Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование контроля за соблюдением дисциплины цен и ответственность за ее нарушение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существовавшая долгие годы порочная схема поступления лекарств до конечного потребителя постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 запрещена. Уже до 1 марта 2010 г. производители были обязаны зарегистрировать предельные отпускные цены на все жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Причем рассчитываются эти цены по единой методике, которую утвердил Минздравсоцразвития России совместно… Читать ещё >

Правовое регулирование контроля за соблюдением дисциплины цен и ответственность за ее нарушение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен является одним из видов государственного контроля за деятельностью хозяйственных субъектов. Контроль за ценами осуществляется главным образом при установлении и применении фиксированных и регулируемых цен и тарифов. Что касается сферы действий свободных цен, то контролируется правомерность их применения, в частности путем декларирования, и соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Конституция РФ основы ценовой политики относит к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возложены функции по разработке и осуществлению мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и установлению номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен (ст. 28).

Правовым актом, определяющим основы ценообразования, является ГК. Он закрепляет принцип свободы ценообразования в условиях рыночной экономики. Так, согласно п. 1 ст. 424 ГК цена определяется договором, за исключением предусмотренных законом случаев, когда цена устанавливается или регулируется уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Более того, в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК).

Общее законодательство о ценообразовании в нашей стране складывается на основании отдельных законов. К ним относится, например, Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в соответствии с которым ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6).

Данному вопросу также посвящены федеральные законы от 26.07.2010 № 187-ФЗ и от 26.03.2003 № 36-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, а также приняты постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», от 14.11.2009 № 929 «О порядке осуществления государственного регулирования в энергетике, условиях его введения и прекращения и о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

В последнее время правительство РФ особое внимание уделяет ценообразованию на лекарства. Так, было принято постановление Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Минздравсоцразвития России своим приказом от 27.05.2009 № 277н «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные предметы» внес существенные изменения в сложившуюся порочную практику. Росалкогольрегулирование своим приказом от 25.12.2014 № 409 установило цены, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28%.

Установление и применение регулируемых цен, а также контроль за их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти и, прежде всего, Минпромгорг России, который разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях экономики, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен и тарифов. В субъектах РФ аналогичные функции возложены на соответствующие комитеты и департаменты экономики администрации.

Другим федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по ценообразованию, применению и контролю за ценами, является ФАС России. В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите конкуренции» данная служба призвана запрещать хозяйствующим субъектам нарушать установленный нормативными актами порядок ценообразования, установления монопольно высоких и монопольно низких цен.

Основы порядка установления и применения цен определены Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним Правительство РФ своим постановлением от 07.03.1995 № 239 с аналогичным названием утвердило перечни продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен. Один из перечней включает продукцию и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляет Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В этот перечень включены, например, газ природный (кроме реализуемого населению); электроэнергия и тепловая энергия; перекачка, перевалка и налив нефти; перевозки грузов на железнодорожном транспорте и др. Другой перечень включает продукцию и услуги, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, например, газ природный, реализуемый населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В настоящее время большое значение приобретает государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен на товары, которые в последние годы оказались в центре внимания общественности из-за стремительного подорожания.

До последнего времени контроля за фармакологическим рынком со стороны государства практически не было. Уровень цен отслеживали исключительно частные маркетинговые компании, а Росстат фиксировал цены на очень ограниченный и устаревший перечень препаратов. Более того, даже отпускная цена, идущая от производителя, была закрыта. Производители обязаны были регистрировать отпускные цены лишь на лекарства, закупаемые по государственным программам для больниц и льготников. Что касается коммерческого сектора, жизненно необходимые и важнейшие лекарства также якобы подлежат ценовой регистрации, но уже не обязательной, а добровольной. Естественно, что фармакологические предприятия с определенной наценкой продавали свою продукцию крупным оптовым компаниям — дистрибьюторам. Оптовики, передавая медикаменты дальше по торговой цепочке, к этой цене добавляли еще немного. Затем настает черед более мелких оптовиков, которые также «накручивали» свою долю. В некоторых случаях в цепочке было до 14 компаний пока лекарства не дойдут до аптечного прилавка, и суммарная торговая наценка могла достигать 200% и более. Из-за неоправданно высоких торговых надбавок, которые вызваны большим числом посредников, в России сегодня насчитывается до 2 тыс. дистрибьюторов на фармакологическом рынке, цены на лекарства у нас в несколько раз выше, чем в других странах.

В то же время в западных странах количество дистрибьюторов обычно составляет самое большее несколько десятков. Цена производителя лекарств государством не регулируется. Соблюдается принцип свободы бизнеса. Но при этом производители лекарств обязаны продавать свою продукцию всем оптовикам по одинаковой отпускной цене, и эта цена в отличие от нашей страны открыта. В дистрибьюторском (оптовом) секторе «маржа» уже жестко фиксируется. У аптекарей торговые надбавки различаются в зависимости от стоимости лекарства: для дешевых препаратов они несколько выше. В противном случае аптеке было бы выгоднее продавать исключительно дорогие лекарства. Но при этом наценка на один и тот же препарат, продаваемый в разных аптеках, будет одинаковой. За этим следят не только контролирующие государственные органы, но и сами профессиональные объединения. Только в такой ситуации можно говорить о возможности эффективного контроля на рынке[1].

Существовавшая долгие годы порочная схема поступления лекарств до конечного потребителя постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 запрещена. Уже до 1 марта 2010 г. производители были обязаны зарегистрировать предельные отпускные цены на все жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Причем рассчитываются эти цены по единой методике, которую утвердил Минздравсоцразвития России совместно с ФСТ России и другими службами. Теперь, согласно приказу от 11.12.2009 ФСТ России утверждена методика расчета оптовых и розничных торговых надбавок на лекарства. Лекарства, входящие в перечень, должны продаваться по фиксированной цене, которая складывается следующим образом: она состоит, во-первых, из отпускной цены производителя, которая сегодня, как правило, не афишируется, во-вторых, из торговых надбавок дистрибьюторов — оптовиков и розничных торговцев (аптечных сетей). Отпускная цена на жизненно важные препараты отныне должна стать открытой. Производители обязаны регистрировать «стартовую», отпускную цену. ФСТ России подготовила методику расчета «маржи» для оптовых и розничных продавцов, которая одинакова для всех субъектов РФ. Более того, Служба изучила, во что обходится торговля лекарствами в разных федеральных округах, и утвердила размер предельной оптовой надбавки для каждого региона, превышать которую местные власти в своих расчетах не должны[2].

Что касается лекарств иностранного происхождения, напомним, что около 80% импортных поставок на фармацевтический рынок России осуществляется из Китая и Индии, здесь при регистрации отпускных цен в качестве ориентира принимаются минимальные цены в стране — производителе лекарства, а также в других странах, где оно продается. Кроме того, сведениями, по какой стоимости препараты ввозятся в Россию, теперь ежемесячно будут делиться российские таможенники.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ подвел своеобразный итог под стихийно формировавшимся ценообразованием продовольственных товаров.

Во-первых, четко регламентированы сроки возврата денег торговыми организациями поставщикам продукции. В и. 7 ст. 9 Закона уточнены предельные сроки оплаты за поставленную в торговлю продукцию: 10, 30 и 45 календарных дней в зависимости от сроков годности продукции. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки. Если же срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно — оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней. А прежде поставщики могли дожидаться денег несколько месяцев.

Во-вторых, в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на соответствующих территориях не более чем 90 календарных дней (п. 5 ст. 8 Закона). Государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форс-мажорными обстоятельствами.

В-третьих, торговые сети получили возможность официально получать от поставщика премию за большой объем реализованной продукции. Вознаграждение включается в цену, но его размер ограничен 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. И с него будут уплачены налоги. При этом запрещается выплата вознаграждения по отдельным видам социально значимых товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ (и. 4 и 5 ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 14.6 КоАП завышение или занижение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), или иное нарушение порядка ценообразования влечет наложение штрафа на граждан и на юридических лиц.

В соответствии с постановлением КС РФ от 12.05.1998 № 14-П взыскание штрафов с физических лиц производится только в судебном порядке; взыскание штрафов с юридических лиц не может осуществляться в бесспорном порядке без их согласия, что, как правило, приводит к обращению в арбитражный суд.

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен влекут уголовную ответственность (ст. 178 УК).

  • [1] Невинная И. Укротить строптивых // Российская газета. 2009. 11 июня; 2009. 14 авг.
  • [2] Российская газета. 2009. 16 дек.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой