Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вопросы российской практики — статистика коррупционных преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно данным за 2011—2012 гг., представленным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ с разбивкой, но разным правоохранительным органам, в 2012 г. в России было зарегистрировано всего 49 513 (в 2011 г. — 40 407, +22,5%) преступлений коррупционной направленности. Органами внутренних дел выявлено 44 993 (в 2011 г. — 37 146) противоправных деяния, следственными органами Следственного… Читать ещё >

Вопросы российской практики — статистика коррупционных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным МВД России, в 2008 г. официально было выявлено более 40,5 тыс. преступлений коррупционной направленности, каждое третье из них — уличение во взяточничестве (12,5 тыс.). По 9,8 тыс. преступлений этого вида уголовные дела направлены в суд. К уголовной ответственности привлечено 6 тыс. человек, 1300 осуждены за взяточничество.

В 2009 г. общий объем таких преступлений против интересов государственной службы и службы в органах самоуправления составил 43 тыс., на 10% возросло и число выявленных преступлений по факту получения взятки. Всего же в 2009 г. выявлено свыше 263 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции (для сравнения в 2008 г. их было порядка 200 тыс.).

По результатам прокурорских проверок было выявлено 46 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, значительная часть которых относится к коррупционным деяниям. В суд направлены уголовные дела по почти 31 тыс. таких преступлений. Выявлено свыше 18 тыс. лиц, совершивших должностные преступления.

По данным Департамента экономической безопасности МВД России (ДЭБ), по итогам первого полугодия 2010 г. правоохранительными органами выявлено порядка 22,2 тыс. коррупционных преступлений. При этом доля преступлений против государственной власти и интересов государственной службы составила в первом полугодии 17,5% от общего числа экономических преступлений. Значительно увеличилась и сумма средней взятки, составив, по информации ДЭБ МВД России, 44 тыс. руб. (в 2009 г. — 27 тыс. руб.)[1].

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2010 г. было вскрыто свыше 40 тыс. коррупционных преступлений[2].

Согласно данным за 2011—2012 гг., представленным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ с разбивкой, но разным правоохранительным органам, в 2012 г. в России было зарегистрировано всего 49 513 (в 2011 г. — 40 407, +22,5%) преступлений коррупционной направленности. Органами внутренних дел выявлено 44 993 (в 2011 г. — 37 146) противоправных деяния, следственными органами Следственного комитета РФ (СК России) — 1026 (942), органами федеральной службы безопасности — 740 (599), органами наркоконтроля — 134 (143), таможенными органами — 10 (14), органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы — 125 (61). К уголовной ответственности было привлечено 13 565 (11 978, +13%) лиц, совершивших преступления.

Доля материального ущерба от коррупционных преступлений составила 7,8% (20,8 млрд руб.) от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений, но Российской Федерации в целом. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 11,2 млрд руб. За отчетный период сотрудниками правоохранительной системы установлено 6576 (6947) фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ), совершенных 1687 (2169) лицами. Зарегистрировано 3182 (4005) фактов дачи взятки (ст. 291 УК РФ), почти в 2 раза больше, выявлено 2671 (3545) лицо, совершившее такие деяния. По данным МВД России, средний размер взятки составил в 2012 г. 78,2 тыс. руб., а при посредничестве во взяточничестве — 536 тыс. руб.

В 2012 г. в правоохранительных органах зафиксировано 1212 (1397) преступлений, связанных с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ), средний размер которого составил 136 тыс. руб. Органами внутренних дел в 2012 г. была пресечена преступная деятельность 23 депутатов различных уровней, 7 министров субъектов РФ, 8 заместителей министров, 13 глав районов субъектов РФ, 26 глав муниципальных образований и городов, 23 руководителей подразделений территориальных федеральных органов власти. За 2012 г. общее число направленных в суд уголовных дел коррупционной направленности сократилось на 8,7% и составило 9811 (в 2011 г. — 10 691). Количество обвиняемых по направленным в суд делам уменьшилось на 10% (в 2012 г. — 10 927, в 2011 г. — 12 011)[3].

По представленным данным, в 2014 г. было выявлено более 32 тыс. преступлений, осуждено почти 11 тыс. лиц: к лишению свободы приговорены более 1300 лиц, к штрафам — почти 6400. Общая сумма наложенного по основным наказаниям штрафа превысила 2 млрд 200 млн руб. Из них почти 2 млрд назначены в качестве ответственности за преступление — взяточничество[4].

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция — «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами…».

В этой формулировке скрывается целый комплекс нормативно и теоретически неурегулированных проблем, связанных:

  • — с конкретизацией понятия «служебное положение» (любое рабочее место, включая рабочие и инженерные должности, должности различных специалистов — экономистов плановых отделов, программистов и др.);
  • — разбором мотивации во время дачи-получения взятки — кто кого заставляет давать-брать взятку, и возможно ли решить тот или иной вопрос без дачи недобросовестным должностным лицам (по нашему мнению, как раз коррупционерам) взяток от вынужденно обращающихся к ним за решением конкретных вопросов (такой разбор ситуации после принятия закона не проводится, не фигурируют в правоохранительной деятельности понятия «коррупционное давление», «недобросовестное выполнение» или «уклонение от выполнения» своих служебных обязанностей, которые напрямую связаны с оказанием услуг с фигурированием взяток, и пр.);
  • — близостью определений понятий «коммерческий подкуп» и «взятка» и их возможной несвязанностью с незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения;
  • — неточностью описания фигурантов коррупционных деяний и их интересов, по нашему мнению, со смешиванием правонарушителей, преступников и их жертв, как это на протяжении многих лет после принятия данного закона происходило в правоприменительной практике России;

отсутствием в современных российских нормах права таких понятий, как «добросовестное» и «недобросовестное» отношение к своим служебным обязанностям и «ответственность» за него.

Российский вариант законодательного определения коррупции не содержит такого важного для данной сферы понятия, как «продажность национальных и иностранных публичных лиц», что рассматривается Страсбургской конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г[5], как главнейшее понятие в борьбе с коррупцией на местах. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ст. 8) признала уголовно наказуемыми: подкуп, продажность национальных и иностранных публичных должностных лиц или международных гражданских служащих в интересах этих или иных физических и юридических лиц, а также соучастие в этих преступлениях[6]. То есть продажность должностных лиц является одной из центральных категорий, которая должна учитываться в национальных правоприменительных практиках, но в российском определении законности поведения должностных лиц это понятие не используется. Главный недостаток определений коррупции и в российском, и в международных актах (при сущностных отличиях в пользу международных) — смешение всех фигурантов коррупционных деяний с созданием фактически коррупционного начала — возможность вариативности работы правоохранительных органов в условиях устойчивых коррупционных связей, которые могут признавать виновными как публичных должностных лиц, так и тех, кто им «мешал работать».

(в зависимости от влияния, которым обладают стороны). Общая картина законности деятельности обеих сторон — должностных лиц и обращающихся к ним в установленном порядке физических лиц — не исследуется. Таким образом, по сути, устоявшиеся коррупционные связи камуфлируются, а не раскрываются и не пресекаются. Главная же цель во всех теоретических конструкциях противодействия коррупции — ее пресечение с наказанием виновных лиц (как правило, отъемом у них незаконно нажитого имущества и денежных средств).

Учитывая положение Конвенции ООН против коррупции 2003 г[7]., что коррупция подрывает демократические основы, на наш взгляд, есть все основания определить, что коррупция — это состояние общества, противоположное демократии, власть преступных группировок (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сравнение признаков демократического и коррупционного государства.

Демократия.

Коррупция.

1. Определяющее влияние положительных нравственных качеств и высокого уровня духовного развития элиты общества на формирование экономических отношений.

1. Определяющее влияние отрицательных нравственных качеств и низкого уровня духовного развития элиты общества на формирование экономических отношений.

2. В основе развития экономических отношений находятся интересы человека (государство в лице государственных служащих способно позаботиться о нуждах простых людей), в результате продолжительность жизни граждан страны увеличивается.

2. В основе развития экономических отношений находятся корыстные интересы — зарабатывание денег любой ценой (государство в лице государственных служащих заботится только о тех, у кого есть деньги), в результате отсутствия заботы государства о гражданах продолжительность жизни снижается, а уровень их заболеваемости растет.

3. Равенство всех перед законом.

3. Злоупотребление служебным положением выражается в том, что должностное лицо требует от всех исполнения законов, а само их нарушает.

4. Как следствие 1-го, преобладание формальных правил над неформальными.

4. Как следствие 1-го, преобладание неформальных правил над формальными (в основном, с помощью взяток и личных связей).

5. Равенство всех перед законом способствует развитию сознательности и личной ответственности за свои поступки.

5. Преобладание неформальных правил над формальными обусловливает развитие механизма удержания власти на основе страха (запугивания людей) вместо развития их сознательности и личной ответственности за свои поступки.

Продолжение табл. 1.1

Демократия.

Коррупция.

б. Социальная напряженность общества снимается благодаря реализации принципа согласования интересов государства, бизнеса и населения.

б. Массовое несоблюдение законодательства со стороны коррумпированных структур ведет к криминализации общества, беззаконию и многочисленным социальным конфликтам.

7. Соответствие уровня квалификации специалистов занимаемой должности, в частности, получение высокооплачиваемой работы лицами, достойными данной работы, — квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом, трудолюбием и способными нести ответственность за свои действия.

7. Не соответствие уровня квалификации специалистов занимаемой должности, в частности, получение высокооплачиваемой работы лицами на основе личных связей и взяток и/или обладающими такими безнравственными чертами характера, как хамство, лицемерие, подхалимство, угодничество, в ущерб интересам дела.

8. Развитие экономических отношений.

8. Развитие экономических отношений.

по пути открытости и достоверности информации.

по пути их усложнения, запутывания, неоднозначности норм законодательства, закрытости и искажения информации.

9. Высокая степень ответственности государственных служащих, работников бюджетной сферы и частного сектора перед гражданами, что, в частности, обеспечивается системой жесткого государственного контроля за их деятельностью.

9. Отсутствие или низкая степень ответственности государственных служащих, работников бюджетной сферы и частного сектора перед гражданами вследствие отсутствия системы государственного контроля за их деятельностью.

10. Социальный состав общества имеет тенденцию к выравниванию, в частности, уменьшается разница между доходами богатых и бедных граждан, между уровнем социально-экономического развития центра и периферии страны.

Ю. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается, как и между регионами, поскольку государственные решения принимаются лицами, не имеющими представления о нуждах простых людей.

11. Государство постоянно повышает уровень социальных выплат для нуждающихся категорий граждан, общество опирается на концепцию, согласно которой налогоплательщики осознанно платят налоги с тем, чтобы путем перераспределения на уровне государства развивать экономику и помогать тем, кто не может сам заработать.

11. Игнорирование социальных функций, которые возложены на государство обществом, а именно: обеспечение достойной жизни нетрудоспособным гражданам, выполнение других социальных гарантий, предусмотренных конституцией страны. Это происходит в том числе и на основе массового обмана населения.

12. Руководство страны получает зарплату, сопоставимую с уровнем доходов научной элиты, пользуется теми же услугами, что и большинство населения, поэтому принимает решения на основе психологии большинства населения.

12. Руководство страны, получая доходы в десятки и сотни раз выше, чем средняя зарплата по стране, оторвано от жизни большинства народа (не пользуется общественным транспортом, не посещает поликлиники, не ходит в эконом магазины, нс отдаст своих детей в муниципальные школы И Т.Д.).

Продолжение табл. 1.1

Демократия.

Коррупция.

В результате, высшие эшелоны власти не осознают, как живет в стране большинство населения, и принимают решения, основываясь на психологии богатого потребителя.

13. Отсутствует механизм перекладывания ответственности за некомпетентные государственные решения и бесхозяйственность на плечи граждан.

13. Население вынуждено переплачивать за товары и услуги, поскольку все издержки от коррупции покрываются также и через механизм ценообразования на товары и услуги.

14. Государственные решения принимаются в интересах большинства.

14. Государственные решения принимаются в интересах мафии.

15. Как результат, соблюдаются гарантии прав и свобод гражданина, закрепленные в конституции страны.

15. Как результат, гарантии прав и свобод гражданина, закрепленные в конституции страны, не соблюдаются, а большинство населения страны вынуждено жертвовать частью своего материального благосостояния, а также своим здоровьем в пользу коррупционной мафии, покрывая издержки от реализации некомпетентных решений, переплачивая за товары и услуги в большинстве своем низкого качества, пользуясь недостоверной информацией и получая многократно заниженное вознаграждение за свой труд.

16. Важнейшей характеристикой мышления правящей элиты является его опережающий характер, обеспечивающий в результате принятия эффективных управленческих решений максимальную безопасность техногенного воздействия на природу, защиту человека от природных катастроф, что формирует плановопредупредительный тип общественных отношений, основанных на использовании превентивных мер

16. Недостаток знаний у правящей элиты и отсутствие духовно-нравственных мотивов, диктующих заботу о человеке, о большинстве населения страны, формирует аварийно-спасательный тип общественных отношений, при котором члены общества находятся в постоянной опасности попасть в аварию, при этом издержки бесхозяйственности покрываются за счет общества (устранять последствия аварий всегда многократно дороже, чем их предупреждать).

17. Результатом равенства всех граждан перед законом является высокая степень управляемости экономики и эффективности принимаемых государственных решений.

17. Результатом избирательного соблюдения законов со стороны разных слоев общества (коррумпированного и некоррумпированного) является слабая управляемость экономики и действие законов хаоса вместо продекларированных в нормативных правовых актах условий хозяйствования.

Демократия.

Коррупция.

18. Как следствие 15-го, соблюдение принципа защиты результатов прошлого труда (жилого фонда, дорог, объектов культурного наследия и т. д.).

18. Как следствие 15-го, пренебрежение принципом защиты результатов прошлого труда, что выражается в реализации неэффективной инвестиционной политики и разрушении материальной базы развития экономики, а также объектов культурного наследия.

19. На уровне исполнителей — оказание необходимых 1ражданам бесплатных информационных услуг специалистами органов государственной и муниципальной службы и предприятий частного сектора.

19. На уровне исполнителей — пренебрежение нуждами граждан, обращающихся в организацию, выражающееся в нежелании государственных служащих и специалистов различных организаций проводить разъяснительную работу среди населения в рамках своей компетенции, отгораживание табличками типа «Справок не даем».

20. Уважение к письменным обращениям граждан в различные инстанции, проявляющееся в действующей системе их пересылки между организациями и высокой степени решения изложенных просьб по существу.

20. Работа с обращениями граждан сводится к подготовке формальных отписок, многие обращения игнорируются из-за отсутствия контроля за их исполнением. Как правило, добиться какого-то решения проблемы гражданин может только лично обходя различные организации и проявляя настойчивость, в том числе в подготовке повторных обращений по одной и той же проблеме.

В современной правоохранительной практике работа по пресечению коррупционных преступлений выстраивается вокруг взятки, хотя федеральный закон трактует коррупцию широко и емко — получение выгоды от незаконного использования должностного положения. Но влиятельным персонам может казаться, что люди, которые обращаются к ним в установленном порядке, не так просят помочь им, не то говорят, да и вообще — не те люди, мешают их труду на благо себя. Вот и получается, что неконкретизированная, неоднозначно трактуемая норма права (в данном случае — закона) приводит к ее индивидуализированному (нередко коррупциогепному) толкованию при выявлении и расследовании коррупционных деяний. Похожий подход присутствует и в подвергаемых критике судах как ветви власти, также связанной с проблемой коррупции и медленным ее выявлением и урегулированием, — оценка представленных материалов, но гражданским и уголовным делам не, но типовым процессам, стандартам, разъясняемым всему обществу, а по… внутреннему убеждению судей, выносящих конкретизированные для граждан решения и приговоры, в том числе оправдательные.

  • [1] Данные за 2008—2009 гг., собранные по официальным источникам, отсутствующимв 2016 г., представлены по работе, указывающей на ссылки сайтов официальных органоввласти: Богунов С. С. Коррупция в современной России: политологический анализ: автореф. дис… канд. полит, наук. М.: Моек. гос. обл. университет, 2012. С. 13—14.
  • [2] Доклад Генерального прокурора России Ю. Я. Чайки на заседании Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации // Официальный сайт Генпрокуратуры РФ. Публикация от 27.02.2011. URL: http: //genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/appearences/71 822/ (дата обращения: 09.02.2016).
  • [3] Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальнойдеятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. 13.02.2013 (дата обращения: 09.02.2016).
  • [4] Красильников С. И. Яровая: в 2014 г. за коррупционные преступления осуждены почти11 тыс. человек// ИТАР-ТАСС. 07.07.2015. URL: http://tass.ru/politika/2 099 145 (дата обращения: 09.02.2016).
  • [5] Вступила в силу с 1 июля 2002 г., для Российской Федерации — с 1 февраля 2007 г.
  • [6] Вступила в силу с 29 сентября 2003 г., для Российской Федерации — с 25 июня 2004 г.
  • [7] Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООП. Вступила в силу с 14 декабря 2005 г., для Российской Федерации — с 8 июня 2006 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой