Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социология журналистики как область социологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Учебном социологическом словаре дается обобщенная характеристика этих разных подходов: «Так, в понимании Э. Дюркгейма социология — наука, исследующая социальные факты, оказывающие принудительное воздействие на человека. Для М. Вебера суть социологии в осмыслении субъективных значений поступков людей и классификации типов социального поведения. По Я. Сорокину, социология изучает явления… Читать ещё >

Социология журналистики как область социологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• предмет и структуру социологии журналистики, ее место в ряду других наук о журналистике;

уметь

• определять сектор конкретных социологических исследований в матрице структуры журналистики;

владеть

• навыками поиска и осмысления информации о социологии журналистики как науки.

Предмет социологии

Прежде чем говорить о социологии журналистики, необходимо вспомнить, что такое социология. Это понятие изучается в курсе общей социологии, но применительно к социологии журналистики его нужно уточнить.

Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт (1798—1857) в своем главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, т. е. путем наблюдения, опыта. Почему О. Конт выдвинул идею позитивного знания? Он считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания:

  • — теологическое состояние, когда господствуют сверхчувственные представления, идеи, которые невозможно доказать, поскольку они недоступны исследованию;
  • — метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи;

позитивное состояние, т. е. научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением и когда возможна точная оценка реальности; особое значение при этом придается сравнительно-историческому научному методу.

О. Конту также принадлежат два термина для описания структуры и развития общества, которые используются до сих пор:

  • — социальная статика, т. е. анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса (ученый рассматривал общество как живой организм и считал, что государство, семья, религия — элементы статики);
  • — социальная динамика, т. е. позитивная теория развития общества.

Со времен О. Конта ученые пытались вычленить предмет социологии и определить ее специфику в отличие от других наук, изучающих общество: политологии, экономики, юриспруденции, этики и др. Один из первых российских социологов Н. И. Кареев в книге «Введение в изучение социологии», анализируя идеи О. Конта и период становления социологии как науки, писал, что предметом социологии является общество во всех сторонах его бытия, а не узко политическое, экономическое или юридическое направление: «Дело в том, что, кроме государства, права и народного хозяйства, в жизни общества мы наблюдаем еще явления, которые не могут быть подведены ни под одну из этих трех категорий. Это явления духовной культуры общества, язык, нравы и обычаи, религиозные верования общества, его миросозерцание, его литература и искусство»[1]. В связи с этим ее предметом должны быть «не отдельные стороны общественной жизни, а самые, так сказать, ее общие основы, и социология должна быть общей теорией общества, т.е. исследованием тех законов, кошт управляются явления общественной жизни»[2].

Новую науку подстерегала опасность, о которой писал Н. И. Кареев: «Постепенное освобождение социологии от метафизики, однако, не может считаться равносильным отказу от всякого философствования при изучении общественных явлений. Среди социологов существует немало таких, которые относятся с величайшим недоверием ко всякому умозрению в этой области, полагая, что вся задача социологии в настоящее время заключается в обработке фактического материала разных категорий посредством сравнительно-исторической индукции. Некоторые из них даже утверждают, что лишь тогда можно будет создать социологические теории, когда весь мир общественных явлений будет описан указанным образом. Они забывают, что во всех областях знания рядом с исследованием фактов происходит построение теорий»1.

Таким образом, с самого зарождения социологии велись споры о характере этой науки, ее предмете и методе. Появились различные направления (парадигмы) с разными предметами исследования и определениями социологии.

В Учебном социологическом словаре дается обобщенная характеристика этих разных подходов: «Так, в понимании Э. Дюркгейма социология — наука, исследующая социальные факты, оказывающие принудительное воздействие на человека. Для М. Вебера суть социологии в осмыслении субъективных значений поступков людей и классификации типов социального поведения. По Я. Сорокину, социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой. Феноменологи определяют социологию как науку, изучающую конструирование людьми социальных реальностей через процесс их коммуникации»2.

Напомним основные социологические парадигмы, т. е. классические концепции, в которых предметная область конкретизируется в зависимости от типа концепции (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные социологические парадигмы3

Название парадигмы.

Предметная область.

Представители.

Структурные

парадигмы

Исследование общества в целом и его структуры.

Функционализм.

Акцент на сотрудничество и стабильность в обществе.

Р. Мертон (1910—2003); Т. Парсонс (1902—1979).

Конфликтные парадигмы:

Акцент на социальную дифференциацию.

1) марксизм.

Акцентирует экономические факторы в социальных конфликтах.

К. Маркс (1818−1883);

Ф. Энгельс (1820−1895); Г. Плеханов (1856—1918); В. Ленин (1870−1924).

  • 1 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1907. С. 47.
  • 2 Учебный социологический словарь. М., 1999.
  • 3 Социология / под рсд. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.

Название парадигмы.

Предметная область.

Представители.

2) немарксистские конфликтные парадигмы.

Изучают роль многообразных факторов в конфликтах.

Л. Козер (1913;2003);

Р. Дарендорф (1929;2009).

Интерпретивные

парадигмы

Исследования действий отдельных людей и малых групп.

Парадигма социального действия.

Внимание к мотивам поведения.

М. Вебер (1864−1920).

С и мвол ически й интеракционизм.

Изучение взаимодействий людей с помощью интерпретации символов.

Дж. Г. Мид (1863−1931).

Феноменология.

Изучение способов, с помощью которых люди классифицируют явления и осмысливают окружающий мир

А. Шюц (1899−1953).

Этнометодология.

Изучает, как люди придают смысл социальной жизни.

Г. Гарфинкель (1917;2011).

Интегральная социология П. Сорокина

Исследует социокультурные явления в зависимости от форм интеграции культуры.

П. Сорокин (1889—1968).

Неофункционализм.

Акцент на коммуникативную рационализацию жизнедеятельности людей.

Ю. Хабермас (1929);

Н. Луман (1927;1998); Дж. Ачександер (1945).

На анализе предмета социологии российско-американского исследователя П. А. Сорокина (1889—1968) следует остановиться подробнее, потому что он наиболее полно и последовательно разработал структуру социологии как науки и интегрировал крайности подходов, объединив структурные и интерпретивные парадигмы и став основателем интегративной социологии. В 1919 г. П. А. Сорокин основал первый в России факультет социологии в Петроградском университете, в США преподавал в Гарвардском университете, где также создал факультет социологии и на протяжении 12 лет был его деканом. Учениками П. А. Сорокина были Т. Парсонс, Р. Мертон, а слушателем — Дж. Кеннеди.

Социология, по П. А. Сорокину, изучает специфические социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы. Социология — это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акцияреакция).

П. А. Сорокин называл три основных раздела теоретической социологиих

  • — социальная аналитика (социальная анатомия и морфология);
  • — социальная механика (изучение социальных процессов);
  • — социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

Позднее ученый несколько расширил структуру социологии и выделял следующие компоненты.

  • 1. Общее учение об обществе:
    • — определение общества;
    • — анализ процессов взаимодействия;
    • — формулирование основных социальных законов;
    • — история социологии и современных социологических учений.
  • 2. Социальная механика:
    • — исследование закономерностей;
    • — исследование социальных явлений;
    • — формулирование статистических законов общества.
  • 3. Социальная генетика:
    • — учение о происхождении и развитии общества;
    • — учение о происхождении и развитии институтов общества (хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства).
  • 4. Социальная политика (практическая), формулирующая установки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улучшения жизни общества и человека, т. е. социальная медицина, или учение о счастье.
  • 5. Общая социология — теория о свойствах, отношениях и закономерностях социокультурных явлений.
  • 6. Специальная социология — теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяющихся аспектах и отношениях.

Со временем социологическую теорию все больше связывали с эмпирическими исследованиями, с применением вероятностных подходов на основе количественных показателей. Сегодня социологи более или менее договорились о предмете и методе социологии, но определения этой науки у исследователей по-прежиему разнятся.[3]

Слово «социология» произошло от французского sociologie, которое в свою очередь восходит к латинскому societas, что означает общество, общность, общее, общение, связь, союз, соучастие, сочетание, товарищество, объединение, компания.

Приведем несколько современных определений этой науки.

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связях с общественным целым[4].

Социология — наука о закономерностях становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей [5].

Социология (в значении, внедренном Контом) — научное и, более определенно, позитивное изучение общества. Более широкое современное определение — систематическое изучение функционирования, организации развития и типов человеческих обществ[6].

Социология — наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает деятельность людей в конкретном социальном и культурном контексте функционирования общества, его институтов и организаций, противоречивого развития общественного сознания, осознанных и неосознанных мотивов поведения[7].

Социология — наука об общих и специфических социальных закономерностях, организации, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом[8].

Социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах[9].

Социология — наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социатьных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения[10].

Социология — наука о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука об осмысленных социальных действиях людей, их поведении в социальных процессах; это наука о взаимодействиях между личностью, социальной общностью и обществом; наконец, это наука о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений[11].

Если попытаться вычленить нечто общее в этих определениях, то получится, что основной предмет исследования — это:

  • 1) статика'.
  • — социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология);
  • — организация и самоорганизация;
  • — социальные действия, способы их реализации;
  • — взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения;
  • — общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т. п.;
  • — закономерности (общие и специфические);
  • — социальные процессы и ситуации;
  • — культурный и социальный контекст, условия существования;
  • 2) динамика'.
  • — становление;
  • — функционирование;
  • — развитие, т. е. изменение во времени.

Большое значение для определения социологии, особенно если говорить об эмпирической социологии, имеют методы исследования. Речь идет о следующих особенностях социологических методов:

  • — научность, объективность;
  • — вероятностный подход, применение количественных, статических измерений;
  • — изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезентативной выборки.

Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения предмета. Думается, что наиболее отвечает этим задачам определение социологии, которое дано в учебном пособии для журналистов.

Социология — наука о функционировании общества и социальных общностей, социальных процессах и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социальнотипическое, делая выводы на основе вероятностных количественных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объектов в их многомерности[12].

  • [1] Кареев Н. И.

    Введение

    в изучение социологии. СПб., 1907 // Социологияв России XIX — начала XX в. Вып. 1. М., 1997. С. 9−11.

  • [2] Там же.
  • [3] См. подробнее: Социология / под рсд. Э. В. Тадевосяна. С. 87.
  • [4] 2 Философская энциклопедия. М., 1983.
  • [5] Социологический словарь. URL: http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/sotziologija/
  • [6] Большой толковый социологический словарь Коллинза. М., 1999.
  • [7] Учебный социологический словарь. М., 1999.
  • [8] Социология / под ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.
  • [9] Фролов С. С. Социология. М., 1996.
  • [10] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.
  • [11] Зборовский Г. Е., Шуклипа Е. А. Прикладная социология. Екатеринбург, 2002.
  • [12] Журналистика и социология: учеб, пособие / под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой