Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Малайзия в 1963—1983 годах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для обеспечения дальнейшего бесконфликтного сосуществования трех общин была разработана особая идеология, призванная скрепить единство народов Малайзии и исключить повторение трагедии 1969 г. 31 августа Верховный правитель Малайзии опубликовал декларацию, в которой излагались «Основы государства» («Рукунегара»). Официально заявлялось, что источник противоречий состоит в том, что определенные… Читать ещё >

Малайзия в 1963—1983 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституцией нового государства фактически с незначительными изменениями стала конституция Малайской федерации от 1957 г. Права, предусмотренные для малайцев, распространялись на коренное население Саравака и Сабаха. Вся исполнительная власть сосредотачивалась в руках федерального правительства. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из палаты представителей и сената. Государственным языком был объявлен малайский. Премьер и министры должны были быть членами парламента. Каждый штат имел свою конституцию и законодательную ассамблею.

Во вновь созданном государстве быстро обострились экономические и политические разногласия между Сингапуром и федеральным правительством, в результате чего в Сингапур вышел из состава федерации.

Но и без «китайского» Сингапура страсти и споры между малайцами и немалайцами в федерации не утихали, вылившись в конечном итоге в межрасовые столкновения весны и лета 1969 г. Во многом это было связано с итогами выборов 1969 г. в парламент, на которых Альянсу был нанесен серьезный урон. Он получил только 66 мест из 104 и утратил большинство в ряде штатов. Ободренные успехом противники ОМНО — китайцы и индийцы из группировок, не входивших в Альянс, вышли на улицы праздновать успех. Демонстрации закончились кровавыми столкновениями с малайцами и в конечном итоге антикитайскими погромами. Летом произошли столкновения между малайцами и индийцами.

ПАС заняла наиболее жесткую позицию, требуя показать на деле немалайцам, кто действительный хозяин страны. 17 мая было введено чрезвычайное положение. Власть передавалась в руки Национального оперативного совета во главе с заместителем премьера Абдулом Разаком (Abdul Razak). Ряд малайских националистов, в том числе Махатхир Мохамад и его ближайший сторонник Муса Хитам (Musa Hitam), обрушились с критикой на политику А. Рахмана за ее мягкость, призывали к разумной жесткости и были исключены из ОМНО «за нарушение партийной дисциплины».

Кризис 1969 г. не только отразил острый политический и экономический конфликт между малайцами и китайцами, по и социальные противоречия между богатыми и бедными (отнюдь не случайно он сопровождался подъемом стачечного движения). Несмотря на то что доход на душу населения удвоился с 1960 по 1970 г., бедность оставалась наиболее острой проблемой, так как разрыв в доходах составлял 1 к 30. Экономический диспаритет малайской и китайской общин бросался в глаза. Более 60% малайцев проживало в отсталых сельских районах, а китайцы составляли большинство горожан, и даже в столице проживало лишь 26% малайцев. Если для малайской правящей верхушки китайцы выступали лишь в роли более успешных конкурентов, то для основной массы малайцев они были эксплуататорами, монополизировавшими экономическую деятельность. Доля малайцев в общем объеме частного бизнеса в 1970 г. в 11 раз уступала доле китайцев.

Это интересно!

Махатхир Мохамад в нашумевшей (и запрещенной) книге «Малайская дилемма» писал, что «после получения независимости произошла нс малаизация и даже не малайзианизация, а китаизация экономики страны».

Для обеспечения дальнейшего бесконфликтного сосуществования трех общин была разработана особая идеология, призванная скрепить единство народов Малайзии и исключить повторение трагедии 1969 г. 31 августа Верховный правитель Малайзии опубликовал декларацию, в которой излагались «Основы государства» («Рукунегара»). Официально заявлялось, что источник противоречий состоит в том, что определенные экономические группы тождественны определенным расовым общинам. Ставились задачи — достижение большего единства всех народов страны, формирование единой нации, создание справедливого демократического общества при равномерном распределении национального богатства, сохранение культурных традиций, построение прогрессивного общества, ориентирующегося на современную науку и технику. Для реализации этих целей следовало придерживаться следующих принципов: вера в бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, достойное поведение, соблюдение законов и норм морали.

В сентябре 1970 г. Абдул Разак сменил А. Рахмана на посту президента ОМНО и премьер-министра. В начале 1971 г. было отменено чрезвычайное положение, и после двухлетнего перерыва возобновил работу парламент, который принял поправки к конституции, призванные исключить из сферы политических обсуждений болезненные вопросы, касавшиеся привилегий малайцев и приравненных к ним коренных жителей Саравака и Сабаха, чтобы обеспечить устойчивость парламентской демократии и способствовать национальному единству. Положения, трактовавшие права этнических групп, могли были быть изменены только с согласия Совета правителей штатов и при одобрении 2/3 голосов обеих палат парламента.

Принятый на 1971 — 1975 гг. второй пятилетний план развития предусматривал искоренение бедности и уменьшение экономической несбалансированности между различными этническим общинами и районами страны.

Для предотвращения расовых волнений, во многом имевших социальноэкономический характер, была разработана новая долгосрочная экономическая политика — НЭП, призванная стать своего рода экономическим фундаментом расового компромисса и межобщинного соглашения. Был провозглашен курс на реконструкцию экономики страны, целью которого была ликвидация бедности путем увеличения доходов и занятости всех малайзийцев, независимо от их национальности, чтобы преодолеть экономическое неравенство национальных общин путем подтягивания отстававших, т. е. малайцев. Планировалось в течение 1971 — 1990 гг. изменить в пользу малайцев распределение финансов и рабочей силы в современных отраслях промышленности и уменьшить долю их занятости в сельском хозяйстве, а также изменить ее в других профессиях. Намечалось повысить долю малайского капитала к 1990 г. с 2,4% до 30%, китайского и индийского уменьшить с 40% до 34%, а иностранного с 63% до 30%, а также снизить уровень бедности с 49% до 17%. Рычагом реализации НЭПа стало дальнейшее расширение особых прав малайцев, в том числе путем запланированной передачи в их руки различных госфирм, компаний и корпораций. Был провозглашен курс на формирование класса крупной малайской буржуазии и квалифицированных рабочих. Однако китайская буржуазия, опытная, энергичная и имевшая широкие международные связи, смогла «отыграться» за счет сокращения доли иностранного капитала. Кроме того, она усиливала свое экономическое влияние путем создания лжемалайских фирм и предприятий. В этих компаниях, получивших название «Али-Баба», под вывеской малайских владельцев скрывался китайский капитал, малайцы же получали «компенсацию» либо оставались на положении младшего партнера.

Позиции малайской общины укрепились после того, как ОМНО осенью 1973 г. договорилась со своим главным соперником в малайской общине —.

ПАС о сотрудничестве. Начался массовый переход членов оппозиционных партий в ОМНО. В результате 1 июня 1974 г. была образована конфедерация политических партий общенационального и регионального уровней — Национальный фронт, что А. Разак расценил как высшее достижение политической стратегии в 1970;х гг. Национальный фронт, куда вошли 9 партий (при главенстве ОМНО), был не единой и сплоченной массовой организацией, а блоком элитарных групп соперничавших общин, главной целью которых было обеспечение бесконфликтного сосуществования.

На выборах 1974 г. Национальный фронт завоевал 135 мест из 154, сама ОМНО получила 62 места, причем половина депутатов были новичками, т. е. состав депутатского корпуса партии во многом омолодился и обновился. Кроме того, в партии были восстановлены Муса Хитам и Махатхир Мохамад, получившие посты министра торговли и промышленности и министра образования и вице-президента ОМНО соответственно. Фронт сохранил контроль над всеми 13 штатами страны. А. Разак сформировал первое правительство Национального фронта, в котором лишь 25% мест осталось за старой гвардией, в составе правительства было представлено большинство входящих во фронт политических партий. Итоги выборов свидетельствовали об определенном успехе как «рукунегара», так и новой экономической политики.

С целью привлечения населения к обеспечению внутренней безопасности в 1975 г. была выдвинута программа «руку тетанга» («принципы отношений между соседями»). Она была нацелена на создание дисциплинированного и единого общества, укрепление добрососедства и взаимопомощи, избавление молодого поколения от социальных зол. Эта программа также усиливала контроль над обществом, ограничивала деятельность антиправительственных сил.

Мосле смерти А. Разака в январе 1976 г. заместитель премьера Хуссейн Онн (Hussein Onn) возглавил правительство, взяв твердый курс на реализацию планов своего предшественника. Он назначил Махатхира Мохамада своим заместителем, более последовательно и решительно стал бороться с коррупцией, в том числе и в рядах самой ОМНО, что укрепило его авторитет среди членов китайской и индийской общин.

Третий пятилетний план 1976—1980 гг. был сориентирован на развитие «собственных ресурсов» при опоре на частный сектор в соотношении его к государственному в пропорции 60:40. В этом плане выделялась, как одна из главных, задача обеспечения внутренней безопасности, расходы на которую увеличивались. Произошло и увеличение численного состава полицейских сил: с 33 тыс. до 80 тыс. к концу 1980 г. Таким образом, межэтнический компромисс все более подкреплялся силой, тем более что полиция практически целиком состояла из малайцев.

В апреле 1981 г. была принята поправка к конституции, дающая право Верховному правителю объявлять чрезвычайное положение, «если он усмотрит наличие угрозы общественному порядку в федерации или какой-либо ее части». Следует отметить, что ПАС, исключенная из Национального фронта в конце 1977 г. ввиду возросших разногласий с ОМНО, стала главной оппозиционной силой. Тем не менее Фронт на выборах.

1978 г. получил 131 место из 154 и упрочил свои позиции. Сама ОМНО, завоевавшая 70 мест, оставалась на позициях ведущей силы Национального фронта. Безусловно, стабильный экономический рост смягчал как межнациональную, так и социальную напряженность в стране. К началу 1980;х гг. Малайзия набрала устойчивые и высокие темпы развития: валовой национальный продукт увеличился за 10 лет более чем в 2 раза, страна вышла на одно из первых мест в Азии по ВВП на душу населения. Удельный вес добычи нефти, обрабатывающей промышленности, производства каучука, пальмового масла, древесины и риса значительно повысился. Однако страна по-прежнему опиралась на экспорт сырья, доходы от которого составляли почти половину годового ВВП, остро стояла проблема бедности, слишком медленно укреплялись позиции малайского капитала, далеко не дотягивавшего до уровня китайского. Призывы лидеров ОМНО к коренному населению радикально изменить подход к жизни, развивать дух предпринимательства, накопительства и экономии оставались малоэффективными. По официальным данным, малайцы тратили около 9% доходов па празднества и развлечения (против 1% у китайцев) и откладывали в виде сбережений лишь 4% (против 19% у китайцев). Китайские бизнесмены жаловались, что в качестве подоходного налога они выплачивают суммы в несколько раз больше, чем малайцы, но правительство основную массу средств тратит на малайцев. Однако у ОМНО, КАМ и ИКМ после победы исламской революции в Иране появился общий внутренний противник — исламский экстремизм, что скрепляло их единство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой