Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реорганизация системы юстиции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В систему общей юстиции входили окружные суды, судебные палаты и кассационные департаменты Сената. Вся территория страны делилась на округа (в губернии, например, в зависимости от ее размера могло быть несколько таких округов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из председателя и членов. Для занятия судейских должностей необходимо было иметь высшее юридическое образование… Читать ещё >

Реорганизация системы юстиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее последовательной из либеральных реформ Александра II оказалась судебная реформа 1864 г. Содержание реформы было определено в четырех документах: Учреждение судебных установлений, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства[1].

Как говорилось в царском Манифесте, задачей реформы было установить в стране суд равный, скорый, милостивый и справедливый. Вся судебная система делилась на две части: общую и местную. К местной относилась мировая юстиция. Для ее осуществления каждый уезд был поделен на участки, в которых учреждались камеры мировых судей. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для выборов в судьи необходимо было достичь 25-летнего возраста, получить образование в высших или средних учебных заведениях, прослужить не менее трех лет на таких должностях, при исправлении которых можно было приобрести практические сведения в производстве судебных дел.

Кроме того необходимо было обладать имущественным цензом (пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания или другим недвижимым имуществом, ценой не ниже 15 тыс. руб., а в городах — недвижимой собственностью, оцененной, для взимания налога, в столицах — не менее 6 тыс., в прочих городах — не менее 3 тыс. руб.).

Кроме участковых мировых судей в мировых округах избирались почетные мировые судьи. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало трех месяцев тюремного заключения или 300 руб. штрафа. Приговоры мировых судей, по которым определялись такие наказания, как внушение, замечание, выговор, денежное взыскание до 15 руб. или арест до трех дней считались окончательными и не могли быть обжалованы. Остальные приговоры можно было обжаловать на съезде. Уездные съезды мировых судей собирались в назначенные сроки в составе всех участковых и почетных судей уезда для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке, просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Мировые суды разбирали все дела словесно, внося свои приговоры и решения в специальную книгу.

В систему общей юстиции входили окружные суды, судебные палаты и кассационные департаменты Сената. Вся территория страны делилась на округа (в губернии, например, в зависимости от ее размера могло быть несколько таких округов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из председателя и членов. Для занятия судейских должностей необходимо было иметь высшее юридическое образование и стаж работы по судебному ведомству. В окружном суде было два отделения: по гражданским и по уголовным судам. Судейская коллегия состояла из трех профессиональных судей (один из них — председательствующий). Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и 12 присяжных заседателей. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае новооткрывшихся обстоятельств. Апелляционный пересмотр приговоров, основывающийся на вердикте суда присяжных, считался как бы принижающим авторитет, которым стремились наградить суд присяжных. Характерно, что именно из этой мотивации возник институт российской кассации, который, как известно, состоит в пересмотре вышестоящей инстанцией судебных решений нижестоящих судов, «не входя в рассмотрение существа дела». Об этом говорилось в ст. 912 Устава уголовного судопроизводства: «Жалобы и протесты на окончательные приговоры допускаются: 1) в случае явного нарушения прямого смысла закона и неправильного толкования его при определении преступления и рода наказания; 2) в случае нарушения обрядов и форм столь существенных, что без соблюдения их невозможно признать приговор в силе судебного решения и 3) в случае нарушения пределов ведомства или власти, законом представленной судебному рассмотрению» .

Второй инстанцией в системе общей юстиции были судебные палаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трех человек. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (вынесенных без участия присяжных заседателей). Уголовный департамент судебной палаты мог выступать в качестве суда первой инстанции по делам о некоторых преступлениях, изъятых из ведения суда присяжных. Округа судебных палат включали несколько округов окружных судов. Особо тяжкие преступления рассматривались при участии сословных представителей, которыми являлись губернский или уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина.

Высшей судебной инстанцией был Сенат. В его составе образовали два кассационных департамента, один для уголовных, другой для гражданских дел. Он рассматривал споры о подсудности, осуществлял надзор за судебными установлениями, дела о предании суду судей, а также жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов. Для разрешения особо важных дел (государственных преступлений) по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд.

Реформой 1864 г. образовывались следственные органы, должности судебных приставов, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате, при котором учреждались должности обер-прокуроров и их товарищей. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров.

Для обеспечения реальной состязательности судебного процесса учреждалась адвокатура, представленная присяжными и частными поверенными. Присяжные поверенные состояли при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, участвующих в деле, а также по назначению. Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25 лет, с высшим юридическим образованием и имеющие не менее пяти лет опыта работы по судебному ведомству. По делам гражданским помимо присяжных допускалось участие частных поверенных, т. е. лиц, получивших по установленной Министерством юстиции форме свидетельство на право ходатайствовать по чужим делам.

Судебные уставы 1864 г. продолжали действовать и в эпоху контрреформ, однако со значительными коррективами. В судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчетов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц и других государственных преступлениях.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые суды, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трех крупных городах — Москве, Петербурге и Одессе.

Согласно изданному в 1889 г. Положению о земских участковых начальниках мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию. Помимо судебных они осуществляли ряд административных полномочий в отношении крестьян. Среди прочих эти должностные лица могли налагать на крестьян телесные наказания.

  • [1] ПСЗ-2. Т. 39. СПб., 1865. № 41 475, 41 476, 41 477, 41 478.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой