Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Офшорные юрисдикции и налоговая политика в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К группе I относятся большинство стран с развитой и переходной экономикой, многие развивающиеся страны. В этих странах наблюдаются различия в уровнях налогообложения (как сравнительно высокий уровень налогообложения, как в Швеции, Дании, Норвегии и других, так и относительно низкий уровень налоговой нагрузки, как в США, Великобритании и других), однако во всех странах существуют строгий контроль… Читать ещё >

Офшорные юрисдикции и налоговая политика в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Офшорные юрисдикции и мировая экономика

При рассмотрении в гл. 1 типов возможных налоговых политик упоминался фискально-конкурирующий тип. Его появление связано с процессом создания транснациональных компаний, глобализацией и усилением конкуренции за рынки сбыта и ресурсы, в том числе капиталы.

Процесс глобализации способствовал появлению особого вида конкуренции — международной налоговой конкуренции. Принципиальным ее отличием от традиционной мировой конкуренции является то, что основными ее субъектами являются государства в лице своих правительств и органов налоговой администрации, а не экономические агенты в лице компаний и организаций.

Международная налоговая конкуренция — это конкуренция налоговых систем, механизмов налогообложения различных видов доходов от разных видов финансово-хозяйственной деятельности, характера и направленности налоговых льгот, величин налоговых ставок и т. п.

Важнейшей задачей международной налоговой конкуренции является стимулирование притока зарубежного капитала в национальную налоговую юрисдикцию за счет благоприятных режимов налогообложения, что, в свою очередь, должно увеличить налоговые поступления, стимулировать создание новых рабочих мест и эффективной инфраструктуры, рост благосостояния населения.

Различают две формы международной налоговой конкуренции1:

  • 1) добросовестная налоговая конкуренция предполагает, что в данной стране отсутствуют существенные различия в режимах обложения доходов, получаемых на ее территории резидентами и нерезидентами. Гарантируются отчетность всех без исключения налогоплательщиков перед национальной администрацией, а также соблюдение фискальной прозрачности проводимых финансово-хозяйственных операций. Такая налоговая конкуренция предполагает конкуренцию между налоговыми системами различных стран по уровню налоговых ставок, методам расчета налоговой базы, применению разного рода льгот и преференций;
  • 2) недобросовестная (губительная) налоговая конкуренция возникает в том случае, если какое-либо государство, желая привлечь зарубежные инвестиции и сбережения, кардинальным образом изменяет налоговый режим, обеспечивая значительные налоговые преференции при обложении доходов иностранных инвесторов. Губительная сторона международной налоговой конкуренции заключается в сознательном игнорировании некоторыми странами исторически сложившихся традиций, подрыве принципов и норм налогообложения, распространенных в ведущих странах мира, и поощрении на государственном уровне различных форм уклонения от уплаты налогов, сокрытия налогооблагаемых доходов.

Существенным отличием подобного налогового режима является наличие низкого уровня налогообложения исключительно для нерезидентов данной юрисдикции, а также гарантированное предоставление налоговых льгот независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности. При этом очень часто компания, которой предоставляются льготы, является чисто фиктивной и создана исключительно в целях минимизации налогов.

С учетом указанной классификации в мировой экономике выделяют две группы стран1:

  • 1) 1 группа — страны, налоговые системы которых не имеют существенных различий в уровне и механизме налогообложения отечественных и зарубежных инвесторов (резидентов или нерезидентов);
  • 2) II группа — государства, предоставляющие большие льготы иностранным инвесторам в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, с резко отличающимися налоговыми режимами для резидентов и нерезидентов.

К группе I относятся большинство стран с развитой и переходной экономикой, многие развивающиеся страны. В этих странах наблюдаются различия в уровнях налогообложения (как сравнительно высокий уровень налогообложения, как в Швеции, Дании, Норвегии и других, так и относительно низкий уровень налоговой нагрузки, как в США, Великобритании и других), однако во всех странах существуют строгий контроль и учет деятельности налогоплательщиков, уголовное преследование за налоговые правонарушения.

К группе II относятся государства, не обладающие привлекательными для субъектов международной хозяйственной деятельности природными, человеческими и иными ресурсами, необходимыми для создания на их территориях производства и развития новых технологий. В своей конкурентной борьбе за международный капитал эти страны используют не всегда законные, а часто просто незаконные, методы борьбы и подрывают сложившиеся в международном налогообложении основы и принципы.

Данную группу стран принято называть: налоговые гавани, налоговые убежища или офшоры (офшорные зоны).

Под офшорной зоной (от англ, off shore — вне берега) понимают территорию государства или ее часть, в пределах которой для компании-нерезидента действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что ее предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов данного государства.

Офшорные зоны (юрисдикции) представляют собой подвид сервисной ОЭЗ1. Существуют многочисленные способы классификации офшорных зон, но выделяют три основные группы офшорных юрисдикций[1][2]:

  • 1) офшорные зоны с нулевыми ставками налогов;
  • 2) офшорные зоны с низким уровнем налогообложения;
  • 3) зоны с «нормальными» налоговыми ставками, гарантирующие особый (льготный) режим налогообложения для определенных категорий доходов.

Офшорные юрисдикции привлекают международный бизнес не только низкими или нулевыми налоговыми ставками, но и возможностью сокрытия информации о налогоплательщиках и их налоговых доходах.

Офшорные юрисдикции, являясь инструментом губительной налоговой конкуренции, искажают реальную картину развития торгово-экономических связей между странами, выводя на первое место не коммерческие, а исключительно налоговые соображения.

В условиях добросовестной налоговой конкуренции у стран-аутсайдеров третьего мира и ряда небольших европейских государств (Лихтенштейн, Монако, Андорра, Люксембург) практически нет шансов для привлечения в свою юрисдикцию иностранных инвестиций и только за счет губительной налоговой конкуренции они получают возможность привлечь глобальных инвесторов, предоставляя им налоговые убежища и возможность уйти от налогов на своей территории.

Бурное развитие офшорной финансовой индустрии относится к 1970— 1980 гг. Количественные оценки объемов сделок и накопленных активов в этой сфере достаточно затруднены, в связи с чем приводимые данные сильно различаются. Однако даже примерные оценки производят сильное впечатление.

Так, по данным независимой организации Tax Justice Network, опубликованных в 2012 г., общий объем мировых офшорных активов, накопленных за последние 40 лет, составляет 21—23 трлн долл. США[3]. По данным газеты Guardian, объем активов на счетах в офшорных юрисдикциях равен 21—32 трлн долл. США, что составляло в 2011 г. около 10% всего накопленного мирового богатства, оцениваемого в этом году в размере 231 трлн долл.[4]

По оценке ОЭСР, в 2008 г. общий объем офшорной индустрии оценивался в 1,7—11,5 трлн долл.1

В 2010 г. объем накопленных в офшорах активов оценивался в 6,4% общей величины мирового богатства. В последующие годы, несмотря на принимаемые мировым сообществом меры, темпы роста активов оценивались на уровне свыше 6% ежегодно2. Если оценивать темпы роста накопленных активов, сравнивая минимальные и максимальные значения приводимых выше оценок, то темпы роста за последние 40 лет составят от 2,8 до 12,3 раз.

Годовой оборот товаров и финансовых средств через офшорные юрисдикции в 2013 г. оценивался в сумму свыше 10 трлн долл. США. Только в России в 2013 г. через офшорные зоны прошло товаров более чем на 111 млрд долл.3, что составило почти 20% всего экспорта страны.

По данным РБК, только 20 ведущих транснациональных компаний по списку Fortune за год вывезли в офшоры 743 млрд долл, прибыли.

По оценке зарубежных экспертов4, основным источником накопленного в офшорных зонах капитала являются средства, вывезенные из развивающихся стран, стран с переходной экономикой и новых индустриальных стран.

В табл. 9.1 приведены данные, но капиталам, вывезенным в офшорные зоны за последние 40 лет. Данные, но Китаю относятся к периоду с 1980 по 2010 г., но России — с 1990 по 2010 г., т. е. за период проводившихся в них реформ.

Таблица 9.1

Общие объемы капиталов, вывезенных в офшорные зоны за период.

1970;2010 гг.

Страна.

Объем вывезенных капиталов, млрд долл.

Китай.

Россия.

Республика Корея.

Бразилия.

Кувейт.

Мексика.

Венесуэла.

Аргентина.

Индонезия.

Саудовская Аравия.

  • 1 См.: The Price of offshore, Revisited.
  • 2 См.: Там же.
  • 3 См.: Налоговая политика государства. С. 324.
  • 4 См.: Guardian. Указ. ист.

Страна.

Объем вывезенных капиталов, млрд долл.

Нигерия.

306.

Малайзия.

Венгрия.

Сингапур

Украина.

Другие страны.

14 189.

Итого.

21 000.

Среди стран-доноров более половины приведенного списка составляют нефтедобывающие страны: Кувейт, Венесуэла, Саудовская Аравия, Нигерия, Малайзия, Индонезия, Россия.

Вывоз капитала из страны сопровождается существенными потерями налоговых доходов бюджета. По оценкам экспертов, уход капиталов в офшорные юрисдикции обходится бюджетами всех стран в 3,1 трлн долл. США1, что составляет 0,5% мирового ВВП.

По данным международной организации Oxbam, состоятельные граждане в 2013 г. сокрыли от налогообложения в офшорных зонах как минимум 18,5 трлн долл., лишив бюджеты соответствующих государств налоговых доходов на сумму почти 160 млрд долл. Чуть ранее Tax Justice Network оценила ежегодный ущерб государствам со стороны олигархов за счет перевода активов в низконалоговые гавани в размере 250 млрд долл.[5][6]

По оценкам Казначейства США, потери бюджета из-за использования налоговых гаваней физическими лицами составляют не менее 100 млрд долл, ежегодно. Для бюджетов континентальных стран Европы потери оцениваются в 225 млрд долл.[7]

В настоящее время в мире офшорные юрисдикции получили большое распространение. По данным Международного консорциума расследовательской журналистики, число таких юрисдикций превышает 170, а число зарегистрированных компаний достигает почти 130 тыс.[8] Существует разветвленная сеть офшорных зон, которую разделяют на четыре группы, сформированные по региональному принципу[9]:

  • 1) группа зон Карибского бассейна, которая обслуживает, как правило, страны Северной и Южной Америки;
  • 2) европейская группа, включающая некоторые материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова. В ней, как правило, обслуживаются страны, находящиеся в Европе и европейском часовом поясе;
  • 3) группа зон Персидского залива, обслуживающая ближневосточные страны, в первую очередь нефтедобывающие;
  • 4) группа зон Юго-Восточной Азии, обслуживающая страны АзиатскоТихоокеанского бассейна, расположенных в одном часовом поясе с Токио.

Такое расположение зон отнюдь не случайно и свидетельствует об их тесной связи с ведущими финансовыми центрами мира: Нью-Йорком, Лондоном, Токио, Гонконгом, Сингапуром.

Глобальная сеть офшорных юрисдикций распределена по континентам достаточно неравномерно. В Северной Америке их число не превышает 7—8. Среди них можно выделить юрисдикции в штатах Делавер, НьюЙорк, Орегон (США), а также в штатах Канады: Британская Колумбия и Онтарио. В Южной Америке их число существенно больше — до 25 юрисдикций, среди которых по популярности выделяются Британские, Виргинские, Багамские и Каймановы острова, Панама. В Южной и Юго-Восточной Азии их число оценивается в 20 юрисдикций, наиболее известными из которых являются Гонконг, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия.

В Европе число разного рода офшорных юрисдикций превышает 40 ед. Среди них выделяются Великобритания, Швейцария, Гибралтар, Ирландия, Нидерланды, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Мальта, о. Джерси, Андорра, Гернси, о. Мэн.

На Ближнем Востоке типичной классической офшорной юрисдикцией являются Объединенные Арабские Эмираты. В зоне Индийского океана, Австралии и Океании таких зон насчитывается около 10, наиболее известными из которых являются Маршаловы острова, Вануату, Сейшельские острова, о. Маврикий, Новая Зеландия[10].

Понимая всю опасность развития международной налоговой конкуренции в таком негативном направлении, ежегодно неся многомиллиардные потери вывода капиталов и сокрытия их от налогообложения в офшорных зонах, развитые страны уже в 1980—1990;х гг. начали вести активную борьбу с такими юрисдикциями, вначале на национальном, а затем на межгосударственном уровне. В следующем параграфе мы рассмотрим основные из указанных мер и эффективность их применения.

  • [1] См.: Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. С. 8.
  • [2] Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов. С. 399.
  • [3] The Price of offshore, Revisited / Tax Justice Network. July, 22, 2012.
  • [4] Guardian: 3a 20 лет из России в офшоры выведено 800 млрд долл. // URL: http://www.nr2.ru/finance/396 066.html.
  • [5] См.: Офшоры в глобальной экономике: мировой опыт и российские реалии. Финальный документ ситуационного анализа ЦСЛ РАН, апрель 2012. URL: http://www.kommersant.ru.
  • [6] См.: The Price of offshore, Reviseted.
  • [7] См.: Напоговая политика. Теория и практика. С. 404.
  • [8] См.: Офшоры в глобальной экономике. Указ. сом.
  • [9] См.: Хандин М. А. Россия в офшорном бизнесе. М., 2005.
  • [10] См.: Офшорные зоны — G.S.L. Law&Consulting. URL: http://gsl.org/ru/offshore/.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой