Практические задания.
Организационное поведение
Группы. Их размер определить еще труднее. «А много — это сколько? Зачем говорить про толпу, нас ведь было всего четверо?!». Для кого-то и два человека — это уже невыносимо много. Одним из признаков больших групп является их самопроизвольное разбиение на подгруппы, однако даже отдел из трех человек часто разбивается на двоих подчиненных и их оппонента — начальника. Группа они? Конечно! Большая… Читать ещё >
Практические задания. Организационное поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание 1. Для более глубокого изучения материала ознакомьтесь с книгой Г. Сартан «Тренинг командообразования». Подумайте, в чем ошибочность распространенного понимания этапов протекания конфликта и нормообразования в групповой динамике и какие свойства приобретает группа на стадии формирования дееспособной команды. Сверьте свои выводы с выводами, изложенными в статье Е. Ксенофонтовой «Это модное слово — команда» .
Задание 2. Проанализируйте трактовки групповой сплоченности, представленные в сети Интернет, и покажите сходство и различия взглядов разных авторов. Продумайте, какие ошибки можно допустить при диагностике групповой сплоченности и сформулируйте главные выводы по рискам такой диагностики (кратко, несколько пунктов).
Задание 3. Просмотрите в сети Интернет рисунки, иллюстрирующие феномены groupthink, и выберите из них несколько, наиболее точно отражающих суть феномена, а также несколько, искажающих смысл данного явления.
Задание 4. В текстах, А и Б заполните пропуски недостающими словами и предложениями. Придумайте их сами или выберите из перечня, предложенного после каждого текста.
А. Организации, даже небольшие, состоят не только из входящих в них людей, но и из …, в которые эти люди … Такое объединение происходит и по … и по … и даже просто по …: «Оказывается, здесь работает двое моих соседей, и мы всегда теперь вместе возвращаемся домой [вид группы …]. А еще здесь есть компания любителей, как и я, поиграть в перерыве в настольный теннис. Жаль только, что все наши теннисисты работают в подразделениях, А или Б, и только я — из подразделения В [вид группы …]. Более того, со мной в комнате работают одни старики — они были молодыми специалистами, когда мы еще только окончили школу! […]. А вчера, вообще, лифт застрял, и пока ждали мастера, мне пришлось слушать про многодетно-семейные проблемы бухгалтерских дам» [это была группа …]. Объединения, не связанные с «производственной необходимостью», как правило, являются … группами, хотя можно официально представить свою команду по теннису для участия в турнире между разными компаниями региона или между филиалами внутри одной крупной компании. В таком случае группа из … станет … так как ее состав утвердят и оформят в качестве признанной руководством спортивной команды. Формализма во взаимоотношениях членов команды от этого не добавится, однако при составлении списка узнать не только фамилию, но и отчество каждого, скорее всего, понадобится. Так же, как и решить щекотливый вопрос о том, как объяснить редко или плохо играющим сотрудникам компании [вид группы …], почему их не включили в состав официальной команды [вид группы …], [команда ли это по уровню развития? …].
Слова для подстановки•, группы / индивиды / личности, необходимость / случайность, объединение как процесс / результат, признаки разнородности / однородности группы, профессионально-должностная необходимость, собственное желание, формальная / неформальная группа.
Б. Итак, что же такое группа, и почему у этого слова столько разных синонимов?
Социальная группа, — это более или менее … чаще реальное, но иногда и условное (как в математике группа — это объединение элементов, не ведающих, что их для чего-то объединили). Для исследования социологи или служба персонала организации могут выделить … выпускников технических вузов или тех, кто владеет конкретными иностранными языками. Однако члены этих … групп, даже будучи знакомыми, могут никогда и не догадаться, что в каких-то списках они числятся в одной группе. Так же, не проявляя особого любопытства, могут никогда не понять, почему такого-то человека включили в такую-то группу проекта или направили в командировку, на курсы повышения квалификации и т. д. В остальных случаях, когда речь идет о … т.е. контактных группах, члены группы знают друг друга или хотя бы имели возможность их видеть и слышать (как в случае с временным заточением в кабинке лифта).
Группы бывают … и … «Папа, а два — это уже куча?». … группы — от двух и более людей, в случае реальных социально-психологических объединений (т.е. реальных групп), это всегда группы… в которых люди не только имеют возможность общаться друг с другом, но и оказывают друг на друга влияние: прямое и косвенное, сознательно и невольно.
… группы. Их размер определить еще труднее. " А много — это сколько? Зачем говорить про толпу, нас ведь было всего четверо?!". Для кого-то и два человека — это уже невыносимо много. Одним из признаков больших групп является их самопроизвольное разбиение на подгруппы, однако даже отдел из трех человек часто разбивается на двоих подчиненных и их оппонента — начальника. Группа они? Конечно! Большая? Нет. Поэтому … не является уникальным признаком только больших групп.
Поэтому другим признаком определения большой группы является возможность непосредственно общаться каждому с каждый и, более того, реально осуществлять этому возможность. Возьмем, к примеру, международную корпорацию. Действительно, каждый сотрудник может найти по спискам подразделений, существующих практически всегда уже в электронном виде, сотрудников на аналогичной должности где-нибудь на другом конце света, написать ему письмо и установить тесный, со временем даже дружеский контакт. Но в крупной корпорации абсолютно исключено, чтобы каждый, действительно реализовывая эту возможность, общался с каждым сотрудником корпорации персонально! Рассылки массовых объявлений и другие публичные выступления к такому взаимному общению не относятся. Следовательно, большая группа начинается там, где заканчивается малая (средняя) — реально контактная группа. Чувство причастноности, однородности (по какому-либо признаку) и даже теоретическая возможность встретиться с любым из живущих в этот момент на планете людей, позволяет сказать, что человечество, это …
Очередь, это группа? … Пока ничего особенного не произошло, скорее всего — нет. Однако, ежели ожидание затянулось, люди объединяются в «МЫ, которые уже заждались ВАС!». Как правило, члены очереди видят друг друга и могут взаимодействовать — контактировать. Но очереди бывают и виртуальные: в списках начальства — оглашаемых и нет, в списках доступа к очередному компьютерному ресурсу, накапливаемых сервером и т. д. В этих случаях члены группы уже не знакомы. Но при необходимости они почти всегда могут кликнуть клич для объединения и объединиться в «праведной борьбе со своими обидчиками» .
Слива для подстановки: большие / малые группы, контактные, постоянное объединение людей, разбиение на подгруппы, условные / реальные группы.
Задание 5. Добавьте существенные, на ваш взгляд, признаки групп разного типа (строки 9 и далее) и заполните таблицу ответами («да» или «нет»). Будьте готовы аргументировать ваше мнение на семинаре.
№ п/п. | Типы групп. | Реальная социальная общность. | Условное объединение. | ||||
Признаки группы данного типа. | Большая долгосрочная. | Малая контактная долгосрочная. | Малая контактная краткосрочная. | Виртуальная малая. | Референтная. | Условная неконтактная. | |
Может общаться / общается каждый с каждым. | |||||||
Знает каждый каждого. | |||||||
Может влиять каждый на каждого. | |||||||
Стабильность состава. | |||||||
Официально утвержденный состав. | |||||||
Закрытость для чужих. | |||||||
Сплоченность относительно чего-то (чего?). | |||||||
Ориентированность на единую цель. | |||||||
… |
Задание 6. Деловая игра «Планирование тренингов командообразования» .
Подготовьтесь к занятию в соответствии с распределенными ролями: тренеры, готовые провести тренинг командообразования (см. Интернет), и руководители подразделений, решающие, каких результатов они ждут от данной работы. В процессе игры руководители заслушивают предложения разных тренеров, обсуждают специфику их предложений и только после этого формулируют краткое задание для предстоящей работы. «Тренеры» уже в объединенной группе обсуждают с «руководителями» риски и условия эффективности предстоящей работы.
Задание 7. Выберите несколько групп из предложенного списка и кратко опишите их тип, особенности поведения и развития каждой из выбранных вами групп, а также возможные феномены взаимодействия этих групп между собой в придуманной вами организации:
- • профессионалы одного профиля;
- • руководители или сотрудники одного уровня иерархии;
- • представители функциональных направлений (маркетологи, производственники и т. д.);
- • сотрудники разных офисов, комнат, региональных отделений, филиалов;
- • коллеги по подразделению;
- • выпускники одного вуза;
- • земляки;
- • гендерные и возрастные группы;
- • группы по интересам/хобби;
- • дружеские микрогруппы и компании приятелей;
- • стейкхолдеры организации (акционеры, поставщики, клиенты, региональные и государственные власти, общественные организации, персонал и их родственники и т. д.);
- • профсоюзные организации;
- • центры финансовой ответственности (центры прибыли и центры затрат);
- • представители основных и обслуживающих бизнес-процессов;
- • проектные группы, группы качества и т. д.
Подготовьтесь к выступлению перед однокурсниками и будьте готовы к тому, что они могут не во всем с вами согласиться (подготовка к выступлению может проводиться студентами парами или тройками).