Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрождение Франции. 
Новейшая история стран европы и америки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция Четвертой республики — одна из самых плохих конституций, навязанных великой и интеллигентной нации. В конституции было прописано столько туманных компромиссов, что это не нравилось даже тем, кто представил ее на голосование. В ней оставалось большинство хаотических пороков конституции Третьей республики с добавлением новых. Вследствие пропорциональной системы выборов ни одна партия… Читать ещё >

Возрождение Франции. Новейшая история стран европы и америки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале рассматриваемого периода положение Франции осложнялось тем, что она попала в тяжелый политический кризис, связанный с принятием новой конституции Четвертой республики, против которой выступал признанный национальный лидер генерал Шарль де Голль. Он настаивал на сильной президентской власти, что не нравилось ведущим французским партиям, самой крупной из которых была Коммунистическая партия Франции (КПФ). Существование этой огромной, бескомпромиссной партии, бывшей в вассальной зависимости от чуждой силы (СССР), ставило подчас почти непреодолимые проблемы перед правительством Франции.

Конституция Четвертой республики — одна из самых плохих конституций, навязанных великой и интеллигентной нации. В конституции было прописано столько туманных компромиссов, что это не нравилось даже тем, кто представил ее на голосование. В ней оставалось большинство хаотических пороков конституции Третьей республики с добавлением новых. Вследствие пропорциональной системы выборов ни одна партия не могла сформировать самостоятельное правительство, президент был нулем, премьер-министр был, как правило, совершенно бессилен. Система переменчивых коалиций исключала всякую преемственность власти, необходимые, но непопулярные решения практически невозможно было принять, ибо против них выступали мощные парламентские коалиции. Не было случайностью, что эта республика довела дело до войны, а потом позорно проиграла во Вьетнаме, потерпела крах в Алжире.

Несмотря на очевидную политическую слабость, в экономической сфере Четвертая республика процветала и стала инициатором европейской экономической интеграции, имевшей громадные политические последствия. Работоспособность системы европейского экономического сотрудничества зависела прежде всего от взаимных политических уступок, особенно со стороны Франции и Германии. Чтобы уцелеть на общем рынке, Франция должна была не только быстро индустриализоваться, но и на ¾ сократить свой неэффективный сельский сектор, поскольку в начале 1950;х гг. на одного промышленного рабочего приходился один крестьянин (в Англии 9:1). Огромное количество народа надо было перевести работать на фабрики, но социальные перегрузки были не по силам Четвертой республике. Чтобы добровольная революция в сельском хозяйстве стала возможной и выгодной, были необходимы средства для инвестиций в сельское хозяйство. По расчетам французов эти деньги дала бы Германия в виде трансфертных платежей или внутренних налогов в рамках единой системы общей сельскохозяйственной политики (ОСП). Взамен эффективная немецкая промышленность получала выход на французский рынок. Римский договор, таким образом, был системой взаимовыгодных сбалансированных уступок. Французскую сельскохозяйственную модернизацию надлежало провести в сжатые сроки, чтобы оправдать существование ОСП. Французская промышленность также должна была быстро модернизироваться, чтобы не дать возможность Германии превратить Францию в экономическую колонию. Оба процесса требовали сильного уверенного в себе правительства, какого Четвертая республика обеспечить не могла.

В 1958 г. Франция попала в тяжелейший кризис в связи с положением в Алжире, который французы считали частью своей страны и который стремился к независимости. По существу Франция оказалась перед перспективой гражданской войны. Страну, как и в 1940 г., когда де Голлем в Лондоне была провозглашена «Свободная Франция», ставшая после войны преемницей власти в стране, вновь спас де Голль. Он инициировал принятие новой конституции и заявил о необходимости предоставления Алжиру независимости.

Возвращение де Голля к власти в 1958 г. и основание Пятой республики стало переломным моментом не только в истории Франции, но и во всей европейской истории. На первый взгляд казалось, что де Голль — не тот человек, который продвинет вперед дело европейского политического и экономического единства, но он никогда не был тем, кем казался. Это один из великих умов современности — проницательный, богатый парадоксами, порой непостижимый в своей иронии.

Де Голль не был солдатом, и даже государственным деятелем, — он интеллектуал особого рода, чья жизнь прошла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Де Голль не раз подчеркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По Шарлю де Голлю, государство должно символизировать моральные и культурные ценности, особенно идеализм, который для Франции являлся ее характерной чертой и основным элементом влияния.

Де Голль отождествлял Францию со свободой и классической цивилизацией, считая французскую цивилизацию по преимуществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой. Де Голль указывал, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Конституция де Голля, принятая 17,5 млн против 4,5 млн человек, является самой непротиворечивой и наиболее умело сбалансированной из всех, которые Франция когдалибо имела. По своему замыслу она стимулировала поляризацию партийной системы на два больших блока — правых и левых, заставляя голосующих во втором туре сделать недвусмысленный выбор. С момента возвращения де Голля к власти прошло 23 года, в течение которых Франция радовалась самому продолжительному в ее истории периоду стабильности, прежде чем наступила действительная смена правительственной философии. И даже после победы социалистов (президентом стал Франсуа Миттеран) в 1981 г. конституция продолжала работать, доказав свою полную адекватность, — Франция наконец, как и Германия, обрела первоклассную государственную систему.

Упадок Франции, продолжавшийся более века, прекратился. В экономической политике де Голль применял парадоксальную смесь соблюдения традиции и новшеств. Действительным архитектором его экономической политики был председатель Экономической комиссии Жак Рыоефф, проводивший монетаристскую линию в финансовых делах: уменьшение денежного обращения, уменьшение государственных расходов, девальвация, конвертируемость и «новый франк» стоимостью в 100 раз больше старого. В план Рьюеффа, представленный 8 декабря 1958 г., входила отмена внешних пошлин и квот: Франция открылась свободному предпринимательству и рынку.

Франция — богатая страна с очень интеллигентным и трудолюбивым народом, но чтобы страна начала работать, ей требовалось энергичное руководство и строгая управленческая структура. Результаты не заставили себя ждать: ВНП в начале 1960;х гг. рос на 6—7% в год, рос и жизненный стандарт. В 1956—1962 гг. экспорт удвоился, промышленное производство утроилось, франк стал твердой валютой, население выросло с 41 млн в 1941 г. до 52 млн в 1974 г.

При де Голле Франция превратилась в современное индустриальное государство, которое было полным антиподом Франции 1930;х гг. Такой поворот глубоких исторических тенденций происходил довольно редко, особенно когда речь идет о старых нациях, поэтому де Голль претендует на звание выдающегося деятеля современности. Преобразования, разумеется, проходили не без проблем, но осознание французами того, что страна стала вновь динамичной силой, как при Людовике XIV или Наполеоне, примирило их с разрушением провинциальной Франции и подготовило к сотрудничеству с Германией в рамках ЕЭС.

Внешне де Голль не разделял страсти Моне к интеграции и наднациональности, он говорил о «Европе отечеств» ({'Europe des patries), но часто его внешнее поведение скрывало глубокие цели. Де Голль оставался прагматиком и не возражал против больших объединений, созданных с конкретной целью, если в них легче было защищать французские интересы.

В Аденауэре де Голль увидел человека, который отвечал его представлениям о демократическом политике. Саммиты де Голля и К. Аденауэра заложили основу франко-германской оси, которая базировалась на ограничении наднациональных аспектов ЕЭС, причем экономические аспекты ЕЭС отлично работали через взаимосвязь французской и германской экономик. Таким образом, сбалансированное соглашение, от которого зависел успех ЕЭС, было претворено в жизнь двумя старомодными, консервативными католиками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой