Основные направления изучения трудоустройства населения
В настоящее время признается, что чем успешнее будет политика государства, направленная на поддержание безиинфляционного экономического роста, тем лучше перспективы развития рынка [руда. В рекомендациях МОТ указывается, что содействие полной и продуктивной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств. В условиях экономической… Читать ещё >
Основные направления изучения трудоустройства населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач анализа рынка труда является оценка степени и возможностей трудоустройства населения, изучение эффективности работы служб занятости.
Первоочередная роль в сфере трудоустройства населения отводится государству. В России целенаправленная политика по регулированию рынка труда находится в стадии становления, однако в мировой практике этому направлению развития рынка труда уделяется внимание достаточно давно. Уже на первой сессии Международной конференции груда в 1919 г. одним из ключевых был вопрос о безработице. Периоды роста безработицы считались неизбежными, поэтому предлагаемые меры сводились к исправлению ее последствий, а не к смягчению роста безработицы в результате колебаний в развитии экономики. Были выделены два направления работ: посредничество в трудоустройстве и разработка системы страхования от безработицы. Принятая Декларация послужила основой для создания во многих странах бирж труда. Однако основной ошибкой первых десятилетий политики на рынке труда стало разграничение функций бирж труда и страхования от безработицы. Только в 1960—1970 гг. такой подход был признан ошибочным, и во многих странах стали реализовываться программы по интеграции функций служб занятости и администраций по страхованию безработных. В это же время предпринимаются попытки снижения риска безработицы среди отдельных групп населения.
Несмотря на ощутимый прогресс в деятельности международных организаций на рынке труда, в годы до Второй мировой войны все разрабатываемые меры не предусматривали вмешательства правительства в организацию и функционирование рынка труда.
Однако уже в 1944 г. принимается Декларация о занятости. Безработица уже не рассматривается как индивидуальная проблема работника, а «концепция индивидуальной помощи безработным начинает меняться в направлении осознания позитивной роли активных средств влияния государства на равновесие рынка труда и его организацию»[1].
Одним из основополагающих событий в истории политики на рынке труда стало принятие в 1964 г. Международной конференцией труда документов о политике занятости. Основными новшествами в политике рынка труда стали следующие:
- • безработицу перестали связывать только с проблемами организации рынка труда;
- • политика поддержания занятости стала предусматривать меры экономического регулирования, инвестиционные программы, программы в области регулирования рабочего времени, социальной защищенности и т. д.;
- • решение проблем занятости было предложено сделать основной целью политики государства;
- • менялась роль службы занятости; она становится важным элементом политики улучшения возможностей для занятости.
Таким образом, акценты в политике на рынке труда смещаются в сторону принятия активных мер по его регулированию.
Кризисные процессы 1970;х гг. (в частности, два нефтяных кризиса, локальные войны), возросшие темпы инфляции привели к разработке нового комплекса мер, предполагающих создание новых рабочих мест в частном секторе и разработку программ местной инициативы на рынке труда.
В настоящее время признается, что чем успешнее будет политика государства, направленная на поддержание безиинфляционного экономического роста, тем лучше перспективы развития рынка [руда. В рекомендациях МОТ указывается, что содействие полной и продуктивной занятости должно быть первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государств.
- • численность незанятых трудовой деятельностью граждан, в том числе признанных безработными;
- • численность безработных, которым назначено пособие по безработице;
- • заявленная потребность в работниках и нагрузка незанятого населения на одну вакансию;
- • состав безработных, но полу;
- • состав безработных по возрасту;
- • состав безработных по уровню образования;
- • объем и структура безработных, трудоустроенных службами занятости, в том числе молодежь в возрасте 16−29 лет, женщины, инвалиды, лица, проживающие в сельской местности;
- • региональное распределение численности безработных.
В табл. 3.22 приводятся данные о трудоустройстве граждан органами Государственной службы занятости по нескольким категориям:
- • занятые трудовой деятельностью;
- • учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время;
- • незанятые в трудовой деятельностью, из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности);
- • пенсионеры.
В условиях экономической нестабильности может увеличиваться численность лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Как результат деятельности органов Государственной службы занятости приводится численность трудоустроенных граждан всего и с распределением по названным категориям. По каждой категории определяется процент трудоустроенных:
Таблица 3.22.
Трудоустройство граждан органами Государственной службы занятости
Категория граждан. | Обратились по вопросу трудоустройства, тыс. человек. | Трудоустроены, тыс. человек. | Процент трудоустроенных. | ||||||
1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | |
Всего. | 5122,4. | 4745,9. | 6438,0. | 1217,9. | 3199,4. | 4075,8. | 43,3. | 67,4. | 63,3. |
В том числе: занятые трудовой деятельностью; | 169,9. | 177.7. | 172,5. | 17,9. | 96,7. | 116,6. | 10,5. | 54,4. | 67,6. |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время; | 849,1. | 1285,2. | 1225,3. | 806,1. | 1242,6. | 1194,2. | 94,9. | 96,7. | 97,5. |
незанятые трудовой деятельностью; | 3937,3. | 3283,0. | 5040,3. | 1362,5. | 1860,2. | 2765,0. | 34,6. | 56,7. | 54,9. |
из них ищущие первую работу (ранее нс приступавшие к трудовой деятельности); | 619,3. | 2049,1. | 2470,5. | 194,5. | 1622,5. | 1828,9. | 31,4. | 79,2. | 74,0. |
пенсионеры. | 166,1. | 153,5. | 338,6. | 31,4. | 68,5. | 134,8. | 18,0. | 44,6. | 39,8. |
Растет как число обратившихся в органы Государственной службы занятости по вопросам трудоустройства, так и численность трудоустроенных: в 2005 г. по сравнению с 2000 г. темпы роста этих показателей составили соответственно 125,7 и 183,8%, а процент трудоустроенных возрос почти в 1,5 раза.
Если - коэффициент роста процента трудоустроенных, -- коэффициент роста числа обратившихся по вопросу трудоустройства, - коэффициент роста числа трудоустроенных, то .
Наибольший удельный вес среди трудоустроенных (67,8% в 2005 г.) составляют незанятые трудовой деятельностью, однако процент трудоустройства в этой категории один из самых низких (54,9% в 2005 г. и ниже только по группе пенсионеров). Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом определяется своевременностью информации о потребности предприятий в работниках. На основе данных о численности незанятых трудовой деятельностью, обратившихся в службы занятости, и потребности предприятий в работниках (числе вакансий) определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию:
Так, в январе 2006 г. численность незанятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся с органы служб занятости, составляла 2070,2 тыс. человек, потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости в Российской Федерации, составляла в тот же месяц 797,7 тыс. человек.
Таким образом, в среднем по Российской Федерации нагрузка незанятого населения на одну вакансию в январе 2006 г. составила 2,6 человека.
Рассматривая данные органов службы занятости по месяцам, можно говорить о наличии определенной сезонности в динамике численности незанятых трудовой деятельностью: обычно снижение наблюдается в мае — сентябре, а увеличение — в первые и последние месяцы года. Это находит отражение и в показателе нагрузки незанятого населения на одну вакансию (табл. 3.23).
Состав обратившихся в службы занятости изучается по полу, возрасту и образованию, при этом особое внимание уделяется анализу численности и состава молодежи в возрасте до 30 лет.
Доля женщин в составе зарегистрированных безработных намного превышает удельный вес мужчин. Так, в 2005 г. доля женщин составляла 66% в составе зарегистрированных безработных.
Таблица 3.23
Характеристика нагрузки незанятого населения на одну вакансию
Показатели. | 2006 г. | |||||
январь. | февраль. | март. | апрель. | май. | июнь. | |
Численность незанятых трудовой деятельностью, тыс. человек. | 2070,2. | 2127,6. | 2122,7. | 2008,3. | 1929,0. | |
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. человек. | ||||||
Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости, тыс. человек. | 797,7. | 811,9. | 861,6. | 961,5. | 1090,5. | 1140,1. |
Нагрузка незанятого населения па одну вакансию, человек. | 2,6. | 2,6. | 2,5. | 2,1. | 1,8. | 1,7. |
Следует отметить, что в процессе проведения выборочных обследований по проблемам занятости населения ставится задача выяснить способы поиска работы, в составе которых выделяются: обращение в органы Государственной службы занятости; обращение в коммерческие службы занятости; подача объявления в печать: отклик на объявления; обращение к друзьям, родственникам, знакомым; непосредственное обращение к работодателю (администрации); другие способы.
Если проанализировать результаты обследований в 2000 -2004 гг., то оказывается, что доля безработных, обратившихся в органы Государственной службы занятости, хотя и имеет тенденцию к росту, но годам, но не слишком значительному, так, в 2000 г. она составляла 26,1%, а в 2004 г. — 34,6%. При этом абсолютное число безработных, обратившихся в органы Государственной службы занятости, оставалось достаточно стабильным па уровне 1,8−2,0 млн человек.
Около 6% безработных при поиске работы обращались к друзьям, родственникам, нередко использовались все или некоторые из перечисленных выше способов поиска работы По федеральным округам доля обращений безработных в органы Государственной службы занятости варьирует от 31,1 (Центральный федеральный округ) до 39% (Дальневосточный федеральный округ), но по регионам федеральных округов вариация доли обращений значительно выше (табл. 3.24).
Таблица 3.24
Показатели доли безработных, обратившихся в службы занятости в связи с поиском работы по субъектам РФ в 2004 г., %.
Федеральный округ. | Средняя по федеральным округам. | Доля обратившихся в органы Государственной службы занятости. | Доля обратившихся в коммерческие службы занятости по субъекту. | ||
минимальное значение. | максимальное значение. | минимальное значение. | максимальное значение. | ||
Центральный. | 31,1. | 16,1 (Курская область). | 52,9 (г. Москва). | 1,0. | 4,7. |
Северо-Западный. | 32,С. | 11,5 (г. СанктПетербург). | 49,0 (Вологодская область). | 4,2. | 0,6. |
Южный. | 35,8. | 14,2 (Республика Северная Осетия — Алания). | 59,5 (Республика Ингушетия). | 0,0. | 0,0. |
Приволжский. | 33,7. | 6,3 (Коми-Пермяцкий автономный округ). | 51,7 (Удмуртская Республика). | 1,3. | 1,0. |
Уральский. | 37,2. | 31,3 (Свердловская область). | 54,4 (Ханты-Мансийский автономный округ). | 1,6. | 3,2. |
Сибирский. | 37,0. | 12,9 (Новосибирская область). | 61,5 (Республика Тыва). | 0,0. | 0,6. |
Дальневосточный. | 39,0. | 21,8 (Еврейская автономная область. | 74,2 (Корякский автономный округ). | 0,0. | 0,6. |
В целом по Российской Федерации. | 31,8. | 6,3. | 74,2. |
- [1] Прокопов, Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф. Т. Прокопов. — М.: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 1999. — С. 80.