Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Католицизм в XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возглавивший в 2005 г. Католическую Церковь Бенедикт XVI (в миру Йозеф Ратцингер) с 1981 г. вплоть до избрания на папский престол руководил Конгрегацией вероучения (ранее — Священная Конгрегация вселенской инквизиции). Он — один из ведущих католических богословов, представляющих современную фундаментальную и догматическую теологию, — занимается также вопросами экклезиологии, является сторонником… Читать ещё >

Католицизм в XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Борьба с модернизмом развернулась с самого начала правления следующего папы, Пия X (1903−1914). Уже в 1903 г. он осудил так называемый американизм. В декрете Священной канцелярии от 3 июля 1907 г. были указаны 65 заблуждений модернизма. За этим последовала 8 сентября 1907 г. энциклика, в которой модернизм осуждался как «скопище всех ересей», обвинялся в гордости, субъективизме, пантеизме и т. п. Была составлена особая присяга против модернизма, которую должен был приносить каждый священник при вступлении на службу. Лишь в 1967 г. эта клятва была заменена более короткой формулой.

Провозглашенная Львом XIII в энциклике " Rerum novarum" («О рабочем вопросе», 1891) социальная доктрина стала программой деятельности церкви и в последующую эпоху. В полной мере сохранял и поддерживал ее папа Пий XI (1922−1939), который выступил с резкой критикой социальных революций и коммунизма, хотя осуждал также Реформацию и либерализм. В 1931 г., т. е. в сороковую годовщину энциклики Льва XIII о рабочем вопросе, Пий XI опубликовал энциклику " Quadragesimo anno" , в которой, опираясь на учение Льва XIII в защиту частной собственности, пропагандировал идеалы корпоративного общественного строя.

11 февраля 1929 г. были подписаны Латеранские соглашения, т. е. заключен конкордат с правительством Муссолини. По этому договору папа получил светскую власть в государстве-городе Ватикан (0,44 кв. км в границах Рима). При правлении Пия XI конкордаты и договоры были подписаны со многими странами, в том числе и с III рейхом в 1933 г. В 1937 г. Пий XI выступил с осторожными предостережениями в адрес национал-социализма в энциклике.

" С жгучей заботой", написанной на немецком языке. В том же году он опубликовал энциклику " Divini Redemptoris" , в которой обрушился на «безбожный коммунизм», заявляя, что идеи классовой борьбы и социалистической революции несовместимы с христианством. Подобный курс проводил и папа Пий XII (1939;1958).

Понтификат Иоанна XXIII (1958−1963) стал периодом глубоких перемен во внутренней жизни церкви и в ее отношении к миру.

Церковное руководство начало более реалистически подходить к социально-политическим проблемам, и прежде всего к важнейшей из них — проблеме мирного сосуществования государств с различным общественным строем. В энциклике Иоанна XXIII " Mater et magistra" (1961) появляется критика буржуазного общества. В энциклике «Pacem in terries» (1963) папа признал необходимость мирного сосуществования, переговоров для разрешения международных конфликтов, осудил гонку вооружений.

Иоанн XXIII предложил обширную программу «аджорнаменго» (ит. aggiomamento) — осовременивания церкви. В октябре 1962 г. был созван II Ватиканский собор католической церкви (XXI Вселенский), который закончил свою работу в понтификат Павла VI (1963−1978). Созыв собора, создание новой социальной доктрины, особенно в вопросе о сохранении мира между народами, а также указание на необходимость реформы кодекса канонического права означали важные преобразования в церкви. В соборной пастырской конституции «Gaudium et spes» («Церковь в современном обществе») сохраняется утверждение, что частная собственность является условием свободы человека. Вместе с тем в этом документе присутствует идея социального партнерства.

Свои общественно-политические взгляды Павел VI представил в энциклике «Populorum progression» (1967), а также в апостольском послании «Octogesima adveniens» (1971), посвященном восьмидесятой годовщине энциклики Льва XIII " Rerum novarum" . В этих документах Павел VI основывается на решениях II Ватиканского собора, выраженных в пастырской конституции, но вносит довольно значительные изменения, обращая внимание на проблемы стран «третьего мира», такие как демографический взрыв, нужда, социально-экономическое неравенство, тяжелое положение крестьянства.

Следуя Иоанну XXIII, Павел VI склоняется к модели общественного строя, опирающегося на принципы социального и мировоззренческого плюрализма и христианского гуманизма. В энциклике " Populorum progression" Павел VI интерпретирует термин «гуманизм», опираясь на работы католического философа Жака Маритена (1882−1973): единственный полный (интегральный) гуманизм ориентирован к Богу. Гуманизм же без Бога обращен против человека.

В апостольском послании " Octogesima adveniens" Павел VI представил общественно-экономическую программу католической церкви в таком изложении, чтобы она могла быть приемлемой и для экономического либерализма, и для смешанной экономики, принимающей элементы социализма. Каждое поколение людей, по его мнению, должно осуществить собственный выбор, соответственно потребностям новой общественной организации труда, эры автоматизации производства.

В области церковно-организационной Павел VI также ввел ряд новшеств. Он реорганизовал римскую курию, структура которой, созданная еще Сикстом V в 1588 г., несколько измененная Пием X в 1908 г., сохранялась до второй половины XX в. В 1965 г. он преобразовал важнейшую из римских конгрегаций — Священную канцелярию — в Конгрегацию вероучения. Кроме того, был ликвидирован «Индекс запрещенных книг» .

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 1920−2005), понтификат которого начался в октябре 1978 г., также считал себя наследником политики аджорнаменто, осуществлявшейся папами, имена которых он вслед за Иоанном Павлом I принял в свое тронное имя. Вместе с тем он стремился продемонстрировать свою открытость миру, завязать диалог со всеми людьми, в том числе и исповедующими другие религии.

Среди католического духовенства во второй половине XX в. выявились различные социально-политические ориентации.

В Латинской Америке возникла с конца 1960;х гг. " теология освобождения", которая получила определенную поддержку и на генеральных конференциях епископата этого субконтинента (У. Ассман, Г. Гутьеррес, Л. Бофф и др.). Социальный анализ теологи этого направления сочетали с религиозным пониманием сущности человека и общества, усматривая в религии движущую силу общественного развития. Это нашло признание на конференции латиноамериканского епископата в Меделине, а затем в Пуэбло в 1979 г.

Теология освобождения подверглась острой критике со стороны Иоанна Павла II. Церковь, указывал папа, осуждает социальную несправедливость, но бороться с ней следует не политическими методами, а путем морального совершенствования человека, источником зла являются нс структуры собственности, а падение веры в Бога. Ватиканская конгрегация вероучения с одобрения Иоанна Павла II издала в 1984 г. специальную инструкцию, осуждающую теологию освобождения. В документах Святого Престола, выступлениях Иоанна Павла II освобождение трактовалось прежде всего как освобождение от греха, моральное и религиозное совершенствование личности.

В энциклике " Redemptor hominis" (1979) Иоанн Павел II провозгласил тезис: все пути церкви ведут к человеку, и заявил, что церковь, верная Христу, должна быть церковью бедных. Одновременно папа указал на несовместимость представлений об Иисусе Христе как о политическом деятеле с католическим вероучением. Ценность человека, его свобода и права выводятся папой из религиознодогматических положений, а понятию «бедность» придается религиозно-этический смысл.

В энциклике " Labrum exercens" (1981), посвященной 90-летию социальной энциклики Льва XIII, Иоанн Павел II теологически обосновывал, что труд является отличительной особенностью человека, средством его человеческого самоосуществления и самосовершенствования. При этом папой подчеркивалась трансцендентная, духовная основа труда. Папа критиковал как «индивидуализм», использующий право частной собственности на средства производства для эксплуатации и наживы, так и «коллективизм», предоставляющий средства производства в распоряжение бюрократического аппарата.

Послание " Sollicitudo rei socialis" (1987) посвящено Иоанном Павлом II двадцатилетию энциклики Павла VI " Populorum progression" . В этом документе констатируется увеличение разрыва между развитыми и богатыми странами Севера и бедными отсталыми странами Юга, сохранение и рост эксплуатации и угнетения. Иоанн Павел II отмежевывается от понимания социального учения церкви в качестве «третьего пути» между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом, которые он подвергает критике. Основная цель социального учения церкви — это толкование действительности в духе учения Евангелия о человеке и его земном и трансцендентном призвании, а также ориентирование христианского поведения. Идея христианской солидарности как высшей модели единства, преодолевающей «структуры греха», становится одной из основных идей социального учения церкви.

Столетию энциклики " Rerum novarum" Иоанн Павел II посвятил энциклику " Centesimus annus" (1991), в которой оценил ситуацию после распада СССР и социалистического содружества в Европе. В этой энциклике признается влияние экономических факторов на социальное развитие, которое привело к конфликту труда и капитала, когда труд стал «товаром, который можно свободно купить и продать на рынке, а цену его регулировал закон спроса и предложения, не учитывающий ни в коей мере, какой прожиточный минимум необходим человеку и его семье». Вслед за предшествующими социальными документами церкви после " Rerum novarum" Иоанн Павел II в этой энциклике признает, что социальные перемены «раскололи общество на два класса, разделенные пропастью»[1], конфликт труда и капитала, пишет папа, «поставил людей друг против друга, словно волков: на одной стороне — те, кому едва удается выжить, на другой — те, кто утопает в роскоши…»[2]. Но глубинный источник этого социально-экономического конфликта усматривается в греховном злоупотреблении человеческой свободой, «в свободе, поступившейся истиной о человеке в области экономической и социальной»[1], ставящей во главу угла одну лишь эффективность труда, увеличение прибыли без должного внимания к полу, возрасту и семейному положению рабочего. Иоанн Павел II отмечает, что многие несправедливости, свойственные «необузданному капитализму», сохранились и теперь[4].

Возглавивший в 2005 г. Католическую Церковь Бенедикт XVI (в миру Йозеф Ратцингер) с 1981 г. вплоть до избрания на папский престол руководил Конгрегацией вероучения (ранее — Священная Конгрегация вселенской инквизиции). Он — один из ведущих католических богословов, представляющих современную фундаментальную и догматическую теологию, — занимается также вопросами экклезиологии, является сторонником так называемой христологии смысла (Христос пронизывает всю историю мира и человечества, придавая ей новый смысл). Ратцингер был одним из главных авторов ватиканского документа " Dominus Jesus" (2000), подчеркнувшего, что «полнота божественной истины» зиждется только в Католической Церкви; при этом другие вероисповедания характеризовались как неистинные и ущербные.

Ныне Бенедикт XVI стремится поддерживать традиционный характер вероучения и обрядности. Он нейтрализует некоторые новые веяния, имеющие место среди части духовенства, желающей идти в ногу со временем.

Папа выступил против женитьбы священников, за сохранение целибата; против искусственного оплодотворения, против пар, не освятивших брак в церкви. В Бразилии (2007) он выступил против абортов в защиту жизни «от зачатия до смерти». В 2008 г. Ватикан составил новый список смертных грехов, куда вошли генная инженерия, загрязнение окружающей среды, аборты, педофилия, торговля наркотиками и, что важно, чрезмерное обогащение и порождение социального неравенства. В 2010 г. Конгрегация вероучения недавно обнародовала краткий свод новых дисциплинарных правил, касающихся «преступлений против веры и нравственности»: к ним отнесены ересь, раскол, осквернение литургического хлеба и вина, рукоположение женщин, педофилия среди духовенства.

В деятельности Бенедикта есть обновленческие тенденции. Они выражаются уже в том, что Понтифик склонен синтезировать различные элементы культуры в ее историческом и современном измерениях, в поисках аргументов обращаться к творчеству известных в истории человечества политиков, философов, деятелей культуры. Папа не раз выявляет «новое» в тех или иных аспектах христианского учения: новое в библейском учении, в евангельском учении о человеке, новое в социальной доктрине Церкви и т. д.

Он может несколько изменить и угол зрения на традиционные христианские представления. Так, в последней части энциклики " Spe salvi" Бенедикт XVI напоминает о Страшном суде, но, учитывая изменения в сознании, советует не воспринимать Страшный суд «в традиционном духе в соответствии с картинами прошлых веков», не страшиться Божьего суда, на котором Бог будет просто выяснять ответственность каждого в свете Божественной справедливости — «образ Страшного суда вселяет не ужас, а надежду». А награду и наказание надо воспринимать в духовном смысле, как состояние души. И в своих суждениях о социальных проблемах он сочетает консерватизм и новаторство.

В течение 2006−2009 гг. Понтифик издал три энциклики о любви, надежде и истине, соответственно («Deus Caritas est» («Бог есть любовь», 2006), " Spe salvi" («Спасенные надеждой», 2007) и " Caritas in Veritate" («Любовь в истине», 2009)). Все эти энциклики пронизывает понятие веры. Содержание энциклик позволяет уловить тенденции развития католической мысли XXI в.

Основная их идея — обосновать исключительное место христианства как единственно полноценного мировоззрения и мирочувствования в человеческом обществе. Кроме того, энциклики призваны свидетельствовать о глубоком и всеохватном постижении католической мыслью социальнополитических процессов, происходящих в современном мире, что позволяет ей предоставить якобы единственно верные рекомендации для совершенствования общества в экономической, политической и культурной сферах. При этом демонстрируется независимость от каких бы то ни было партийных программ («Христианская программа — программа доброго самарянина, программа Иисуса…»).

Бенедикт XVI стремится совместить традиционные, специфически религиозные, идеи с насущными жизненными проблемами, обнаруживая завидную осведомленность в реальном состоянии нынешнего общества. Просматривается в этих документах и стремление более эффективно противостоять атеизму, марксизму, индифферентизму, релятивизму, вообще секуляристским тенденциям в обществе, отсюда намерение рехристианизировать, заново евангелизировать теряющее веру общество.

В 2010 г. Бенедикт учредил Папский совет по евангелизации во главе с архиепископом Сальвадоре Рино Физикелла — для борьбы с секуляризмом в традиционно христианских странах. Одним из средств привлечения внимания общества к ценностям христианства становится демонстрация более широкого взгляда на духовную культуру человечества, подчеркивание единства земного и небесного, а также непреходящей новизны библейской веры.

В " Caritas in Veritate" Бенедикт XVI рисует картину современного бедственного положения деградирующего человечества: разбазаривание социальных ресурсов, безработица, усиление неравенства на всех уровнях — индивидов и стран, появление новых видов бедности в богатых странах, расточительство и потребительство рядом с бесчеловечной нищетой и, конечно, «планомерное насаждение религиозного безразличия или практического атеизма во многих странах». Неудивительно, что Папа рекомендует «учитывать первородный грех, истолковывая социальные реалии и выстраивая общество», ведь перечисленные пороки общества являются «пагубными последствиями греха». В энциклике просматривается стремление реально влиять не только на общепланетарные политические, но и экономические процессы.

Папа обращается к проблемам глобализации и в связи с этим ставит проблему мировой экономики, для управления которой «нужна настоящая всемирная власть», что невозможно, по мысли Папы, без реформирования ООН. Папа также выдвигает понятие «семьи наций», «человеческой семьи», «сообщества народов и наций», которое должно стать «конкретной реальностью». Смысл образования «человеческой семьи» заключается в «возведении вселенского града Божия, к которому движется история человеческой семьи». Понятно, что духовное руководство «семьей» берет на себя Католическая церковь.

Бенедикт XVI рассуждает о самых разнообразных аспектах современной жизни: об образовании, о свободе, о праве на питание и воду, о профсоюзах, о потребительских кооперативах, о финансовой системе, о технике, о сельскохозяйственном производстве и аграрной реформе и, конечно, христианских ценностях: любви, вере, надежде, истине. И это еще раз должно свидетельствовать о целостностном развитии человека и человечества, при этом в понятие целостности включаются экономические, политические, культурные и, конечно, трансцендентные аспекты жизни: «Целостное человеческое развитие требует трансцендентного подхода к жизни, нуждается в Боге». Бенедикт XVI подчеркивает преемственность позиции Церкви по отношению к обществу, постоянно соотнося свои суждения с фрагментами энциклик " Rerum novarum", " Populorum progressio", «Sollicitudo rei socialis»

  • [1] Centesimus annus, 4.
  • [2] Centesimus annus, 5.
  • [3] Centesimus annus, 4.
  • [4] Centesimus annus, 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой