой программы должен обеспечивать достижение минимально гарантированных результатов. Он может строиться из 4—6 сеансов по 90—100 мин в день общей продолжительностью 4—5 дней.
Важно помнить, что длительность учебного цикла менее 24 ч не позволяет использовать процессы групповой динамики в процессе обучения, поэтому снижается его эффективность и увеличивается вероятность отрицательных последствий.
- 5. Тренеры оптимально работают в совместной разнополой паре. Возраст тренеров должен соответствовать среднему возрасту участников группы или чуть старше.
- 6. Технические средства обучения помогают максимально эффективно организовать тренинг. Их главная задача — исключить возможность технических неполадок (в том числе и за счет дублирования комплекта технических средств обучения).
- 7. Закрытость тренинговой группы существенно отражается на процессах групповой динамики (и на процессе обучения в целом), так как уход одних членов группы и появление новых разрывает сложившиеся взаимоотношения.
Специалисты указывают на особую важность вопроса о качественной подготовке ведущего (тренера) для социально-психологического тренинга. Сегодня эта проблема выступает особенно остро, с одной стороны, из-за повышенного спроса на тренинговые услуги и, с другой — в результате открытия многочисленных краткосрочных «тренингов тренеров», не дающих необходимой подготовки. Подготовка ведущего для социально-психологического тренинга должна включать в себя:
- — прохождение полного цикла тренинга в качестве участника;
- — теоретическую подготовку в области социальной психологии, психологии личности и психотерапии (не менее 150 ч);
- — наблюдение за работой опытного тренера (в 2—3 группах);
- — работу в качестве со-тренера в паре с опытным тренером (1—2 группы);
- — работу в качестве ведущего тренера в паре с опытным тренером (1−2 группы);
- — прохождение цикла групповой психотерапии у признанного специалиста;
- — самостоятельную работу под наблюдением опытного тренера (1—2 группы).
- [1] Методы активного социально-психологического обучения. С. 29—30.