Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процессы дезинтеграции в сфере национально-государственного строительства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип территориальной целостности России не был краеугольным камнем его политики. Государственное единство России не могло оставаться стабильным в условиях политического и экономического кризиса. В отдельных республиках России, воспользовавшись тем, что федеральные власти заняты проблемами власти в центре и дележом наследства СССР, побеждают сепаратистские силы, которые не только заявили… Читать ещё >

Процессы дезинтеграции в сфере национально-государственного строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приход к власти новых элит в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет России и поощрения местного сепаратизма. Внятной национальной политики новые элиты не сформулировали, кроме фразы, оброненной первым Президентом РФ, «взять суверенитета столько, кто сколько сможет» .

Принцип территориальной целостности России не был краеугольным камнем его политики. Государственное единство России не могло оставаться стабильным в условиях политического и экономического кризиса. В отдельных республиках России, воспользовавшись тем, что федеральные власти заняты проблемами власти в центре и дележом наследства СССР, побеждают сепаратистские силы, которые не только заявили о суверенитете республик, но, провозгласив независимость, предприняли конкретные шага в ее достижении.

В Чеченской Республике, выделившейся из ЧеченоИнгушской, за эти годы был установлен террористический криминальный политический режим.

Сложно складывались отношения с Республикой Татарстан. 6 ноября 1992 г. была принята Конституция Татарстана, ст. 61 которой указывала на конфедеративный характер взаимоотношений в рамках Российской Федерации. В ней, в частности, говорилось: «Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». На Конституционном совещании в июле 1993 г. делегация Татарстана в ультимативной форме потребовала внести в проект Конституции Российской Федерации положения, регулирующие особые отношения Российской Федерации с Татарстаном и другими республиками, не подписавшими Федеративный договор. После отказа внести требуемые поправки Татарстан отозвал своих представителей, принимавших участие в работе Конституционного совещания.

Обе эти республики Российской Федерации отказались подписать Федеративный договор и в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись от бюджетного финансирования. Такую же позицию заняли Республика Саха (Якутия) и Республика Башкортостан.

Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством автономных республик России Федеративный договор — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе, явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреплялось, что субъекты РФ отказывались от сепаратизма и центробежных устремлений, а федеральная власть отказывалась от унитаризма и центризма, стремления к диктату. Автономные республики признавались собственниками своих земель, их недр, вод, лесов и других природных ресурсов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и республиканскими властями. Однако этим были недовольны некоторые республики.

Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра и национально-государственных образований, но не краев и областей. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что построено у них, а в краях и областях эти объекты являлись федеральной собственностью, и правами распоряжения в отношении их обладали соответствующие центральные органы.

Отсутствие понимания со стороны ряда руководителей национально-государственных образований, необходимости уравнивания прав территориальных образований в рамках единого федеративного государства как необходимого условия стабильности вызвало волну суверенизации краев и областей. Явочным порядком края и области стали переходить к политической (государственной) форме своего устройства в рамках Федерации, предусматривающей право распоряжения собственностью на своей территории, собственную систему органов власти и местное законодательство в рамках компетенции, создание нормативного акта, определяющего статус как субъекта РФ. Для того чтобы иметь равные с национально-государственными образованиями права, Волгоградская, Свердловская, Челябинская и ряд других областей объявили себя республиками.

При таком повороте и развитии событий Федеративный договор не мог обеспечить государственное единство страны. Происходящее требовало поисков другого подхода.

В первую очередь необходимо было отказаться от национально-территориального принципа построения федерации как изжившего себя исторически и перейти к территориальному федерализму. Необходимо было предоставить одинаковые права всем субъектам Федерации. Эти вопросы и были решены с принятием Конституции РФ 1993 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой