Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ценополучатели и ценообразователи на мировом рынке нефти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичным образом, рыночный спрос кажется безграничным крохотной фирме-ценонолучателю, полностью лишенной рыночной власти. Такая фирма может, как ей кажется, продать сколь угодно много по установившейся цене — огромный рынок «проглотит» товар и никак не отреагирует на все усилия маленькой фирмы. Отдельная бабушка из примера в § 4.1 может продать один, два или три мешка семечек — и ничего… Читать ещё >

Ценополучатели и ценообразователи на мировом рынке нефти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Представьте, что автор этого учебника прямо на своем дачном участке под Москвой обнаружил очень маленькое месторождение нефти, пробурил скважину (с максимальным дебитом в 1 баррель в день)1 и начал экспорт нефти прямо на международный рынок (кто же ему запретит пофантазировать © ?). Как мировые цены на нефть среагируют на его триумфальное появление? Разумеется, никак. Один баррель в день на фоне ежедневного мирового потребления нефти почти в сто миллионов баррелей — это до смешного мало. На мировом рынке нефти (даже если удастся на него попасть) любой подобный производитель будет типичным ценополучателем с нулевой возможностью влиять на цены, или, иначе говоря, с нулевой рыночной властью.

Но на этом же рынке одни лишь только ожидания отмены санкций против Ирана[1][2], снятия ограничений на покупку нефти у этой страны (что означало, что на рынке сможет появиться дополнительный миллион баррелей нефти в день) просто обрушили цены. Получается, что Иран, обладающий около 10% мировых запасов нефти и один из первых в мире ее экспортеров, может быть ценообразователем на этом рынке.

Большие возможности для влияния на мировые нефтяные цены есть и у Саудовской Аравии: у этой страны — существенная доля рынка, а кроме того, у нее есть возможность достаточно быстро изменять объемы нефти, которую добывает национальная нефтяная компания Saudi Лгатпсо, крупнейшая в мире по запасам нефти и ее добыче1.

Еще большей рыночной властью может обладать группа стран — продавцов нефти, действующих совместно. Так, в 1973—1974 гг. группа арабских стран отказались поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом. В результате добыча сократилась примерно на 5 мли баррелей в день, а цены на нефть выросли в несколько раз. Основанная еще в 1960 г. организация стран — экспортеров нефти, ОПЕК (от англ. Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC)[3][4] позволила ее членам совместно получить еще больше рыночной власти на мировом рынке нефти. Так, в начале 1980;х гг. в результате согласованных действий членам ОПЕК удалось добиться рекордного уровня цен на нефть. В настоящее время декларируемыми целями ОПЕК является поддержание стабильных цен на нефть и обеспечение стабильных поставок нефти потребителям.

С точки зрения экономической теории фирма-ценополучатель с нулевой рыночной властью и фирма-ценообразователь, имеющая большую рыночную власть, могут «видеть» спрос на свою продукцию совершенно по-разному. Представьте себе огромного слона (этой главе особенно везет на примеры со слонами). Как он будет выглядеть:

Ценополучатели и ценообразователи на мировом рынке нефти.

В глазах микроба слои представляется ровной безграничной серой поверхностью. Динозавр же заметит маленький (и, возможно, вкусный (c)) серый шарик.

Аналогичным образом, рыночный спрос кажется безграничным крохотной фирме-ценонолучателю, полностью лишенной рыночной власти. Такая фирма может, как ей кажется, продать сколь угодно много по установившейся цене — огромный рынок «проглотит» товар и никак не отреагирует на все усилия маленькой фирмы. Отдельная бабушка из примера в § 4.1 может продать один, два или три мешка семечек — и ничего. Никакой реакции рынка. Никакого изменения рыночной цены. Но как только фирма в таких условиях попытается продавать свой товар по цене более высокой, чем та, что сложилась на рынке, она очень быстро лишится клиентов. Несколько упрощая, мы можем нарисовать спрос на семечки с точки зрения одной бабушки-продавщицы (здесь мы вновь используем пример про продавцов семечек из § 4.1) так, как показано на рис. 4.2.

Спрос на семечки с точки зрения одной фирмы-ценополучателя.

Рис. 4.2. Спрос на семечки с точки зрения одной фирмы-ценополучателя.

Получается, что рыночный спрос кажется отдельной фирме в условиях совершенной конкуренции совершенно эластичным по цене1 (подобно тому, как слои кажется микробу плоским).

Еще одно важное свойство спроса в условиях совершенной конкуренции состоит в том, что предельная выручка от продажи любой единицы продукции в таких условиях будет одинаковой и равной установившейся на рынке цене. В нашем примере очевидно[5][6], что и первый, и пятьдесят первый, и девяносто девятый и сто тринадцатый проданный стакан семечек будет приносить нашей бабушке, но десять рублей дополнительной выручки.

Чем отличается взгляд на спрос фирмы-ценообразователя (например, монополиста)? На тот же самый рыночный спрос такая фирма будет смотреть уже нс как «микроб», а как «динозавр». Крупная фирма, обладающая большой рыночной властью, способна обрушить цены на рынке, продав слишком много продукции. Если бы на рынке семечками торговало не сто бабушек-частниц, а один огромный концерн «Семечка», с точки зрения такого гиганта рыночный спрос мог бы выглядеть примерно так, как показано на рис. 4.3.

Спрос на семечки с точки зрения фирмы-ценообразователя.

Рис. 4.3. Спрос на семечки с точки зрения фирмы-ценообразователя.

Во-первых, видно, что данный спрос уже нельзя назвать совершенно эластичным, но цене. Во-вторых, предельная выручка для такого спроса ведет себя совсем иначе, чем в предыдущем случае. Давайте посчитаем. Если концерн «Семечка» будет продавать одну тонну семечек в день, он получит выручку ТЯ (1) = 1 т. • 200 000 руб/т = 200 000 руб. Если он будет продавать по две тонны в день, цены на семечки на рынке упадут до 150 000 руб/т; общая выручка составит ТЯ (2) = 2 т • 150 000 руб/т = 300 000 руб. При увеличении объема продаж до 3 т в день общая выручка будет равна 77?(3) = = 3 т • 100 000 руб/т = 300 000 руб. Получается, первая проданная тонна увеличила выручку концерна на 200 000 руб., т. е. МЯ{ 1) = 200 000 руб. Вторая тонна принесла уже только МЯ (2) = 300 000 — 200 000 = 100 000 руб. От третьей тонны предельная выручка — нулевая, а от четвертой тонны она вообще уходит в минус (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Изменение предельной выручки концерна «Семечка» с ростом объема продаж.

Объем продаж (0, тонн в день.

У становившаяся на рынке цена (Р), руб. за тонну.

Общая выручка (77?), руб.

Предельная выручка (Л7/?), руб. за дополнительную тонну.

— 100 000.

Почему так не везет концерну «Семечка»? Потому, что он слишком крупный. Получается, что и высокая рыночная власть имеет свои неудобства! В нашем числовом примере каждый раз, когда «Семечка» выбрасывает на рынок дополнительную тонну семечек, это приводит к падению рыночных цен на 50 000 руб. за тонну. И получается, что дополнительная проданная тонна приносит концерну как дополнительные доходы от ее продажи, так и дополнительные потери от падения цен на рынке. Чем больше продукции фирма до этого продавала, тем болезненнее будут эти потери и меньше — предельная выручка.

Получается, что фирма с высокой рыночной властью будет опасаться продавать слишком много продукции, чтобы самой не «срезать» себе цены. Подобные опасения, к примеру, есть у стран, имеющих высокую рыночную власть на мировом рынке нефти (вспомните вставку 4.4). В результате странам — экспортерам нефти для получения большего дохода иногда может иметь смысл продать ее меньше!

Итак, для фирмы-ценообразователя, в отличие от фирмы-ценополучателя, предельная выручка от продажи любой единицы продукции не постоянна. Кроме того, она будет меньше (в крайнем случае, равна) установившейся на рынке цены (этот вывод подтверждают и числа в табл. 4.2). На этом отличии в соотношении предельной выручки и цены для фирм с разной рыночной властью основана идея коэффициента рыночной власти (коэффициента Лернера), способного эту рыночную власть численно измерить. Коэффициент (а также формулу, из которой его можно получить) называют в честь предложившего его в 1934 г. американского экономиста Аббы Лернера (1903—1982). Величина рыночной власти в коэффициенте Лернера оценивается просто как степень отклонения предельной выручки от цены: для фирмы с нулевой рыночной властью это отклонение (и, соответственно, рыночная власть) нулевое. Чем больше власть — тем больше возможное отклонение — и больше коэффициент. При этом предполагается, что фирма, рыночную власть которой мы измеряем, стремится получить максимальную прибыль, а значит, старается выпустить такое количество продукции, для которого МЯ = МС (см. математический комментарий в § 3.3). В результате коэффициент Лернера принято рассчитывать как относительное отклонение от цены не предельной выручки, а предельных издержек фирмы:

Ценополучатели и ценообразователи на мировом рынке нефти.

Оценка коэффициента Лернера — это еще один способ понять, с каким типом рыночной структуры мы имеем дело. Чем он больше — тем больше у данной фирмы рыночной власти и тем ближе она к монопольному (или хотя бы к доминирующему на рынке) положению.

  • [1] Дебит скважины — объем нефти, который можно добыть из нее в единицу времени. Баррель (от англ, «бочка») — единица объема, один баррель равен приблизительно 159 лнефти.
  • [2] Ограничения на торговлю (прежде всего военной продукцией), инвестиции и некоторые другие виды экономических связей, введенные как на уровне совета безопасности ООН, так и на уровне отдельных стран (США) или групп стран (ЕС) с целью не допустить разработку Ираном собственного ядерного оружия.
  • [3] Доля России или США в мировой добыче нефти сопоставима с долей Саудовской Аравии, но эти страны, вероятно, не могут так быстро изменять объемы добычи. В нашей странеэто связано с климатическими условиями (например, консервация нефтяных скважинв условиях низких температур делает проблематичной их последующую расконсервацию), в США — со сложностью скоординировать действия большого количества мелких производителей нефти.
  • [4] В настоящий момент в состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, СаудовскаяАравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадори Ангола. Россия в ОПЕК не входит, хотя иногда и может согласовывать с ней свои действия.
  • [5] Про эластичность спроса мы говорили в гл. 2.
  • [6] Если не очевидно, вот числовой пример. Общая выручка от продажи, скажем, пятидесяти стаканов семечек составит 772(50) = 50 стаканов • 10 руб/стакан = 500 руб. Общаявыручка от продажи пятидесяти одного стакана семечек будет равна 772 (51) = 51 стакан хх 10 руб/стакан = 510 руб. Прирост выручки в результате продажи пятьдесят первого стакана: МЯ (51) = 510 — 500 = 10 руб. Можете повторить эти расчеты для любого другого стакана семечек.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой