1. Редактирование и правка служебных документов имеет ряд специфических особенностей. Составитель, он же и редактор документа, должен: хорошо ориентироваться в той области знаний, с которой связано содержание редактируемых материалов; уметь пользоваться справочной литературой общего и специального характера; владеть официально-деловым стилем речи; уметь пользоваться методикой редактирования и техникой литературной правки.
2. Лингвистический анализ документов показывает, что существуют наиболее типичные ошибки языка документов, возникающие из-за особенностей официально-делового стиля речи.
3. Типичные ошибки, влияющие на стиль и содержание документа, делятся на несколько видов: логико-смысловые, лексические, морфологические, синтаксические ошибки, ошибки правописания, нарушение речевого этикета.
4. Культура деловой служебной переписки во многом зависит от решения проблем этикетного характера. Деловой этикет проявляется как в форме, так и в содержании служебных писем. Ключевые фразы строго официальных и полуофициальных писем имеют существенные различия. Составляя письмо, адресант должен точно знать необходимые виды официальных обращений, типичные языковые формулы выражения просьбы, отказа, извинения, претензии и т. д.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Почему государственный служащий должен обладать навыками редактора?
2. Каковы методика и техника редактирования служебного документа?
3. Назовите основные типы ошибок, нарушающих понимание смысла и логики текста.
4. Приведите примеры типичных лексических, морфологических и синтаксических ошибок, встречающихся в текстах документов.
5. С какими трудностями этикетного характера сталкивается служащий при написании делового письма?