Основные этапы истории Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Основная проблема фонда национальных стандартов — его старение. С целью повышения эффективности национальной стандартизации и гармонизации с международными стандартами в течение ближайших 9—10 лет необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже уровня 8—10%. Для обеспечения такой динамики количество разрабатываемых стандартов должно составлять около 2 тыс. в год… Читать ещё >
Основные этапы истории Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1925 г. 15 сентября образован Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны.
- 1930 г. Комитет по стандартизации при СТО преобразован во Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО.
- 1936 г. Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО упразднен.
- 1940 г. Создан Комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР. Комитет занимался разработкой и утверждением государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ). Вновь созданному Комитету удалось за короткий срок полностью подчинить стандартизацию нуждам обороны и условиям работы промышленности в военное время. В годы Великой Отечественной войны стандартизация сыграла значительную роль при создании образцов вооружения и военной техники для Красной Армии.
- 1951 г. Создано Управление по стандартизации при Совете Министров СССР.
- 1953 г. Управление по стандартизации включено в состав Госплана СССР.
- 1954 г. Образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР на базе Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов СССР.
В 1970 г. Комитет стандартов, мер и измерительных приборов преобразован в Государственный комитет стандартов Совета министров СССР (Госстандарт СССР). В этом же году были утверждены первые государственные стандарты Единой системы технической документации (ЕСТД) и комплекс государственных стандартов по безопасности труда, послуживший основой для образования Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
В 1991 г. на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР был образован руководящий орган по стандартизации новой России — Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). За время своего существования Комитет по стандартизации (с 1930 г. — Всесоюзный комитет по стандартизации) проделал огромную организационную и методическую работу по становлению стандартизации. В его функции входила работа по созданию республиканских и ведомственных служб, подготовке кадров, планированию и анализу деятельности по стандартизации, проверке соблюдения стандартов, развитию зарубежных связей и т. п.
В 2004 г. Указом Президента РФ от 20 мая № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). В 2010 г. сокращенное название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Ростехрегулирование заменено на Росстандарт.
Показатели реализации Росстандартом подпрограммы 8 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений» в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328, приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Индикаторы реализации подпрограммы
Показатель | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |||
(индикатор) | План | Факт | План | Факт | План | Факт |
Уровень гармонизации национальных стандартов с международными, %. | 49,5. | 49,5. | 49,5. | |||
Количество утвержденных национальных стандартов, ед. | ||||||
Количество утвержденных государственных первичных эталонов, ед. | ||||||
Количество утвержденных информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям на конец года, ед. |
- 1 Отчет об итогах деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2016 г. М.: Росстандарт, 2016. URL: http://www.gost.ru/ files/2530_block_new_new.pdf.
- 1
Вступление в силу в июле 2003 г. Закона «О техническом регулировании» перевело государственные стандарты, выполнявшие функции одного из самых действенных инструментов государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечивать повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг, способствовать выполнению требований технических регламентов.
В настоящее время в информационный фонд международных стандартов включено более 24 000 стандартов. За период с 2006 по 2010 г. принято и введено в действие более 3000 документов по стандартизации. Уровень их гармонизации с международными стандартами составляет 70%].
Фонд российских стандартов соизмерим с фондами наиболее развитых в промышленном отношении стран Европы. Многие годы по количественным показателям и распределению по основным промышленным секторам фонд российских государственных стандартов соответствовал фонду международных стандартов и стандартов промышленно развитых стран Европы и США.
При определении стратегии проведения работ в отношении фонда стандартов необходимо учитывать, что 80% национальных стандартов (около 20 тыс.) являются межгосударственными стандартами государств — участников СНГ, а это означает, что единый фонд стандартов Советского Союза стал фондом межгосударственных стандартов.
Основная проблема фонда национальных стандартов — его старение. С целью повышения эффективности национальной стандартизации и гармонизации с международными стандартами в течение ближайших 9—10 лет необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже уровня 8—10%. Для обеспечения такой динамики количество разрабатываемых стандартов должно составлять около 2 тыс. в год. В 2016 г. из утвержденных 1911 стандартов 948 (49,6%) гармонизированы с международными, 309 (16,2%) разработаны за счет средств разработчика; обновление фонда национальных стандартов по приоритетным областям экономики составило 10% (рис. 2.1).
Концепция развития национальной системы стандартизации определила основные причины неудовлетворительного состояния системы стандартизации. Они связаны, во-первых, с организационно-функциональной структурой системы стандартизации, которая нуждается в модернизации; во-вторых, со снижением роли национального органа по стандартизации; в-третьих, с оттоком специалистов по стандартизации из научно-исследовательских организаций и предприятий промышленности, что приводит к снижению качества разработки национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.[1]
Рис. 2.1. Статистика по утверждению стандартов, разработанных за счет средств разработчика и средств федерального бюджета:
? федеральный бюджет Ж средства разработчика.
- [1] Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября2012 г. № 1762-р).