Культура Возрождения в Нидерландах
![Реферат: Культура Возрождения в Нидерландах](https://westud.ru/work/6440474/cover.png)
Десятки персонажей и сцены с панорамными пейзажами написаны поразительно светоносными красками, детали натуры переданы с ювелирной точностью, образам людей даны выразительные характеристики, а целое вызывает ощущение величия. На основе непосредственных впечатлений от земной красоты художник смог создать возвышенный, одухотворенный образ мира. На рубеже веков Иероним Босх (до 1460 — 1516) стал… Читать ещё >
Культура Возрождения в Нидерландах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие ренессансной культуры Нидерландов, небольшой по площади, но самой густонаселенной страны Европы, не уступавшей Италии по уровню городской жизни, отличалось большим своеобразием. В XV в. Нидерланды становятся одним из главных центров «осени Средневековья» — расцвета при бургундских герцогах утонченной придворной культуры, вдохновленной рыцарскими идеалами. Никакого гуманистического движения здесь еще не было, но в искусстве уже начались перемены. Для готического городского собора в Генте был заказан крупный многостворчатый алтарь, и художник Ян ван Эйк (1390—1441) завершил его в 1432 г. (рис. 15.31).
Десятки персонажей и сцены с панорамными пейзажами написаны поразительно светоносными красками, детали натуры переданы с ювелирной точностью, образам людей даны выразительные характеристики, а целое вызывает ощущение величия. На основе непосредственных впечатлений от земной красоты художник смог создать возвышенный, одухотворенный образ мира.
![Ян ван Эйк. Поющие ангелы.](/img/s/8/89/1340089_1.png)
Рис. 1531. Ян ван Эйк. Поющие ангелы.
Фрагмент Гентского алтаря. Ок. 1430 г.
На рубеже веков Иероним Босх (до 1460 — 1516) стал сочетать ренессансное многообразие впечатлений от характерных типов людей, быта, мира вещей и природы с фантастикой демонических образов. Во имя нравственного урока зрителю он создавал гротесковые монтажи живого с неживым и сцены, похожие на кошмарные сновидения (рис. 15.32).
![Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500. Музей Прадо. Мадрид.](/img/s/8/89/1340089_2.png)
Рис. 15.32. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500. Музей Прадо. Мадрид.
В отличие от итальянских мастеров, ставивших в центр внимания человека, в Нидерландах художники часто воспринимали этот образ как малую частицу мироздания. Такая специфика проявилась в искусстве крупнейшего художника нидерландского Возрождения Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 — 1569), прозванного Мужицким. На фоне драматических перипетий истории своей страны, европейских конфессионально-политических конфликтов он с горечью воспринимал как утопию былые гуманистические идеалы всесилия человека и, обращаясь к мотивам народных пословиц, не раз раскрывал в персонажах черты людской глупости, жадности, эгоизма, привычки к лени. В картине «Слепые» (рис. 15.33) художник создал иносказание о трагедии человеческих упований, изобразив вереницу слепцов, идущих друг за другом, но еще не понявших, что первый из них уже падает с обрыва.
![Питер Брейгель (Мужицкий). Слепые. 1568.](/img/s/8/89/1340089_3.png)
Рис. 1533. Питер Брейгель (Мужицкий). Слепые. 1568.
Национальный музей Каподимонте. Неаполь
Изображая крестьянский танец или свадьбу, Брейгель зорко подмечал мощь стихии народного веселья, а в цикле «Времена года» старался выявить красоту панорамных видов природы и связанных с ней характерных сцен жизни людей.
Во второй половине XVI в. впервые после Эразма Роттердамского европейскую известность и признание в гуманитарных науках получил филолог, историк, философ, политический мыслитель Юст Липсий (1547—1606). Он преподавал в университетах Лувена и Лейдена, издавал и комментировал сочинения Сенеки и Тацита, развивал в своих трудах идеи неостоицизма. Так, в книге «О постоянстве» Липсий анализировал, как личность может сохранить свои моральные устои в эпоху войн, конфликтов и катастроф. Спасение он видел в добродетелях терпения, стойкости, постоянства. Работу «Политика» он создал как руководство для властителей, составленное из цитат античных авторов по вопросам управления государством, военного дела, права и морали, сопровождая эти тексты краткими комментариями на полях. Успех книги был огромным: только при жизни Липсия было опубликовано 75 изданий на разных языках.