Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Католическая церковь в XII—XIII веках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198—1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал… Читать ещё >

Католическая церковь в XII—XIII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс становления и развития городов в X—XIII вв. завершил формирование основных структур феодального строя. На период зрелого (классического) Средневековья приходится время расцвета феодализма. К XIII в. католическая церковь, принимавшая самое активное участие в складывании феодальных порядков, была не только мощной иерархически организованной структурой, обладавшей своими финансовыми ресурсами, собственным административно-судебным аппаратом, канцелярией, но и являлась важным составным элементом хозяйственной и социальнополитической системы, владевшей третью обрабатываемых земель Западной Европы. Церковь была главным наставником не только в религии и связанной с ней культуре, но и во всех сферах жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека.

В церковной проповеди находили отражение и важнейшие события христианства, и смена времен года, и циклы трудовой деятельности; определялись ключевые моменты в жизни верующих; уделялось внимание крещению младенцев, воспитанию и социализации детей; освещались вопросы брака, семейной жизни, другие насущные проблемы (рис. 12.5).

Император Константин Великий вручает папе Сильвестру I власть над Западом и отправляется на Восток.

Рис. 12.5. Император Константин Великий вручает папе Сильвестру I власть над Западом и отправляется на Восток.

Фреска из монастыря Санти-Куаттро-Коронати. XIII в. Рим Сюжет иллюстрирует текст поддельного документа — так называемого Константинова дара (изготовлен в VIII—IX вв.), который, с точки зрения папства, обосновывал верховные права Святого престола над светскими властями Выработанная в христианстве шкала добродетелей и грехов во многом отразила общечеловеческие нормы морали и оказала плодотворное влияние на поколения людей. Церковь в Средние века определяла ценностные ориентиры и этические нормы поведения людей, создавала образ мира, иерархию космоса, где Земля была центром Вселенной, рассказывала о происхождении рода людского и предсказывала его будущее. Церковь накопила колоссальный опыт не только сохранения мощных консервативных традиций, но и лавирования, приспособления к новым условиям жизни, умения найти в них пути для приобретения выгоды.

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198—1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал интердикты на целые страны — Англию и Францию; смог добиться поражения еретиков-альбигойцев на юге Франции, организовав для этого специальный крестовый поход.

Иннокентий III. Фрагмент фрески. XIII в.

Рис. 12.6. Иннокентий III. Фрагмент фрески. XIII в.

Церковь Сакро Спеко в монастыре Субиако. Италия

Папа Иннокентий занимался подготовкой Четвертого крестового похода, который привел к разгрому Византии и созданию Латинской империи; поощрял экспансию немецкого рыцарства в земли прибалтийских племен; основал два новых нищенствующих монашеских ордена — францисканцев и доминиканцев, ставших вскоре одним из главных инструментов церкви и папства в борьбе с еретиками. Понтифик способствовал деятельности университетов в Париже и Оксфорде, видя в них ученую опору теологии и права, особенно церковного; провел крупнейший в Средние века IV Латеранский собор 1215 г., обновив церковное законодательство, а с ним и ряд церковных порядков, направленных на борьбу с ересями и инаковерием.

Учение католической церкви стало основой, пусть еще четко не осознаваемой, для образования культурной общности различных этносов и территорий Западной Европы. Несмотря на разницу условий жизни, языков, психологических, эмоциональных, поведенческих и иных особенностей, каждого человека, подлежавшего духовному окормлению во имя заботы о его спасении, ожидал от рождения до могилы одинаковый в разных странах культовый порядок. Всюду церковь опиралась на внушаемое религией чувство вины, восходящей к догматам о первородном грехе и его последствиях, и страх верующего перед всезнающим и всемогущим Богом, перед грядущей ответственностью за каждый свой помысел, желание, слово, поступок. Однако эти основы были неотделимы от другого мощного комплекса представлений, связанных с понятиями смертной жертвы Христа во имя спасения людей, милосердия Божьей матери, любви к ближнему, заботы о бедных, угнетенных и страждущих, о помощи святых. Двойственность проявлялась и в сочетании проповеди равенства всех верующих перед Богом и фактического оправдания социального неравенства как неизбежных явлений земной жизни.

Католическая церковь отличалась категорическим неприятием веротерпимости, считала себя единственной истинной церковью, воспитывала в своих верующих чувство заведомого превосходства над всем, что несло на себе печать язычества и ииоверчества. В ней была исключительно велика ориентация на признаваемые церковные авторитеты, что приводило к бесконечным ссылкам на них, повторам всего канонического, опасениям новизны, что порождало замедленный темп развития культуры. Важную роль играл запрет на самостоятельное чтение и трактовку Библии. Проповедование своего понимания текстов запрещалось всем, кроме духовенства, чему помимо запрета препятствовало и то, что в ходу был лишь канонизированный латинский перевод Священного Писания — Вульгата.

Несмотря на всеобъемлющий контроль церкви над моралью общества и отдельного человека (в последнем случае особенно важным были обязательность и восиитующая роль исповеди и покаяния), повседневная практика постоянно показывала примеры нарушения в среде духовенства и монашества их же собственных правил жизненного поведения. Результатом этого была не только критика со стороны общества, но и внутрицерковная самокритика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой