Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Профессиональная этика психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раздел III посвящен профессиональной этике в работе с различными категориями населения. Рассматриваются следующие темы: соблюдение профессиональной этики при работе с детьми и подростками; этические аспекты при работе с семьей; этические проблемы в консультировании пожилых людей; этика работы с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию; этические основы работы психолога с уязвимыми… Читать ещё >

Предисловие. Профессиональная этика психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе вполне оправдан большой спрос на психологические услуги: оказание индивидуальной и групповой психологической помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию; имеющему проблемы в профессиональном развитии и семейном жизнеустройстве, межличностных отношениях и отношении к себе; находящемуся в ситуации переживания возрастных, психологических и социальных кризисов, поиска смысла жизни, вариантов и способов реализации личностного потенциала и ресурсов жизнеспособного и социально активного поведения и т. п. В связи с этим возрастает роль профессии психолога, в задачи которого входит практическая, диагностическая и исследовательская деятельность по различным направлениям науки и практики.

Профессия психолога справедливо считается одной из самых сложных, она требует особой ответственности, уважения свободы и прав человека, обратившемуся за психологической помощью или участвующему в психологическом исследовании. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Профессионализм психолога, его компетентность волнует сегодня как психологов-практиков и исследователей, так и тех, кто доверяется им и ожидает квалифицированной помощи и честного психологического обследования. Главными составляющими профессионализма и компетентности психолога являются сформированность этической компетентности, морально-этического мышления, следование этическим принципам и их соблюдение, выполнение требований и норм профессионального поведения.

Предлагаемый учебник представляет профессиональную этику психолога как самостоятельный раздел психологической науки и практики, имеющий свою историю, глубокую связь с философией, этикой и деонтологией, свой понятийный аппарат, нормативную основу; раскрывающий этические принципы, требования и нормы профессиональной деятельности психолога как практика, исследователя и диагноста.

Цели освоения дисциплины «Профессиональная этика психолога» связаны с получением выпускниками учебных заведений знаний и умений в объеме, достаточном для обеспечения понимания этических требований к профессиональной деятельности психолога как практика и исследователя; формирования у них профессионально-этической компетентности, осознания важности следования этическим принципам, требованиям и нормам.

Задачами учебника являются:

  • 1) дать систематизированное представление о нормативных регламентах профессиональной этики и ее философских основах;
  • 2) показать позитивные и негативные последствия этического взаимодействия психолога как практика, диагноста и исследователя.

Условно в содержании учебника можно выделить четыре раздела, включающие 16 глав.

В разделе I изложены этические основы психологии: показана взаимосвязь этики, философии и гуманистического подхода к человеку; рассмотрены нормативные документы, этические кодексы психологов за рубежом и в России; выделена проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога.

В разделе II анализируются и описываются этические проблемы профессиональной практики психолога: этика ведения консультации; задачи и проблемы консультативного процесса. Большое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов, как контракт на консультирование и психотерапию при решении психологических проблем; границы, ролевое смешение и нормы построения профессиональных отношений; перенос и контрперенос в отношениях «психолог — клиент»; конфиденциальность и вопросы безопасности клиента; этические проблемы начала и завершения процесса консультирования. Дается подробный анализ эмоциональной компетентности и психологического благополучия консультанта-психолога, профилактики его профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а также повышения его мастерства и освоения технологии самопомощи.

Раздел III посвящен профессиональной этике в работе с различными категориями населения. Рассматриваются следующие темы: соблюдение профессиональной этики при работе с детьми и подростками; этические аспекты при работе с семьей; этические проблемы в консультировании пожилых людей; этика работы с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию; этические основы работы психолога с уязвимыми группами населения (людьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения психики и соматические заболевания). В данном разделе также рассматривается этика работы психолога с разными категориями населения в групповом режиме.

В разделе IV представлены этические проблемы, возникающие при проведении научно-психологического исследования. Выделены этические принципы диагностики, обозначенные в профессиональных стандартах деятельности психолога, описаны этические требования к формированию отношений в диаде «экспериментатор — испытуемый», проанализированы возможные ошибки психолога в организации процедуры исследования, интерпретации и представления его результатов.

Значительное внимание уделено практикуму, завершающему каждую главу, который содержит:

  • 1) вопросы для самоконтроля, позволяющие проверить усвоенные в процессе занятий и самостоятельной работы знания и приобретенные навыки;
  • 2) задания для самостоятельной работы, выполнение которых позволит студентам сформировать профессионально-этические компетенции в режиме анализа конкретных случаев, выполнения упражнений и конкретных заданий;
  • 3) задания для собственного развития, работа с которыми будет способствовать выявлению и определению «зон» собственного профессиональноэтического развития.

Список рекомендуемой литературы, размещенный в конце глав, предназначен для дополнения и расширения знаний, умений и навыков студентов как будущих практиков, исследователей и диагностов.

В основу содержания учебника легли нормативные документы и положения этических кодексов психологических ассоциаций различных стран, теоретические и практические наработки отечественных и зарубежных ученых и практиков, а также авторов настоящего издания.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Психолого-педагогическое образование». Будет полезен преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации и переобучения, а также психологам-практикам, работающим с различными группами населения, магистрантам и аспирантам при проведении научнопсихологического исследования.

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать следующие результаты:

знать

  • • основные понятия профессиональной этики, этические учения и этические категории;
  • • содержание нормативных документов и Этического кодекса психолога Российского психологического общества, регламентирующих деятельность психолога;
  • • этические принципы и компетенции, необходимые для профессионального взаимодействия психолога-практика и клиента в процессе консультирования;
  • • профессионально-этические требования к индивидуальной и групповой работе с различными группами населения: детьми и подростками; семьей; людьми пожилого и старческого возраста; человеком, переживающим трудную жизненную ситуацию; уязвимыми группами населения;
  • • этические принципы диагностики, этические требования к формированию отношений «экспериментатор — испытуемый», этические нормы интерпретации и предоставления результатов исследования;

уметь

  • • использовать в профессиональной практике накопленный в философии опыт анализа таких понятий, как «этика», «мораль», «нравственность»;
  • • применять на практике изложенные в нормативных документах и Этическом кодексе психолога требования к профессиональной деятельности психолога;
  • • определять и решать этические проблемы, выявлять и устранять ошибки, возникающие у психолога-практика на различных этапах консультирования: при заключении контракта, на консультативной сессии и при завершении процесса консультирования;
  • • выделять специфику взаимодействия с различными клиентами — детьми и подростками; семьей; людьми пожилого и старческого возраста; человеком, переживающим трудную жизненную ситуацию; уязвимыми группами населения — и соблюдать этику взаимодействия с ними;
  • • выстраивать границы компетентности в психодиагностике и достигать позитивного взаимодействия с испытуемым, используя этические принципы суверенных прав диагностируемого, ответственности, конфиденциальности и др.;

владеть

  • • технологиями решения этических споров и конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности;
  • • методами решения вопросов, связанных с развитием профессиональных отношений на различных этапах процесса консультирования;
  • • технологиями повышения профессионального мастерства, самопомощи и профилактики эмоционального выгорания;
  • • методами построения консультативного процесса с различными группами населения, недопущения этических ошибок или, в случае их возникновения, нахождения этически правильных способов их решения;
  • • навыками проведения научно-психологического исследования с точки зрения этических принципов, требований и норм его организации, формирования отношений в диаде «экспериментатор — испытуемый», интерпретации и предоставления научных результатов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой