Практикум.
История россии хх
![Реферат: Практикум. История россии хх](https://westud.ru/work/6445397/cover.png)
При большой разнице ценза (в съезде землевладельцев примерно 15 т. р., в съезде гор. избирателей лишь около 1500 р.) выходит, что голос уездного землевладельца имеет гораздо более избирательной силы, чем голос городского избирателя Крестьянское представительство осложняется одною лишнею степенью (волостной сход — съезд уполномоченных — губернское собрание), если считать волостной сход за первую… Читать ещё >
Практикум. История россии хх (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольные вопросы.
- 1. Каковы причины поражения России в русско-японской войне 1904—1905 гг.
- 2. Считаете ли вы, что: а) в России с 17 октября 1905 г. по 3 июня 1907 г. существовала конституционная монархия; б) I и II Государственные думы были подлинным парламентом?
- 3. Какие политические партии пользовались успехом в России в рассматриваемый период?
- 4. Какие военно-политические коалиции сложились накануне Первой мировой войны?
- 5. Была ли Россия, на ваш взгляд, готова к Первой мировой войне?
Аналитические вопросы
- 1. Какое место занимала Россия в мировой экономике на рубеже XIX—XX вв.
- 2. В чем заключались реформы П. А. Столыпина?
- 3. Была ли закономерной Русская революция 1905 г.
- 4. Можно ли утверждать, что Балканские войны явились прологом к Первой мировой войне? Когда они произошли?
- 5. Сыграли ли реформы Николая II консолидирующую роль в российском обществе?
Задания, но анализу исторических источников
1. Прочитайте фрагмент из «Записок» Ф. Л. Головина о Николае II.
««Византиец» — прозвал государя Николай Николаевич Львов, известный общественный деятель, член Государственной Думы первых четырех созывов. Человеком хитрым, злопамятным, двуличным рисовал Николая II бывший главнокомандующий русской армией во время японской войны Куропаткин в разговоре с главноуполномоченным общеземской организации кн. Георгием Евгеньевичем Львовым «.
Ответьте на вопросы.
- 1. Можно ли личные качества императора Николая II считать одной из причин поражения России в русско-японской войне?
- 2. Где, на ваш взгляд, кроются основные причины неудач русской армии в этой войне?
- 2. Прочитайте фрагмент из дневника Л. В. Богданович.
«Вчера 12 тысяч человек рабочих Путиловского завода забастовали. Ожидаются забастовки и других заводов, так что считают, что забастуют до 42-х тысяч человек. Вчера у нас были два рабочих с Балтийского завода, благонамеренные, которые говорили, что священник Гапон, который организует здесь «союзы рабочих», — темная личность. Гапон раньше за что-то сомнительное лишен был места, а теперь он священник в тюрьме и пользуется доверием начальства.
Господи! В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска — с одной стороны, рабочие — с другой, точно два неприятельских лагеря".
Ответьте на вопросы.
- 1. Какое событие описывается в дневнике?
- 2. В чем были его причины?
- 3. Чем оно завершилось?
Задание, но анализу исторической литературы
Прочитайте фрагмент из «Краткого пособия по русской истории «В. О. Ключевского.
«Стремлением правительства опереться в дальнейших своих мероприятиях на консервативные и влиятельные слои общества вызвано было учреждение Государственной думы (Она. — Прим, авт.) имела быть законосовещательною: ее постановления нс имели обязательной силы Законодательная инициатива Думы поставлена была в тесные рамки: проект нового закона может исходить не от одного члена Думы, а не менее как от 30, и если принят большинством двух третей в Думе, но отвергнут министром, к ведомству которого относится, то поступает на экспертизу Государственного совета Еще ограниченнее право Думы, но надзору за управлением чтобы довести до Государственного совета свое разногласие с министром в этой области, Думе потребно двукратное (до ответа министра на запрос и после этого ответа) голосование, притом второе должно дать большинство двух третей.
Вместе с учреждением Думы издано было и Положение о выборах в нее. Все политическое значение реформы сводилось к тому, сколь широкие круги населения окажутся в рядах избирателей. Избирательный закон построен на началах классового и цензового представительства: он вручал избирательное право очень узким кругам лиц, избирающим членов Думы от данной губернии (или области) в одном общем губернском избирательном собрании; но выборы выборщиков, голосующих в этой стадии выборов, разбиваются на три независимые избирательные собрания: съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, съезд уполномоченных от волостей и станиц Распределение числа выборщиков между этими съездами находится в зависимости от имущественной силы каждой группы, соответственно условиям данной местности, и не находится в прямой зависимости от численности лиц, пользующихся в каждом съезде правом голоса.
При большой разнице ценза (в съезде землевладельцев примерно 15 т. р., в съезде гор. избирателей лишь около 1500 р.) выходит, что голос уездного землевладельца имеет гораздо более избирательной силы, чем голос городского избирателя Крестьянское представительство осложняется одною лишнею степенью (волостной сход — съезд уполномоченных — губернское собрание), если считать волостной сход за первую степень. Зато из числа членов Думы от каждой губернии один должен быть крестьянин. Торгово-промышленные люди, не имеющие земельного ценза, включены в состав городских избирателей, хотя бы проживали в уезде. Приведенные черты дают понятие об избирательной системе 6 августа как о системе, дающей преимущество землевладельческим слоям общества".
Ответьте на вопросы.
- 1. Когда был издан Манифест, о котором пишет В. О. Ключевский?
- 2. Какие «тесные рамки» имел в виду В. О. Ключевский, говоря о полномочиях Думы?
Учебно-ролевая игра «Заседание III Государственной думы»
Учебная группа делится на команды, каждая из которых представляет одну из ведущих фракций III Государственной думы. Суть игры сводится к презентации и последующему обсуждению участниками программ фракций, представлявших ведущие политические партии России рубежа веков. Дискуссия проводится в импровизированном Думском зале. Каждая из команд не только отстаивает позицию своей фракции, но и пытается доказать несостоятельность оппонентов.