Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормативная база организации и деятельности правоохранительных органов в российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правоохранительное право должно сформировать такое состояние правоохранительной системы, которое надежно обеспечит общественную безопасность и охрану общественного порядка. Оно также позволит эффективно выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать своевременные меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов личности и общества, в том числе… Читать ещё >

Нормативная база организации и деятельности правоохранительных органов в российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материалов данной главы студент должен:

знать

• основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов РФ;

уметь

  • • оперировать юридическими понятиями и категориями, изученными в рамках темы;
  • • анализировать нормативные правовые акты на предмет определения системы, структуры, функций и задач конкретных судебных и правоохранительных органов;

владеть

• навыками работы с законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими организацию и деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации.

Понятие, сущность и содержание правоохранительного права. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах.

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Они приняты на разных уровнях государственной власти и обладают неодинаковой юридической силой. Их объединяет предмет правового регулирования — общественные отношения, складывающиеся между государственной властью, обществом и личностью по поводу охраны права.

Учитывая все многообразие правового регулирования системы правоохранительных органов и самой правоохранительной деятельности, с помощью юридических норм, принципов, правового поведения граждан и их правового правосознания целесообразно для удобства восприятия учебного материала ввести термин «правоохранительное право»[1].

Правоохранительное право должно сформировать такое состояние правоохранительной системы, которое надежно обеспечит общественную безопасность и охрану общественного порядка. Оно также позволит эффективно выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать своевременные меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов личности и общества, в том числе связанных с возмещением причиненного имущественного вреда.

Для специалиста в области юриспруденции важным как с правовой, так и с морально-этической стороны является знание, правильное соблюдение и применение не только норм, регламентирующих правовой статус и саму деятельность правоохранительных органов, но и норм, определяющих их системное, структурное и организационное построение. Не может должностное лицо, занимающееся правоохранительной деятельностью, само нарушать нормативные предписания.

Очевидно, что от четкого знания норм правоохранительного права, регламентирующих систему правоохранительных органов и правоохранительную деятельность, включая постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Конституционного Суда РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, зависит эффективность правоохранительной деятельности.

Проблема соотношения сущности[2] и содержания права[3] занимает важное место в правовой теории.

Вместе с тем в научной и учебной литературе эти два понятие нередко отождествляются. Авторы или не затрагивают этот вопрос, или сводят свое определение права к простой системе (совокупности) процессуальных норм, никак не разъясняя при этом, что же имеется в виду в данном конкретном случае: сущность права или его содержание[4].

Здесь следует понимать, что смешение понятий сущности и содержания права недопустимо, потому что «если сущность — это основа, суть процесса, то содержание это совокупность важнейших составных элементов данного процесса»[5].

Разграничение сущности и содержания права необходимо еще и потому, что позволяет проследить истоки возникновения и развития права, закономерности и способы его нормативного закрепления, истинное содержание правовых предписаний, содержащихся в нормах, и реальный механизм правового регулирования, складывающихся в той или иной отрасли государственной деятельности. В нашем случае — правоохранительной деятельности.

Основываясь на этих посылках, сформулируем определение сущности правоохранительного права, с тем чтобы в дальнейшем определить его основные (сущностные) черты.

Правоохранительное право — это государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между государственной властью, обществом и личностью по поводу охраны права; направлена на достижение цели правоохранительной деятельности и решения ее непосредственных задач; обеспеченная для этого принудительной силой государства и общества.

Под содержанием права понимается система (или совокупность) норм, в которых выражается и конкретизируется государственная воля по поводу должного или возможного поведения участников правоохранительной деятельности.

Закрепляя в нормах правоохранительного права цели, задачи и средства их достижения, права и обязанности участников; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоохранительных отношений, их форму и содержание, условия, порядок и последовательность совершения тех или иных действий и решений, законодатель осуществляет правовое регулирование общественных отношений, возникающих, развивающихся и изменяющихся в правоохранительной деятельности в соответствии с общей целью и задачами всей правовой системы государства и общества.

Содержание права, в том числе и правоохранительного, облекается в определенную форму (источники)[6]. Все формы (источники) правоохранительного права можно систематизировать в зависимости от уровня принявшего их государственного органа и по юридической силе воздействия на общественные отношения[7].

В современной России можно выделить их три основные (относительно самостоятел ьн ые) группы:

  • 1) общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • 2) законы РФ;
  • 3) подзаконные нормативные акты органов государственной власти и управления России.
  • [1] Такой условный подход уже был использован, например, в кн.: Ромашов 10. С. Международное правоохранительное право. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  • [2] Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на гранидвух веков). М.: Право и государство, 2005; Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теориии философии права. М.: Зерцало-М, 2002.
  • [3] Толс. тик В. Л., Трусов II. А. Борьба за содержание права. II. Новгород: Нижегородскаяакадемия МВД России, 2008.
  • [4] Божьев В. П. Источники уголовно-процессуального права. М.: Акад. МВД России, 1994. С. 3.
  • [5] Керимов Д. А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1973. С. 219.
  • [6] Марченко М. Н. Источники права: учеб, пособие. М.: Велби; Проспект, 2005.
  • [7] Толстик В. А. Иерархия российского и международного права., 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой