Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние нефинансовых стейкхолдеров на принимаемые решения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерная черта подразумеваемых обязательств — устные договоренности или даже не оговариваемые (подразумеваемые) обязательства в виде ожиданий. Это связано как с невозможностью, так и с большой дороговизной письменно оформить и регламентировать все взаимоотношения компании и стейкхолдера. Например, априори при приеме на работу в компанию с известным брендом работник рассчитывает, что компания… Читать ещё >

Влияние нефинансовых стейкхолдеров на принимаемые решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Различные участники процесса функционирования компании (персонал, топ-менеджмент, инвесторы и их представители в совете директоров, независимые члены совета директоров, поставщики, покупатели, консультанты, регулировщики со стороны общества) в литературе часто объединены единым термином — стейкхолдеры (stakeholders), т. е. заинтересованные лица (группы лиц). Традиционно выделяемые финансовые и нефинансовые стейкхолдеры показаны на рис. 7.8.

В первом приближении стейкхолдеры — это физические и юридические лица, без чьей поддержки не может функционировать и успешно развиваться данная компания. Более расширенная трактовка подчеркивает, что интерес компании и стейкхолдеров обоюдный. Через заключение контрактов с компанией заинтересованные лица реализуют свои интересы и выгоды, а компания в свою очередь получает доступ к специфическим, в ряде случаев уникальным ресурсам. Примерами таких ресурсов могут выступать творческие способности работников или административные ресурсы, широко используемые российскими компаниями. Стейкхолдеров компании можно поделить на две большие группы: финансовые или инвестиционные (владельцы собственного и заемного капитана) и неинвестиционные (работники, клиенты). Как показывает практика, «заинтересованные лица» активно влияют на успешность бизнеса. «Не случайно 72% предпринимателей по все.

Финансовые и нефинансовые стейкхолдеры компании.

Рис. 7.8. Финансовые и нефинансовые стейкхолдеры компании.

му миру признают, что успешные бизнесмены учитывают интересы не только акционеров, но и более широких заинтересованных групп: покупателей, сотрудников, поставщиков, местных сообществ. Стейкхолдеры формируют взаимозависимую систему, своеобразную «паутину», которая иногда поддерживает бизнес в трудную минуту, а иногда, напротив, лишает компанию возможности действовать" .

При высокой доле интеллектуального капитала в основном капитале компании целесообразно учитывать не только прямые обязательства компании (explicit claims), которые фиксируются в пассивах баланса стандартной финансовой отчетности, но и подразумеваемые обязательства (implicit claims). К подразумеваемым обязательствам относятся те, которые не оформляются письменно, часто сформулированы в виде определенных ожиданий со стороны работников компании, клиентов, общества. В число этих же обязательств могут входить «отсроченные выплаты», срок наступления которых не зафиксирован заранее и вероятность которых не оценена. Примерами таких «отсроченных обязательств» являются гарантии медицинского обслуживания, юридической защиты, материальной помощи работникам в случае болезни или иных экстраординарных случаев, сюда же могут быть отнесены «выходные» пособия, включая «золотые парашюты» топ-менеджерам. Покупка страховки (страхование профессиональной ответственности, медицинское страхование) может оказаться для компании дорогой с точки зрения текущих денежных потоков и не выгодной из-за сопоставления с вероятностными выплатами по «отложенным обязательствам» .

Благодаря таким обязательствам компания может успешно конкурировать на рынке (продавать продукцию по более высокой цене, покупать ресурсы, включая трудовые, по более низкой, дорого продавать финансовые обязательства). Компании, которые могут создавать дополнительные денежные потоки через «продажу» своих подразумеваемых обязательств, обладают дополнительными конкурентными преимуществами1.

Подразумеваемые обязательства — это обязательства в виде ожиданий перед работниками, клиентами, обществом по «адекватности» и лояльности поведения компании в будущем. Беря на себя такие обязательства, компания взамен получает по «приемлемой цене» человеческий, инновационный, клиентский капитал. Для того чтобы обладать такими активами, как слаженная команда менеджеров, преданные клиенты и персонал, компания заключает неписаные контракты, т. е. дает обещания и сигналы своим стейкхолдерам, что их ожидания на будущую занятость и внимание к их интересам будут не напрасны.

Характерная черта подразумеваемых обязательств — устные договоренности или даже не оговариваемые (подразумеваемые) обязательства в виде ожиданий. Это связано как с невозможностью, так и с большой дороговизной письменно оформить и регламентировать все взаимоотношения компании и стейкхолдера. Например, априори при приеме на работу в компанию с известным брендом работник рассчитывает, что компания не будет ликвидирована в обозримом будущем, а если такое произойдет, то работник не окажется без социальной поддержки и дальнейшего трудоустройства. Письменно гарантировать такое обязательства компания не может, но как подразумеваемое обязательство его должны рассматривать, ведь именно в расчете на такое развитие событий работник часто соглашается на меньшую заработную плату по сравнению с фирмами-однодневками, которые не платят налоги и могут экономить еще не ряде официальных выплат. Подразумеваемое обязательство позволяет сохранять рабочие места, поддерживать творческий и доброжелательный климат в коллективе, обеспечивать карьерный рост и повышение денежного вознаграждения с учетом качества выполняемых работ, а также снижать текущие издержки по вознаграждению персоналу.

Другая особенность подразумеваемых обязательств касается денежных потоков компании. Эти оттоки, во-первых, часто отложены во времени, а во-вторых, не определены количественно. Рассмотрим, например, подразумеваемые обязательства, которые касаются персонала. Во-первых, многие выплаты увязываются с определенными событиями в жизни сотрудника (женитьба, рождение детей, получение работником или его детьми образования, потеря трудоспособности, смерть). Во-вторых, нс все работники захотят воспользоваться предоставляемыми возможностями.

Например, если организация гарантирует своим сотрудникам обучение детей на коммерческом отделении вуза за счет средств компании, то возникновение таких расходов и величина их бремени для компании зависят как от возрастной структуры персонала, так и от числа детей и их желания учиться в рамках этой программы. Аналогично складывается ситуация для тех компаний, которые обязуются оплачивать повышение образования своих работников, например по программам МВА, второго высшего, краткосрочным курсам.

Подобные эффекты на денежные потоки компании по подразумеваемым обязательствам имеют место по клиентскому капиталу, когда компании проводят разнообразные маркетинговые программы привязки клиентов, которым гарантируются письменно или устно различные скидки и льготы при работе с данной компанией, а также гарантии на обслуживание, ремонт, замену брака.

Невозможность оценить и дать временную привязку подразумеваемых обязательств приводит к тому, что в аналитике эти обязательства не учитываются. Финансисты их часто просто не видят. Возникает вопрос, допустимо ли это. Практика показывает, что нет. Бремя подразумеваемых обязательств может создать нависание общего долга (и финансового и нефинансового) и привести компанию к краху.

Решение проблемы — учет подразумеваемых обязательств в финансовой политике компании. Как очевидно из рис. 7.9, «стейкхолдерский баланс» должен включать в себя наряду с прямыми финансовыми обязательствами еще и подразумеваемые обязательства.

Корректировка обязательств компании с учетом влияния стейкхолдеров.

Рис. 7.9. Корректировка обязательств компании с учетом влияния стейкхолдеров.

Ценность подразумеваемых обязательств напрямую зависит от уверенности стейкхолдеров в том, что компания своевременно и в полном объеме рассчитается со всеми заинтересованными лицами. Ведь в случае тех или иных затруднений компания в первую очередь будет нарушать именно подразумеваемые обязательства и только затем откажется от погашения займов и кредитов. Так как информация о компании, доходящая до заинтересованных лиц, часто является не полной или даже искаженной, несмотря на наличие коммуникационного блока поддержки решений, о котором речь шла ранее, то компании важно правильно подать сигналы. На рынке асимметричной информации выигрывают те компании, которые лучше подают сигналы заинтересованным лицам.

Сигналы могут быть как инвестиционные, так и финансовые. К инвестиционным сигналам, которые непосредственно влияют на принятие инвестиционной программы компании, относятся проекты, денежные потоки которых обеспечивают выполнение подразумеваемых обязательств. Можно привести следующие примеры по группе заинтересованных лиц «персонал», которые обеспечивают выполнение их интересов:

¦ создание центров повышения квалификации и обучения при компании (такие центры были у компании «ЮКОС», сохраняются по компаниям «Лукойл», «АЛРОСА») или заключение долгосрочных договоров на обучение персонала (например, между «Лукойлом» и Финансовой академией при Правительстве РФ, Институтом нефтегазового бизнеса);

¦ реализация программ ипотечного кредитования своих работников, вхождение в строительный бизнес для обеспечения жильем работников;

¦ организация негосударственных пенсионных фондов (НПФ) для работников компании (здесь следует заметить, что именно корпоративные НПФ превалируют в России).

По клиентскому капиталу инвестиционные проекты часто касаются создания производств по ремонту, производству запасных частей, созданию гарантийных пунктов обслуживания. Как правило, такие проекты не находятся в русле основной деятельности компании (т.е. не являются «профильными»), но для поддержания цены подразумеваемых обязательств компании вынуждены на них идти. Одна из проблем современного инвестиционного анализа таких проектов состоит в том, что стандартные методы оценки эффективности (например, критерий МРУ) не могут распознать их дополнительной ценности, получаемой через рост цены подразумеваемых обязательств.

Финансовые сигналы традиционно подаются компаниями через выбор источников финансирования и дивидендную политику1. Если структура капитала такова, что она минимизирует будущие альтернативные издержки выплат по подразумеваемым обязательствам, то сегодняшняя цена их на рынке будет высока и соответственно компания с большей выгодой может продавать свои прямые обязательства (например, выше будет цена акций и облигаций компании, дешевле можно будет привлекать персонал). В справедливости этого утверждения можно убедиться, отслеживая динамику цен акций компаний с большой долей интеллектуального капитала (КИК) на фондовом рынке. Компании с большими подразумеваемыми обязательствами характеризуются высокой рыночной капитализацией.

Набор финансовых механизмов сигнализирования достаточно разнообразен. Одни компании идут по пути резервирования крупных сумм денежных средств (например, американский интернет-поисковик Google поддерживает запас наличности в 2005 г. на уровне 2,95 млрд долл. при отчетных значениях выручки и прибыли за 2004 г. в размере 3,2 млрд долл. и 399 млн долл. соответственно). Несмотря на «расточительность», в случае возникновения потребности в срочном погашении подразумеваемых обязательств, когда произойдет всплеск выплат по ним, такая компания сумеет с минимальными потерями выйти из затруднительного положения.

Другой вариант сигнализирования — сохранение финансовой гибкости, отказ от полного использования возможностей заемного финансирования. Низкий финансовый рычаг компании является хорошим сигналом для ее стейкхолдеров. В этом они видят защищенность хотя бы от финансовых рисков. Исследования подтверждают по КИК приверженность такой политики.

Еще один вариант касается дивидендной политики. Лучший сигнал для стейкхолдеров — уменьшение дивидендных выплат. Примеры 2005 г., как по российским, так и американским компаниям (Boeing, «Мегионнефтегаз») показывают, что работники очень болезненно относятся к информации о высоких прибылях и дивидендах собственникам. Конфликтные отношения доходят вплоть до забастовок. Компании вынуждены идти на поводу у работников, повышая как фиксированную заработную плату, так и инвестиции в социальные программы, включая поддержание подразумеваемых обязательств. Однако снижение дивидендов плохо сказывается на восприятии информации акционерами, которые положительным сигналом для себя рассматривают рост таких выплат.

Вместе с тем если следовать названным выше рекомендациям, т. е. минимизировать заимствования, а заработанную прибыль резервировать или направлять на дивиденды, то реальным источником финансирования для компании становится внешний собственный капитал. Очевидно, что этот источник финансирования в условиях асимметрии информации не может быть дешевым. По на весах выбора есть другие положительные черты — поддержание финансовой гибкости (т.е. возможность в нужный момент привлечь заемный капитал) и максимизация цены подразумеваемых обязательств. Практика показывает, что чем таких обязательств у компании больше, тем существеннее меняется традиционная иерархия источников финансирования Стюарта Майерса: вместо последовательности «нераспределенная прибыль — займы — внешний собственный капитал» список «ставится с ног на голову» .

Ряд компаний российского и зарубежных рынков демонстрируют следование стейкхолдерской финансовой модели. Например, интернет-поисковики и компании новых технологий, сильно зависящие от приверженности клиентов и команды разработчиков, практически не привлекают заемный капитал. Демонстрируемый ими удачный вариант расширения деятельности через привлечение капитала связан с дополнительной эмиссией акций через IPO (первичный выход на биржу за капиталом). Яркими зарубежными примерами может рассматриваться политика американского поисковика Google и ее китайского аналога Baidu.com. Блестящий пример российского рынка — ритейлорская компания ОАО «Седьмой континент», владелец бренда и торговый оператор сети универсамов (90 магазинов в Москве и Московской области).

Рост глобализации экономики, выход компаний за рамки национальных границ, возникающие случаи нарушения социальных норм, все большее влияние на экологию привели к тому, что активизировалась еще одна группа заинтересованных лиц — общество в лице общественных и государственных организаций, политических партий, регулирующих органов. Многие, особенно крупные компании, затрагивающие в своей деятельности экологическую безопасность общества или вносящие изменения в социальные процессы (например, нефтяные гиганты BP, Shell, «Лукойл»), вынуждены учитывать свою ответственность перед будущими поколениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой