Мосты, построенные из камня и бетона, являются более прочными и долговечными.
Камень, применяемый для мостов, может быть естественный (извержение породы: граниты, сиениты, диориты, гнейсы, базальты, порфиры; осадочные породы: песчаники, известняки, доломиты) и искусственный (кирпич, бетонные блоки).
Каменные мосты могут выполняться на растворе и насухо.
Бетонные мосты в основном выполняют из монолитного бетона. Архитектура каменных мостов может отражать стилевые направления своего времени и служить историческим памятником. Искусство строительства каменных мостов известно с древности, что позволяет проследить эволюцию развития каменных мостов.
Основные виды и конструкции каменных мостов
Каменные мосты выполняют сводчатой конструкции, над которой устраивают надсводное строение, поддерживающее полотно проезжей части с тротуарами. Свод опирается пятами на устои и быки.
Большое влияние на работу свода оказывает величина стрелы подъема/Чем больше/// т. е. стрелы подъема к перекрываемому пролету, тем меньше распор свода. Каменные мосты имею соотношение/// = = ¼^-1/7, наименьший подъем составляет 1/12^-1/15.
По конструктивному устройству мосты подразделяются на: каменные с засыпкой, каменные с забуткой, каменные с облегченным надсводным строением (рис. 6.13).
Рис. 6.13. Конструкция каменных мостов:
- 1 — деформационный шов; 2 — щековая стенка; 3 — парапет; 4 — замок свода; 5 — свод; 6 — гидроизоляция; 7 — пята свода; 8 — засыпка; 9 — обратная стенка устоя; 10 — дренаж; 11 — мятая глина; 12 — тело устоя; 13 — забутка;
- 14 — облицовка; 15 — водоотводная трубка; 16 — поперечный сводик надсводной части; 17 — продольный разгрузочный сводик
Железобетонные мосты Использование железобетона для строительства мостов даст возможность для придания конструкциям любых форм и статических схем. Основные системы железобетонных мостов могут быть подразделены: на балочные, рамные, арочные и комбинированные (табл. 6.2).
Классификация основных систем железобетонных мостов.
Таблица 6.2
№. п/п | Система моста | Характеристики |
| | |
| | - а) Разрезная, пролеты I до 40 м
- б) Неразрезная пролеты 1 до 40 м
- в) Консольные пролеты I от 40 до 150 м
|
| | Монолитные рамы. |
| | Рамы из Т-образных элементов. |
| | Бесшарнирный. |
Двухшарнирный. |
Трехшарнирный. |
Перекрываемый пролет от 90 -5−100 до 300 м Возможен перекрываемый пролет 400 и 500 м. |
| | Возможность создавать индивидуальную архитектуру моста Перекрываемый пролет 200—. 250 м. |
№. п/п. | Система моста. | Характеристики. |
| | |
| | |