Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление творческим трудом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В реальной практике любой труд содержит элементы и творческого, и рутинного труда в различных пропорциях. Как правило, рутинный труд и творческий труд связывают соответственно с физическим и умственным трудом. Между физическим и умственным трудом имеет место глубокое противоречие. Творчество — это духовная деятельность, имеющая глубоко личностную основу. Производство максимальных благ… Читать ещё >

Управление творческим трудом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из определяющих факторов синергетизации деловой организации является всестороннее развитие личности работника. Пожалуй, уже нет сомнений в значении труда для развития личности, особенно если речь идет о творческом труде. Можно высказать предположение о том, что в любой работе присутствует в той или иной мере творческое начало. Технический прогресс, комплексная автоматизация производства делают производственный процесс все более насыщенным творческим трудом.

Творческий труд на производстве — это та составляющая научного и инженерного труда, которая не может быть нормирована в силу своей природы. Данное обстоятельство предполагает особый подход к творчеству как необходимому компоненту современного производства. Творческий труд является результатом синтеза факторов, порожденных внутренней потребностью личности в творчестве, ее возможностями и общественной необходимостью такого рода деятельности. Управление творческим трудом предполагает создание оптимальных условий для такого синтеза.

Материальное обеспечение для творческого труда является не его причиной, а условием. Трудно провести четкую границу между механической, рутинной работой и творческим трудом, однако в крайних их проявлениях творчество — это внутренняя потребность, а механическая работа — продукт внешнего побуждения (экологического, экономического, социального) личности к деятельности.

Рутинный труд представляет собой точное и многократное повторение однотипных операций.

Творческий труд предполагает интеллектуальную, содержательную работу, при которой создается новая, полезная информация.

В реальной практике любой труд содержит элементы и творческого, и рутинного труда в различных пропорциях. Как правило, рутинный труд и творческий труд связывают соответственно с физическим и умственным трудом. Между физическим и умственным трудом имеет место глубокое противоречие. Творчество — это духовная деятельность, имеющая глубоко личностную основу. Производство максимальных благ на предприятии предполагает прежде всего реализацию технологического процесса по выпуску заранее запланированной продукции, при этом следует отметить, что рутинной может быть не только физическая деятельность, но и умственная работа в процессе выполнения функций, требующих логического автоматизма, поэтому не всякий умственный труд является творческим. Творческий труд — результат синтеза факторов, порожденных внутренней потребностью личности в творчестве, ее возможностями и общественной необходимостью в такого рода деятельности.

Внутренняя потребность в творчестве заложена в каждом человеке. Наиболее ярко она выражена в талантливых личностях. Проблема таланта в управлении — это особая проблема. Талант нарушает привычную схему, может доставлять окружающим беспокойство, даже раздражает своей непохожестью. Вместе с этим он, как правило, не способен быть агрессивным, поэтому важнейшим условием развития таланта является его защита. Талантливых, творческих людей необходимо искать, замечать и всячески поддерживать. Руководитель должен понимать, что творческие люди работают не потому, что их заставляют, а потому, что они не могут не работать, реализуя свое призвание.

Творческие возможности человека и его потребности в творчестве не всегда совпадают. Причины этого могут быть внутренними (например, недостаток природных способностей, недостаточное образование) и внешними (например, отсутствие условий для работы).

Общественная необходимость в творчестве — это также очень непростая проблема. Она затрагивает и экономические отношения, и общественное сознание. Здесь уместно еще раз вспомнить утверждение Маркса о том, что если у общества появляется потребность, то она двигает науку быстрее, чем десяток университетов.

Администрирование и творчество — несовместимые понятия. Одним из самых пагубных проявлений администрирования является попытка расценить творчески труд. Творческий труд не может быть нормирован в силу своей природы. Попытки регламентировать, нормировать творческий труд — это следствие стремления командовать творческими людьми. В 80-е гг. XX в. на одном из крупных предприятий, где довелось работать автору, в творческом подразделении администрацией был размещен плакат с характерным лозунгом: «Изобретатель! Изобретай не то, что тебе хочется, а то, что нужно социалистической Родине!».

Основатель кибернетики Норберт Винер так сказал о проблеме администрирования творчества (в изложении): «Администратор уподобляется садовнику, который, пусть даже из благих намерений, время от времени выдергивает посаженное деревце, чтобы посмотреть, как развивается корневая система, а потом сажает его снова». Систематизация и обобщение различий подходов в управлении творческим трудом (с авторскими дополнениями и уточнениями) представлены в табл. 6.3.

Таблица 63

Различные подходы в управлении творческим трудом.

Административный подход.

Естественный подход.

Все работники уклоняются от работы и за ними нужен постоянный и строгий контроль.

Жизненное призвание к творческому труду как способу самоутверждения не позволяет человеку уклоняться от работы.

Результат можно получить, только создавая напряжение в работе.

Творческий труд продуктивен, когда он раскрепощен, когда отсутствует жесткая регламентация и необходимость оправдываться под видом отчета о проделанной работе.

Чтобы оценить стоимость труда, его необходимо нормировать.

Творческий труд нельзя формализовать и нормировать; формализация отношений с творческим работником может привести к формальному отношению к труду, когда труд превращается в повинность. Стоимость труда творческих работников определяет важность решаемой проблемы, потенциал творческого работника и рынок труда.

Для стимулирования используется принцип «кнута и пряника», экономическое содержание правления сводится к применению экономических санкций, но отношению к работнику.

При адекватной для рыночной среды оплате творческий труд более расположен к моральному поощрению. Материальное поощрение воспринимается позитивно, когда оно отражает признание общей значимости творческой личности, а не является разовой акцией поощрения за отдельный конкретный результат. Материальное вознаграждение является условием, а не целью творческого труда.

Работник является исполнителем чужой воли.

В основе творческой работы лежит инициатива, инициатива без свободы невозможна.

Принцип руководства: «находиться над персоналом».

Принцип руководства: «работать вместе с людьми».

Работать надо, но четкому, заранее определенному ритму.

В процессе творческого труда возможны периоды естественных спадов и депрессия.

Управление творческим процессом связано с проблемами мыследеятельности. Характер этой связи и вытекающие из нее обстоятельства требуют специального исследования. В настоящее время интенсивно развиваются идеи креативного и эвристического менеджмента. Термин «креативный» в переводе с английского языка означает творческий, созидательный (creative). Он касается таких проблем управления, которые относятся к неподдающимся четкой формализации предметным областям управления. Креативный менеджмент реализуется там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности всего творческого коллектива.

Отличие эвристического менеджмента от креативного состоит в том, что его предметом является управление личностью и ее самоуправление. Эвристический менеджмент связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью личности как определяющего участника творческого процесса.

Системный анализ ситуации в современном промышленном производстве, где все глубже проникают друг в друга различные области знаний, подтверждает потребности практики в развитии различных видов деятельности: научной и производственной.

Эти два специфических направления человеческой деятельности развивались и развиваются на основе действия своих внутренних законов. Что же касается анализа целостной системы «наука — производство», то на первом плане исследований находились такие особенности ее развития, которые подчеркивали единство науки и производства. Но не меньшего внимания требуют исследования противоречий между наукой и производством. Увеличение наукоемкости производства в условиях ускорения научно-технического прогресса в области промышленного производства поставило ряд непростых вопросов как теоретического, так и практического характера.

В общественной практике статус науки определен в качестве одной из форм творческой деятельности. Сформировалась соответствующая организационная структура и государственный механизм обеспечения научной деятельности. Отработана система подготовки научных кадров, определена экономическая и материальная база. Создана, наконец, адекватная социальная атмосфера вокруг такого рода деятельности и самой категории научных работников, ученых.

Для производственной деятельности также создан устойчивый социально-экономической (а также этический и психологический) статус производства — процесса создания материального продукта путем преобразования вещества, использования энергии и переработки информации.

Противоречие между наукой и производством возникает в силу того, что наука в первую очередь предполагает духовную, творческую деятельность, а производство — реализацию технологического процесса по выпуску запланированной заранее продукции.

Частных проявлений этого общего противоречия более чем достаточно. Отметим некоторые из них.

Так, производство должно решать наукоемкие задачи, а статус научных работников на производстве не определен исчерпывающим образом. Возьмем производство программного продукта — это промышленное производство или научная деятельность? Производитель программного продукта является рабочим или научным работником? А как не вспомнить все еще продолжающиеся и безнадежные попытки осуществить нормирование творческого труда — это отголоски все того же объективно существующего противоречия между наукой и производством.

Нельзя пройти мимо и недостаточной эффективности отраслевых институтов в нашей стране. Далее отметим также диспропорции между затратами на разработку и внедрение технических новшеств. Вспомним еще и о проблеме снижения престижности инженерного труда в его сегодняшнем контексте. И о месте творческой деятельности в общественном сознании. Всегда ли в нашей системе общественных ценностей интеллектуальная деятельность занимала достойное место? К сожалению, нет. У нас очень долго физический труд оплачивался выше интеллектуального. В общественном сознании понятие «ученый» нс всегда ассоциировалось с понятием «труженик». Менталитет многих руководителей до сих пор базируется на знаменитом афоризме «Забудь дедукцию, давай продукцию!».

Каким образом можно разрешать противоречие между наукой и производством?

Анализ тенденций развития современного промышленного производства с учетом возрастания его наукоемкости позволяет выявить наряду с научной и производственной деятельностью еще одни вид деятельности. Его сущность не сводится к механическому суммированию науки и производства. Условно назовем этот вид деятельности производственным творчеством. Его элементы в промышленную эпоху существовали всегда в различной степени проявления. Но именно сейчас назрела необходимость четко обозначить его социально-экономический статус, обеспечить влияние субъективных факторов на объективно созревшие предпосылки, в том числе и структурной организации производственного творчества. В промышленно развитых странах предпочитают размещать нс только инженерный, но и научно-исследовательский потенциал непосредственно на заводах, на промышленных предприятиях. Необходимо определить соответствующее место в социальной структуре людям, занимающимся производственным творчеством, в том числе обеспечив подготовку кадров в широком смысле для этого вида деятельности.

Таким образом, на современном уровне развития производительных сил обоснованным является выделение в рамках рассматриваемой проблемы трех равнозначных видов деятельности: научная работа, производственное творчество, производство. Вопрос терминологии пока можно считать открытым, но становление и развитие производственного творчества на адекватном уровне является одним из способов разрешения противоречия между наукой и производством, а также средством ускорения решения научных и производственных проблем. Актуализация творческих процессов в организации является отражением общей тенденции самоорганизации деловой активности хозяйствующего субъекта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой