Оценка риска аварий
Приведенные данные по возможным причинам пожаров (табл. 8.4) нужны для идентификации опасных и вредных факторов на объектах хранения нефтепродуктов. Выделяют следующие опасных воздействий: взрыв (В), пожар (П), отравление (О) персонала токсичными веществами, загрязнение (3) окружающей природной среды (ОПС). Все эти нежелательные события могут наступать при отступлении от инструкций, в случаях… Читать ещё >
Оценка риска аварий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Порядок разработки декларации безопасности опасных производственных объектов разрабатывается с учетом результатов анализа условий возникновения и развития аварий, последний включает в свой состав следующее:
- • выявление возможных причин возникновения и развития аварий с учетом отказов оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и технического характера;
- • оценку количества опасных веществ в возможных авариях;
- • определение сценариев возможных аварий;
- • обоснование применяемых для оценки опасностей моделей и методов расчета.
Приведенные данные по возможным причинам пожаров (табл. 8.4) нужны для идентификации опасных и вредных факторов на объектах хранения нефтепродуктов. Выделяют следующие опасных воздействий: взрыв (В), пожар (П), отравление (О) персонала токсичными веществами, загрязнение (3) окружающей природной среды (ОПС). Все эти нежелательные события могут наступать при отступлении от инструкций, в случаях нарушения регламента работ на объектах.
Таблица 8.4
Причины пожаров на объектах хранения нефтепродуктов.
Причины пожара. | Количество пожаров. | Процент от общего количества пожаров. | Число погибших людей. | Процент от общего числа погибших людей. |
Установленные поджоги. | 3,10. | |||
Неисправность оборудования. | 25,66. | 31,58. | ||
НПУЭ: | ||||
— электрооборудования. | 7,52. | 15,78. | ||
— печей. | 0,44. | |||
— теплогенерирующих установок. | ||||
— бытовых газовых устройств. | ||||
НППБ электрогазовых работ. | 11,06. |
Причины пожара. | Количество пожаров. | Процент от общего количества пожаров. | Число погибших людей. | Процент от общего числа погибших людей. |
Взрывы. | 0,44. | |||
Самовозгорание веществ и материалов. | 2,65. | |||
Неосторожное обращение с огнем. | 38,05. | 47,37. | ||
Грозовые разряды. | 0,44. | |||
Неустановленные. | 2,65. | 5,26. | ||
Прочие. | 7,96. |
Примечание. НИУЭ — нарушение правил устройства и эксплуатации; НППБ — нарушение правил пожарной безопасности.
Указанные опасности чаще всего проявляются совместно, на это указывает накопленный опыт. Взрыв как правило сопровождается пожаром, отравлением персонала, загрязнением О ПС. Пожар может привести к взрыву и последующему воздействию на персонал и ОПС. Загрязнение среды бензином, керосином и другими опасным веществами может происходить совместно с взрывами и пожарами. В табл. 8.5 приведены опасности во взаимосвязи со стадиями технологического процесса и работы оборудования.
Опасности технологического процесса и оборудования
Таблица 8.5
Технологическая операция. | Функциональный блок (сооружение, оборудование, помещение). | |||||
СНЭ. | ПНС. | ТТ. | РП. | л. | ПХ. | |
Слив, зачистка, налив (железнодорожные цистерны). | В, П, 0,3. | |||||
Перекачка СНП. | в, п,. 0,3. | в, п,. 0,3. | В, п,. 0,3. | |||
Хранение СИП. | в, о. | |||||
Ремонт резервуаров. | в, п, 0. | |||||
Отбор проб, проведение замеров уровня СНП. | В, П, О. | в, п, о. | в, п,. 0,3. |
Примечание. Использованные обозначения: СНЭ — сливно-наливная эстакада; ПНС — продуктовонасосная станция: ТТ — технологический трубопровод (для перекачки СНП): РП — резервуарный парк; Л — лаборатория; ПХ — помещения для хранения СНП, отобранных для анализа.
Анализ специфических свойств керосина и бензина разных марок показал отсутствие принципиальных различий. Оба эти вещества относятся к легковоспламеняющимися жидкостями. Упругость паров керосина значительно, примерно на 1—2 порядка, ниже упругости паров бензина. Из этого следует, что в условиях производства при нормальной температуре в закрытых объемах бензин способен образовывать паровоздушные смеси, способные взрываться от внешних источников, а керосин их не образует.
Субъективная вероятность образования паровоздушной смеси бензина близка к 0,4. У керосина эта величина сильно зависит от его состава, для авиационных топлив она приближается к 0,4, а для осветительного керосина может быть на порядок ниже, т. е. 0,04.
Результаты исследований и экспериментальных проверок показали, что потенциально вероятность аварии на объектах хранения нефти и нефтепродуктов достаточно высока. Существенный вклад в ее увеличение вносят ошибки персонала, причинами которых часто являются низкая бдительность, рассеянность, ошибки альтернативного выбора, привычные ассоциации, неадекватный учет побочных эффектов, слабая топографическая и пространственная ориентировка. В данном случае основным средством предотвращения аварий является четкое соблюдение отраслевых норм, правил и инструкций.