Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Природа как объект исследования современного естествознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно-научные знания дают фундаментальные представления о структуре окружающего мира и месте человека в нем, а гуманитарные знания являются логическим продолжением естественно-научных сведений, строятся на этом фундаменте. Именно поэтому изучение естествознания студентами гуманитарных (педагогических) специальностей является важным фактором их общего образования. Естественно-научные знания… Читать ещё >

Природа как объект исследования современного естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения содержания главы 1 студент должен: знать

  • • содержание понятия «природа»;
  • • содержание современного естествознания;
  • • задачи естествознания; уметь
  • • определять объекты естественно-научных дисциплин;
  • • определять содержание понятия «научная картина мира»; владеть
  • • основами методов познания окружающего мира.

Одной из сущностных характеристик человека является его активное и целенаправленное изучение окружающего мира. Исследование природы и в античном мире, и даже в первобытную эпоху, и в современную эпоху научно-технической революции «…имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребности в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова»[1].

Природу исследуют естественные науки (от «естество» — «природа»). В их сферу изучения попадают материя, жизнь, Вселенная, Земля, человек, т. е. можно говорить об интегрированном содержании естествознания. «Естествознание — это совокупность наук о природе, взятая как единое целое»[2].

Природа является объектом философского осмысления на протяжении всей истории науки. Первые попытки толкования и объяснения природных объектов и явлений были сделаны натурфилософами в IV веке до н.э., для которых было характерно представление о природе как о чем-то целом. Но только к XVII столетию естествознание приобрело черты фундаментальной науки, окончательно дифференцировалось на такие области знания, как физика, химия, биология и более частные науки. В XX в. пришло время интегрально-дифференцированной стадии развития естествознания, появления универсальных «синтетических» теорий, углубления частных естественных наук за счет кардинальных изменений внутри них в связи с научно-техническим прогрессом и появления новых дисциплин на стыке традиционных наук[3].

Таким образом, можно «современное естествознание представить не только как „совокупность наук о Природе, взятую в целом“, но прежде всего как одну единую систему, компоненты которой (естественные пауки) являются настолько тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными, что выводятся друг из друга, т. е. представляют собой подлинное органическое единство»[4].

В современном философском словаре так определяют объект исследования естествознания: «природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении»[5]. Из этого определения следует сделать вывод, что природные объекты и явления материальны и доступны познанию человеком органами чувств. Поэтому к основным методам познания природы относятся эмпирические методы — наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, а также теоретические методы — аналитико-синтетический метод, моделирование, классификация, обобщение.

В более узком понимании природу рассматривают как совокупность естественных условий на Земле — характер поверхности, климат, растительность и животный мир и другие условия, не созданные человеком.

Объектами исследования отдельных естественных наук со времени их зарождения и до наших дней были и остаются объекты материального мира в различных его проявлениях и формах от мегаобъектов до микромира. Соответственно в современном естествознании группируют основные естественные науки следующим образом:

  • • физика, химия, физическая химия;
  • • биология, ботаника, зоология;
  • • анатомия, физиология, генетика (учение о наследственности);
  • • геология, минералогия, палеонтология, метеорология, физическая география;
  • • астрономия, космология, астрофизика[6].

Это основные науки, на самом же деле современное естествознание представляет собой сложный комплекс, включающий согни научных дисциплин. По мере роста объема научного знания отдельные разделы наук приобрели статус научных дисциплин со своим понятийным аппаратом, специфическими методами исследования (рис. 1.1).

Классификация естественных наук.

Рис. 1.1. Классификация естественных наук.

Вместе с тем также происходят встречные процессы, складываются естественно-научные дисциплины на стыках наук: химическая физика, биохимия, биофизика, биогеохимия и многие другие. Эти процессы приводят, с одной стороны, к росту количества научных дисциплин, но с другой — к их сближению и взаимопроникновению, что является одним из свидетельств интеграции естественных наук, отражающей общую тенденцию в современной науке.

К числу фундаментальных естественных наук относится и землеведение. Эта наука находится в одном ряду с астрономией, космологией, физикой и другими основными естественными науками. Как наука, изучающая общие закономерности в географической оболочке Земли, землеведение подразделяется на частные науки о Земле — геоморфологию, гидрологию, климатологию и другие.

Важнейшей функцией естествознания является мировоззренческая. Она связана с формированием научной картины мира, без которой современный человек не может грамотно ориентироваться в окружающей действительности. Научная картина мира как одно из основополагающих понятий в естествознании предполагает особую форму обобщений знаний, синтез различных научных теорий, целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира.

Научная картина мира формируется на основе естественных, общественных и гуманитарных наук. Но фундаментом этой картины, бесспорно, является естествознание. Значение естествознания для формирования научной картины мира настолько велико, что нередко такую научную систему мира называют естественно-научной картиной мира.

В истории естествознания было создано и существовало несколько самых разнообразных картин (моделей) мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением.

Исторически первой научной картиной мира была система, предложенная античными мыслителями. Она включала в себя и остатки мифологического культурного наследия, и результаты исследований античной натурфилософии с энциклопедическим описанием Аристотелем живой и неживой природы, и геоцентрическую астрономическую систему, составленную Клавдием Птолемеем.

Эти представления сменила механистическая картина мира XVII—XVIII вв. Она основывалась на следующих концепциях: создатель Вселенной — Бог, следовательно, в мире все определено и предопределено Создателем; методологической основой познания является редукционизм (стремление свести сложное к простому), а основным методом познания — индукция — от частного к общему; система мира — гелиоцентрическая.

В настоящее время интенсивно формируется новая картина мира. Ее основу составляют концепции, более созвучные идее единой Природы, такие как: концепция всеобщей эволюции; концепция Большого взрыва, после которого началась эволюция Вселенной; повышение роли системного подхода; развитие различных моделей объектов познания, в том числе кибернетических — с управлением по принципу отрицательной обратной связи; повышение роли дедукции как метода научного познания, т. е. движение от общих закономерностей Вселенной к частным законам нашего бытия.

Естественно-научные знания дают фундаментальные представления о структуре окружающего мира и месте человека в нем, а гуманитарные знания являются логическим продолжением естественно-научных сведений, строятся на этом фундаменте. Именно поэтому изучение естествознания студентами гуманитарных (педагогических) специальностей является важным фактором их общего образования. Естественно-научные знания формируют характер мышления, способствуют выработке адекватного отношения к окружающему миру. Систематическое естественно-научное образование необходимо и для дальнейшей профессиональной работы в педагогической области по избранному направлению. Оно ориентирует в современном мире, насыщенном достижениями наукоемких технологий, помогает освоить универсальные приемы решения сложных задач как в профессиональной сфере, так и за рамками конкретной профессии[7].

В следующих главах речь пойдет об основных представлениях биологии, геологии, землеведения, географии. Вопросы химии и физики в данном учебнике не рассматриваются, поскольку они не входят в программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».

Вопросы для обсуждения.

  • 1. В чем заключается определение понятия «природа»?
  • 2. Каковы методы познания природы?
  • 3. Какие науки изучают природу? Приведите примеры научных дисциплин, возникших па стыке традиционных естественных наук и имеющих интегративное содержание.
  • 4. В чем состоит мировоззренческая функция современного естествознания?

Практические задания для самостоятельной работы[8]

1. Определите объекты изучения естественных наук.

Научная дисциплина.

Объект изучения.

Астрономия.

Биохимия.

Ботаника.

Вулканология.

Геология.

Геофизика.

Генетика.

Г идрология.

Зоология.

Метеорология.

Микробиология.

Океанология.

Почвоведение.

Физиология.

Химия.

Экология.

  • [1] Горелов А. А. Концепции современного естествознания., 2014.
  • [2] Кузнецов В. И., Идлис Г. М.} Гутина В. Н. Естествознание. М.: Агар, 1996.
  • [3] См.: Кузнецов В. Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание.
  • [4] Там же.
  • [5] URL: http://www.philosophydic.ru/priroda
  • [6] См.: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
  • [7] См.: Архипкин В. Г., Тимофеев В. П. Естественно-научная картина мира: учебное пособие. Красноярск: КрасГУ, 2002.
  • [8] Раскройте сущность античной, механистической и современнойкартины мира.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой